(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 26 сентября 1993 г.
Наталия Дмитриевна, скажите о значении этого года и о тех испытаниях, которые нам ещё предстоят. Что говорить об испытаниях, когда их и так все ежедневно, ежечасно чувствуют. Но тем не менее мы решили: чем трудней — тем больше прибавлять в работе, и только этим мы можем победить. Сейчас на нас идёт страшный натиск. Этот год самый тяжёлый, потом, наверное, будет легче. Тяжёлый в том смысле, что всех нас хотят сбить с пути, чтобы мы так или иначе отвлеклись от нашей работы, которая невыносима тёмным и страшно им мешает. И в личной жизни каждого из нас что только не насылается! Можно просто поразиться, как сгущаются трудности. Но тёмные предприняли ещё одну очень опасную тактику, о которой надо всем знать: если раньше они действовали грубыми методами — нападками, какими-то физическими препятствиями, — то сейчас они переключились на план мысли. Они начинают насылать каждому из нас мысли, которые мы принимаем за свои, — мысли отвлекающие, мысли сомнения, прельщение заняться чем-то другим, делают нам какие-то внушения. Если мы не разберёмся, наша это мысль или насланная нам, — мы можем на этом попасться и начать действовать неадекватно тому, как мы должны на самом деле вести себя. И сейчас нужно очень следить за своими помыслами, импульсами и думать: не наслано ли это? Критерием будет, конечно, Учение; если его прикладывать ко всему, что в нас происходит, то можно понять, хорошо это или дурно и кому это на пользу. Этот год особенно отличается натисками на всех нас, на всех деятелей и приверженцев Живой Этики, и используется каждый раз какая-то слабость в нашем характере, что-то ещё не изжитое. То, что нам настоятельно рекомендуется совершенствоваться, — это не просто этическое положение (вы должны стать лучше, совершенствоваться, «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» и т.д.), это делается также и для того, чтобы тёмным до нас не было доступа, потому что каждая прореха в ауре, каждая личная слабость в характере служит доступом для тёмных. И поэтому нам особенно надо совершенствоваться. Кто попадается на мнительности, кто на корысти, кто на зависти, кто на ревности, кому-то хочется быть первым, кому-то выделяться — одним словом, у каждого своё. Каждый должен сам себе откровенно сказать, в чём он слаб. Что такое духовное взяточничество и духовная подкупность? Это тоже язвы духа. Ведь на чём был пойман Иуда? Он был учеником Христа, но у него была одна слабость — любовь к деньгам, и на этом дьявол поймал его, и Иуда продал Учителя за тридцать сребреников. Это было то самое подкупничество духовное, на котором его поймали. Это классический пример предательства, но ведь предательства бывают как в большом, так и в малом. В книге «Мир Огненный» (III, 80) говорится о признаках, по которым можно определить верность ученика. Первый признак — неотступность, являемая учеником на всех путях, то есть что бы с ним ни происходило, что бы на него ни насылалось, он идёт неотступно по пути Учения и пытается осуществлять — в своей мере, конечно, — то, что там указано. «Когда ученик являет среди бури и вихрей свою незыблемость, когда среди подкопов и града камней не страшится продолжать назначенный путь». Если вы хотите получить очень яркий пример — у польского писателя Генрика Сенкевича есть замечательный роман «Камо грядеши», что означает «куда идёшь». Там описывается время первых христиан в Древнем Риме, когда Нерон яростно их преследовал. Они прятались, уходили в катакомбы, туда пришёл апостол Пётр и проповедовал Христа. Что только не делали с этими христианами! В книге описываются страшные сцены в Колизее, когда их бросали на растерзание голодным диким зверям, а они пели псалмы, славили Христа и повторяли Его имя. Это был такой яркий пример неотступности! Очень советую вам с этой книгой познакомиться. Второй признак — «несломимость веры, когда путь, указанный Иерархией, есть единый». В Живой Этике встречаются такие положения, прочитав которые, кто-то говорит: «Это я принимаю, а вот эти пункты — ещё подумаю; может, это и не так». Если человек хоть в чём-то одном сомневается в Живой Этике — значит, он её не принимает. Она вся дана из Высшего Источника. И если мы чего-то не понимаем, надо просто сказать себе: «Сейчас я этого ещё не понимаю, я потом уразумею или у кого-нибудь спрошу». Но есть и такие, которые считают, что если им что-то непонятно — значит, это уже не то. Если нам говорится, что нас и нашу страну ожидает суждённое великое будущее, то мы в это абсолютно верим. Как бы нам сейчас плохо ни было, мы знаем, что наступит восход после ночи, и в этом мы совершенно