(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 26 декабря 1993 г.

дата: 26 декабря 1993 г.


В «Гранях Агни Йоги» сказано, что люди будут сходиться по светотени. Как это понимать?

Мы знаем, что аура людей может быть светоносной, может быть тусклой, дающей очень мало света, а может быть и вообще затемнённой. И сходиться люди будут по соответствию их излучений. Если чьи-то излучения гармоничны вашим, то, естественно, будет и сближение. Если же есть большая разница между излучениями двух или нескольких людей, то объединиться будет или очень трудно, или просто невозможно. Вот это и подразумевалось — наши излучения, насколько наши ауры светоносны или, наоборот, очень затемнены. Конечно, если кто-то от света, а кто-то от тьмы, у кого-то чёрные огни, а у кого-то светлые, то это уже просто антагонисты.

«Одно из труднейших качеств — не выдать несуждённое и не нанести вред. Пример Эсхила поучителен. Стихии набрасываются на того, кто вывел их из состояния соответствия. Невозможно спасти такого легкомысленного предателя. Вы знаете, что подобные предательства совершаются и в малом и в великом, и многие не от злобы, но от неосмотрительности. Безразлично, отчего открыть клетку дикого зверя» (Мир Огненный, I, 442). О чём здесь идёт речь?

Очень важен срок — когда должно что-то произойти. Если раньше срока начать говорить и раскрывать — это будет очень разрушительно, а когда наступает срок, то всё совершается так, как нужно. Поэтому, даже если что-то и известно, раньше срока говорить нельзя — тогда стихии могут обрушиться на такого легкомысленного человека. Сроки нам не даются, особенно исторические, о них никто, кроме Учителей, не знает.

В книге «Мир Огненный» (I, 504) сказано: «Именно — "победи безбожных". (…) Нужно не малое сознание, чтобы понять настоящее безбожье и понять, каким оружием Света поражается тьма. Можно радоваться, когда тьма Свет умножает. Даже сама темнота создаёт Свет Незримый. Сказано — для Йога днём светит луна и ночью солнце. Пусть соберёте вокруг себя столько Света, чтобы не было места тьме». Как понимать слова «победи безбожных»?

Во времена первых христиан их было совсем немного, но они побеждали языческий мир. Чем они побеждали? Своей потрясающей верой в Христа, в загробную жизнь, в то, что там они воскреснут. Они побеждали всей своей жизнью, своим подвигом: их бросали на растерзание диким зверям в Колизее, их обливали смолой и сжигали, а они ничего этого не боялись. Этим они и победили безбожных, и Рим в конце концов стал не языческим, а оплотом европейского христианства.

Правильно ли считать, что второе лицо Троицы, то есть Бог-Сын, — это Христос? Ведь мы знаем, что Христос — один из Великих Учителей.

Мы все — дети Божьи, потому что Он всюду, и искры Его в каждом из нас. Но в Великих Учителях Он проявлялся насколько это возможно — максимально. То есть Они были действительно Сыны Бога. И у нас в потенциале имеется божественная частица, как и во всём, потому что Бог вездесущ. Но у Светочей она была выявлена в полной мере, потому Они и назывались: Бог-Отец, Бог-Сын, как уже выявленное Божество, и Дух Святой, как психическая энергия.

«Существа тонкие вьются вокруг каждого и употребляют частицы эктоплазмы... (...) Нужно, чтобы люди крепко запомнили, что эктоплазма выделяется вовсе не только на каких-то особых собраниях, но постоянно, и лишь крепкое и бодрое сознание не допускает чрезмерного истечения» (Надземное, 430). Поясните этот параграф.

Чтобы тёмные, которые вьются вокруг нас, не использовали в своих целях нашу энергию, эту тонкую субстанцию, чтобы они не усилялись, используя её для своих тёмных, вредительских целей, надо за собой очень следить и не выделять её там, где это не нужно; и наоборот, сохранять энергию, собирать её и только там её выдавать, где нужно — для дела, для помощи.

В «Гранях Агни Йоги» сказано: «Этот путь становления заключается в слиянии сознаний — Моего и идущего за Мною» (4 августа 1960 г.). «При общении мир свой вытесняется Миром Моим совершенно» (22 августа 1960 г.). Не означает ли это утрату индивидуальности человека?