уверены. Это несломимость веры. И действуем мы так, как будто это уже приближается. Ещё несколько лет назад мы не могли бы с вами собираться и беседовать и вы не могли бы открыто покупать и читать книги. Я всё это очень хорошо помню. Очень много лет я была «в подполье» и читала и надеялась, что когда-то... Я всё равно была несломимо уверена, и это мне очень помогало. Даже когда я была в полном одиночестве и нельзя было ни с кем поделиться Живой Этикой — меня могли за это выгнать с работы и преследовать или отнять книги, — и тем не менее не было никакого сомнения или колебания в том, что это будет. И на наших глазах всё это наступило. Если это наступило, значит, наступит и то, о чём сказано в Учении, — заповеданная сказка, до которой все вы, конечно, доживёте, потому что сейчас сроки очень сжаты. И третий признак верности, тоже чрезвычайно важный, — как развиваются взаимоотношения между сотрудниками: «Нужно понять, как важен нуклеус из двух, трёх явленных сотрудников, скреплённых огненным уважением к Иерархии и друг к другу. По этим знакам можно определить огненную верность к Иерархии». Верность к Иерархии мы понимаем и все преклоняемся перед Ней, мы чтим Учителя, чтим Матерь Мира. Но как же нам питать огненное уважение друг к другу? Мы все, как известно, не ангелы и отлично видим недостатки наших ближних, и тем не менее призывается, как признак верности, относиться друг к другу с уважением. Как быть? Во-первых, мы говорим так: если нас наши Старшие Братья терпят — а Они наши недостатки видят лучше, чем мы сами, — и мы должны терпеть своих сотрудников. И во-вторых, если мы работаем ради Дела, мы не посмотрим на недостатки наших сотрудников, но будем смотреть на то, что каждый из них принёс на Общее Благо, на общее наше дело, в нашу копилку. И так как каждый из сотрудников, несомненно, что-то приносит этому делу, мы их за это уважаем, ценим и за это им верны. Когда мы принимаем такую точку зрения, то сможем понять, как можно огненно уважать не только Иерархию, но и друг друга. Верность называется красотой всех этих принципов, и она исключает тот губительный яд, который мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью. Что это такое? Это обратное — это предательство, это когда мы действуем, только если нам выгодно. Как я уже говорила, есть преданность условная и безусловная. Если нам невыгодно — мы отступим, или испугаемся, или пойдём на какой-то компромисс, или нас подкупят за какую-то взятку; но взяточничество и подкупность — это, в общем-то, одно и то же. «Эти язвы несравнимы с земными, физическими язвами. Итак, будем ценить верность на пути к Миру Огненному». Можно сказать, что лжеучителям присуща духовная подкупность, потому что всегда найдутся такие, кто будет их восхвалять, а это своего рода тоже подкуп? Конечно, потому что лжеучителя ищут лести, похвал, возношения. Они якобы базируются на Живой Этике, но начинают искажать то, что получают, в угоду какой-то конъюнктуре, собственному прославлению, что-то себе нарабатывают. В «Мире Огненном» (II, 247) говорится о том, что «сама жизнь, как отцветший цветок, потеряет смысл без Великого Служения». Что такое Великое Служение и может ли оно быть в жизни? Когда человек может считать себя вступившим на этот путь? Понятие служения и понятие жертвы определяются силами каждого. Это можно сравнить со спортсменами. Один спортсмен, лёгкого веса, может поднять штангу, скажем, в полтораста килограммов. Это и будет рекорд для него. Но для тяжеловеса, который поднимает штангу в триста килограммов, это не будет рекордом. Тот, кто делает максимум из того, что он может сделать, на пределе своих сил, своих ресурсов, возможностей, — находится на служении. Но от каждого жертва будет по его размерам. Сколько каждый может поднять, столько с него и спросится. Сказано: кому много дано, с того многое и спросится. Кому дано немного, но он искренне хочет внести свою лепту и помочь человечеству, и это делается бескорыстно, — тот тоже находится на служении. Каждый из нас, кто работает на общее благо, кто хочет, чтобы людям было хорошо, — посылает мысли сколько может. Это как лепта вдовицы: она была очень бедная, но принесла свою лепту (маленькую монетку), и Христос отметил эту лепту как пример того, что дело не в размерах, не в количестве, а в качестве и в желании помочь. Не является ли труд за зарплату чем-то корыстным? Давайте вспомним семью Рерихов. Семья существовала только на продажу картин Николая Рериха, а картины свои он рисовал для общего блага, не только для себя. Эти картины — великое благодеяние для людей. Разве это не был бескорыстный труд? Но тем не менее, чтобы содержать семью, он эти картины продавал. Поскольку все мы находимся в физическом теле и должны и питаться, и одеваться, и детей кормить, то, если мы искренне и добросовестно трудимся, скажем, в Рериховском обществе и за это получаем какую-то минимальную зарплату, работаем без выходных, и днём и ночью, — разве это не будет бескорыстный труд? А работать абсолютно без зарплаты, бросив свою прежнюю основную работу, — значит умереть с голоду. Это же несоизмеримо! Нигде оплата труда не считается корыстной, если она не является целью. Ведь самое главное — это наши побуждения, и по нашим побуждениям о нас и судят. Если мы работаем и действительно хотим принести людям пользу, то зарплата вовсе не означает, что мы корыстно работаем. Духовная сила человека постоянна или может меняться? Духовная сила человека может увеличиваться в связи с самосовершенствованием, точно так же как психическая энергия, она всё время находится в процессе увеличения, духовного роста. Об этом — о самосовершенствовании — говорят все книги Живой Этики. Через всё Учение проходит мысль о чистом сердце. Как достигать чистоты сердца, что для этого нужно? Надо заменять нечистые мысли чистыми, недобрые чувства пытаться заменить добрыми, развивать своё сердце. Как оно развивается? Путём привлечения сочувствия, сострадания, жаления. Сердце начинает больше сочувствовать, сорадоваться брату. Это всё — для чистоты сердца. Может ли человек, изучающий Учение Живой Этики, считать своим духовным учителем Е.П. Блаватскую? Живая Этика ничего не исключает, ничего не запрещает, наоборот, благодаря ей вы лучше оцените вашего учителя — Елену Петровну Блаватскую. Я приобрела книгу В.И. Крыжановской «Утро магов». Что вы можете сказать об этой книге? Об этой книге упоминает Е.И. Рерих. Она говорит: «Конечно, это оккультный роман, не претендующий ни на глубину, ни на особые знания». Но она отмечает там одну положительную черту: что люди, которые никогда в жизни не слышали о магах, о чудесах, о каких-то проявлениях в этой области, всё-таки какие-то очень первичные сведения об этом получат. Но для людей, которые знают больше, эта книга, конечно, — несерьёзный оккультный роман. Но Елена Ивановна всё-таки не отрицает эту книгу для тех, кто вообще никогда ничего не слышал. А в то время, когда писала Крыжановская, так и было: многие вообще понятия не имели о том, что она затрагивала, и это была какая-то положительная лепта. Если человек краснеет в разговоре с другими, является ли это признаком одержания? Часто люди краснеют от застенчивости, и это совсем не порок. Бывает, что и от стыда. Бывает, от прилива психической энергии. А что это признак одержания — я никогда не встречала. Является ли книга «Калагия» продолжением Учения Живой Этики? Мы уже говорили о книге «Калагия». Авторы подобных книг отчасти берут что-то из книг Живой Этики, чтобы этим прикрыться. А потом начинаются свои вымыслы — какие-то чертежи, дебри, и что всё это якобы получается от Высшего Разума. Это самое беззастенчивое самозванство, и тут надо быть очень осторожными. Учение Живой Этики — откровение Новой Эпохи — дано через самую ближайшую сотрудницу Иерархии Света Елену Ивановну Рерих. И естественно, что продолжаться, даваться через кого-то другого оно не будет. Есть только «Грани Агни Йоги», но, как я уже сказала, Б.Н. Абрамов был принятым учеником и его Записи подтверждались, — это совсем другое дело. Здесь же пишут кто во что горазд, совершенно никем не подтверждённые. Мы также знаем и о «богородичном центре», и о «белых братьях», которые ходят в балахонах. Некий Наумкин как-то пришёл к священнику на Алтае и сказал ему: «Ты ждёшь второго пришествия?». Тот сказал: «Жду». «Так вот я уже пришёл». Священник ответил ему: «Откуда пришёл, туда и уходи». Об этом мне недавно рассказывал наш сотрудник, приехавший с Алтая. Теперь «богородичным центром» или «белыми братьями» объявлено, что 24 ноября будет конец света, и они заманивают ребят из школ, говорят, что не надо учиться, несите всё из дома к нам, это вам не понадобится, все вы воскреснете в огненных телах и надо кончать жизнь, а не начинать. В чём выражается связь врача с психической энергией? Если обыкновенный врач, не особенно сильный специалист, лечит больного с душой и сердцем и хочет ему помочь — он больному даже больше помогает, чем какой-нибудь крупный специалист, но равнодушный к нему. Это и есть связь врача с психической энергией; когда он её употребляет, он как бы открывает сердце, потому что психическая энергия имеет качество сочувствия. Когда человек сочувствует, его сердечная энергия непроизвольно идёт к тому, кому он сочувствует. И тут врачи, конечно, великое дело могут делать.
Назад в раздел : 1991-1993 |
|||