Когда мы начинаем изучать Учение, данное Великим Учителем, то этим самым расширяем сознание, обогащаем его. И мы очень хотим приобщиться к знанию, к тому, чтобы наше мировоззрение расширилось, утончилось, очистилось. Всё это и означает приближение к миру сознания Учителя. Это не только никак не угнетает нашу индивидуальность, но, наоборот, обогащает её. Мы её не теряем, но Мир Учителя до какой-то степени становится нашим миром. Это великое благо.

Представьте себе, что было бы с каждым из нас, если бы книги Учения не встретились в нашей жизни. И когда мы начинаем об этом думать, нам становится страшно: как бы мы жили? — как обыватели, которые не знают, для чего живут; впереди только смерть, несчастье и никакого смысла. И вдруг мы озаряемся таким знанием! Это и есть знание Учителя. И мы не только никаким образом не теряем свою индивидуальность, но и обогащаем её, приближаемся к Учителю и тем самым становимся выше, растём. Поэтому нет никакой опасности потерять своё сознание. «Вытесняется Миром Учителя» обывательское, низкое сознание, уже отмирающее, ненужное нам самим.

Что или кто может являться источником творчества и вдохновения?

Как А.С. Пушкин писал в стихотворении «Поэт»:

 

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружён;

Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл...

 

Именно когда касается его этот божественный глагол — это и есть состояние вдохновения.

Что такое случай? В книге «Зов» (11.04.1922 г.) сказано: «Чудо совершается нежданно. Ничто не случайно». Что здесь имеется в виду?

Мы говорим — случай, думаем — это случайно. На самом деле ничего случайного не бывает. Когда-то это было заложено, когда-то было предусмотрено. Если это относится к какому-то человеку, может быть, в прошлом у него были какие-то побуждения, или желания, или намерения, — они потом всё-таки исполняются, так как ничто не исчезает и исполняются даже те желания, которые мы уже переросли. Это кажется иногда случаем. Ты случайно кого-то встретил — а может быть, эта встреча была уже намного раньше запрограммирована судьбой, кармой. Мы случайно находим нужную книгу — а может быть, она всем нашим предыдущим устремлением уже была нам предназначена, и она приходит. Поэтому надо случай понимать именно как предначертание. Ничего совершенно необоснованного, не заложенного ранее, непредусмотренного, незапланированного — не бывает. Только мы не знаем, где корни того, что нам кажется случайным.

Церковь отвергает Учение Живой Этики, считая, что это от тёмных, от лжепророков, что Истина — только от Христа.

Библия делится на Ветхий Завет — до Христа — и Новый Завет, Евангелие. И когда книжники и фарисеи, то есть те самые священнослужители, поборники обрядности, попрекали Христа, что Он нарушает то, что сказано в Библии, Он говорил: «...не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Матф., 5: 17). Закон, но не обряды. В Евангелии есть сцена с фарисеем, когда он, обращаясь к Богу, говорит, что и молитвы читает, и милостыню, сколько положено, раздаёт, и посты соблюдает. А мытарь, сборщик податей, — это была самая презренная каста в Иудее, — стоял в дверях храма, не смея войти, бил себя в грудь, плакал и говорил: «Боже, милостив буди мне, грешному». И мытарь был оправдан, а фарисей, который восхвалял себя и перечислял все свои добродетели перед Богом, был заклеймён. Потом слово «фарисей» стало нарицательным.

Христа гнали и говорили, что Он нарушает то, что было сказано праотцами. А то, что абсолютно все Учителя, так же как и Христос, дают две самые основные, простые заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего как самого себя», — этого церковники никогда не вспоминают.

Я сама ходила в церковь с детства и знаю, как нужно себя там вести: во время определённых молитв или песнопений надо обязательно становиться на колени, класть земные поклоны. Этому придавалось огромное значение. Если что-то не так — это уже грех. А что такое грех? Грех — это нарушение или отпадение от космических Законов. Не делай другому того, чего не желаешь себе, — это космический Закон. Грех вовсе не в том, что ты не становишься на колени во время пения «Отче наш» или когда поют «Херувимскую» во время литургии. Если не стоишь на коленях, то на тебя смотрят, дёргают и показывают, что надо встать. Мы обязаны были ходить в церковь и ходили, но никто нам не внушал — не делать того, чего не хочешь себе. Заповеди Христа ведь очень просты. И на Страшном Суде Он не будет говорить грешникам: «Вы не постились, не ходили в церковь, не исполняли обрядов». Он нам скажет: «Я был голоден, и вы не накормили Меня, Я был болен, и вы не посетили Меня» и т.д. К сожалению, этого в церкви не преподают. 



Назад в раздел : 1991-1993
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае