(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Встреча с сотрудниками Киселёвского Рериховского Общества 1993 г.

дата: 1993 г.


Наталия Дмитриевна, как произошла Ваша первая встреча с Борисом Николаевичем?

Она произошла в Харбине — вы знаете, что я из Харбина. Ещё до встречи с Борисом Николаевичем я начала читать книги Учения. Когда японцы оккупировали Маньчжурию, было страшное нищенство, не было ни бумаги, ни копирки, и книги уже трудно было достать. У нас не было своих книг Учения, а мне хотелось их иметь. Я приобрела машинку, прошла курсы машинописи и перепечатала своими руками девять книг Учения, их я потом привезла с собой. У Бориса Николаевича были более старшие ученики, один из них вёл у нас группу и рассказал Борису Николаевичу обо мне. Он захотел со мной встретиться и сам ко мне пришёл. Так состоялась наша первая встреча, мы с ним познакомились и долго беседовали. После этого он относился ко мне уже как к своему человеку.

У Бориса Николаевича всё время шла очень интенсивная переписка с Рерихами — Еленой Ивановной и Николаем Константиновичем. Вы знаете, что Н.К. Рерих приезжал в Харбин с Юрием Николаевичем, и Борис Николаевич с ним встретился. Николай Константинович признал его учеником и дал ему кольцо; только двоим дал — ему и Альфреду Хейдоку, которого я тоже знала и встречалась с ним, он приезжал ко мне несколько раз.

Наталия Дмитриевна, Вы были у Бориса Николаевича единственной ученицей?

Нет, я была не одна, нас было человек пять. Но сюда мы с ним приехали вдвоём.

К Борису Николаевичу в Венёв я ездила каждое лето. Всю домашнюю работу он делал очень терпеливо, спокойно, не торопясь, всё как-то спорилось. Они жили на частной неблагоустроенной квартире, приходилось и воду таскать, и уголь, пилить дрова, топить печь. Тем не менее он всё успевал. Всё, что получал, записывал по ночам. Перед ним лежала целая кипа бумажек, он брал и записывал на ощупь, а днём разбирал их и переписывал уже в тетрадку. Эти тетрадки сохранились и теперь издаются.

Не ошибался ли Борис Николаевич в распознавании людей?

Думаю, что нет. Конечно, в некоторых случаях он не был всеведущим. Видите ли, есть свободная воля: на данный момент ученик устремлён и готов работать, но кто знает, что будет дальше. Ведь и Учителя писали о зеркалах будущего, что на данный момент нам намечено такое-то будущее, а если мы свернём в сторону под влиянием наших неизжитых слабостей, изберём другой путь — тут же зеркало будущего меняет свою картину. В таком случае это не ошибка, а просто невозможность предвидеть. Можем ли мы сами за себя ручаться? Иногда бывает, что очень продвинутые люди вдруг попадаются на самомнении, на гордости или на тщеславии.

Как понимать слова «под Щитом Учителя»? Наверное, надо заслужить, чтобы тебя приняли под Щит? Как почувствовать эту помощь?

Чем больше вы будете о нём думать, тем больше будете его чувствовать. Мы, конечно, все несовершенны, но Елена Ивановна пишет: «А где же они, совершенные?» Несмотря на это, нас терпят и нам помогают, потому что мы проходим известные этапы. Совершенные находятся там, на небе, но мы же не ангелы. Но они не ангелами занимаются, а нами. Поэтому, если вы искренне устремлены к добру и хотите стать лучше, — вам, конечно, всегда будут помогать, но надо обращаться и быть уверенными, что вам помогут. Помощь приходит в последний момент.

Наверное, часто обращаться за помощью нельзя?

Необходимо памятование и, если грозит опасность, обращение: «Помоги!». Длинные молитвы нам не предписаны. Сказано: «Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Надо размышлять: а что было бы у вас в жизни, если бы вы не встретили Учение, не были бы знакомы с ним? Жили бы как-то, но совсем не так, как сейчас. Подумайте: что бы тогда с вами было? И тогда вы начнёте невольно чувствовать признательность и любовь за то, что вы получили. Потому что без Учения кто мы такие? Бессмысленная жизнь, отрезок неизвестно откуда и неизвестно куда, а впереди могила. Кого устраивает могила? Никого. А когда знаешь, что никакой могилы нет, а есть продолжение, и в Учении очень много говорится о Тонком Мире, об условиях пребывания там, — то это преображает всю жизнь. Вы поднимаетесь уже в иное измерение и чувствуете себя совсем по-другому. Вы, конечно, продолжаете заниматься хозяйством, растить детей и так далее, но уже совсем по-другому. И вы знаете, что у вас есть перспектива. А если что-то случилось, если тяжёлая карма — вы платите долги и у'читесь, ведь карма — наш учитель. Если кто-то не накормил голодного — сам должен поголодать, если больному не помог — поболей сам. И всё тогда можно объяснить.

Наталия Дмитриевна, можно ли читать молитву «Отче наш»?

Если это помогает вам войти в контакт с Отцом Небесным, то почему же нет?

Мне мало понятно обращение «раба Божия».

Теперь мы сотрудники, а раньше были рабами. А Учитель говорит: «...не богами, но сотрудниками Нам дозволено будет быть. Это завет простоты» (Озарение, 3 – I – 10). Они хотят быть Старшими Сотрудниками, но не богами. Есть поговорка: «До Бога высоко, до царя далеко». А если до Бога высоко, то и контакта с Богом у нас не будет. Но если «Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я» (Зов, 24.03.1920 г.), если это наш Отец, в нас Его частица, то Он не высоко, а в нас. Это очень важно ощутить, что каждый из нас — Его частица, иначе и быть не может. Ведь и в христианстве сказано: «Бог вездесущ». Что значит «вездесущ»? Значит — Он в цветке, значит — Он в земле. Читали ли вы Бхагавадгиту в переводе Каменской? Это совершенно изумительная вещь, где Всевышний говорит через Кришну: «Я — и вкус воды... Я — и блеск луны и солнца, и Священное Слово в Ведах, и звук в эфире, и мужество в людях. Я — чистый запах земли и свет огня...» Вы понимаете, Он — всё. И тогда мы Его и ощущаем в себе. Раньше было только «подай» и «помилуй». А где же «люблю Тебя, Господи»? Неужели ребёнок, подходя к отцу или к матери, должен обязательно ему в ноги кланяться? Он к ним идёт на руки и целует, ведь это же естественно. Наши физические родители — это временные родители. Помните, Христос говорит: «Много у вас было и отцов и матерей, и жён и мужей». А Отец у нас один — то, что есть Всё — вся Вселенная, это есть Он. Это не персонифицированный старец, который сидит на облаках, это — ВСЁ, это Космос в его непредставимом многообразии.

В «Гранях Агни Йоги» (17 ноября 1960 г.) сказано, что когда мы читаем Записи вслух, то невидимых слушателей вокруг нас больше, чем видимых, и «начинает неистовствовать тьма» и работать против нас. Не является ли это указанием, что мы не должны читать?

Ни в коем случае, потому что Борис Николаевич говорил, что слушателей у нас из Тонкого Мира много и многие питаются нашими беседами.

К ним нужно обращаться?

Нет, мы должны просто заниматься, а они слушают, и каждый берёт то, что ему надо. И не только тёмные вокруг нас. Они, само собой, пытаются помешать, но если мы крепко объединены — это большая сила. И существа из Тонкого Мира, голодные духовно, тоже примагничиваются, слушают то, что им надо. Конечно, у нас слушателей много, но мы о них не думаем, мы их не видим. Сказано, что пространство наполнено и переполнено, оно вовсе не пустое и там очень много тонких существ, которые слушают нас и всё, что мы говорим, воспринимают так же, как вы воспринимаете, — каждый по-своему. Нас это никак не должно беспокоить. Но с тёмными надо быть всё время начеку. И единение — это та сила, которая им не даёт возможности успешно безобразничать. Сказано, что нуклей даже из двух-трёх явленных друзей-сотрудников может явить помощь большим делам, но они должны быть объединены огненным уважением к Иерархии и друг к другу. И тогда два-три человека — это уже большая сила. А Христос говорит: «Там, где двое или трое собрались во имя Моё, там и Я среди них». Вы представляете, что значит «во имя Моё»? Это значит, когда мы во имя Учителя, во имя Учения собираемся — «там и Я среди них», — так Христос сказал. Между прочим, в Евангелии содержится очень много законов бытия. Я считаю, что Заповеди — это космические формулы. «Там, где двое или трое объединились, там и Я среди них» — разве это не формула?

Это означает Присутствие?

Да, Присутствие. Его Луч с нами, когда у нас дружное единение. Учитель говорит: «Я могу помогать там, где имеется дружное единение». Вот мы сейчас дружно объединились, никто из нас ни против кого не возражает — значит, Учитель может помочь. Но если у нас в ядре раскол, что-то кому-то не понравилось — Он не может помочь, потому что нет условий. А условия — это единение и уважение друг к другу. Мы все знаем и недостатки друг друга, и достоинства. Помните, что сказано: «Нужно в удвоенное стекло смотреть на всё доброе в человеке и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе останетесь прежними. Наш ученик должен иметь глаз добрый» (см.: Зов, 15.06.1921 г.). Это спасает нас от взаимных осуждений. Конечно, у всех есть недостатки, «человек есть процесс», как сказал Будда. Мы всегда в процессе. И у наших Учителей тоже есть Учителя — это процесс, и он неостановим.

Предположим, собираются люди разного уровня сознания, но устремлённые к одной цели. Тогда они могут притянуть Луч?

Конечно, если мы к одному устремлены. «Объединяет только цель — не верь другому единенью...»

Скажите, с чего начинается раскрытие центров? Какой центр начинает работать первым?

Вовсе не обязательно, чтобы открылся «третий глаз», или чтобы солнечное сплетение стало вращаться, или кундалини бы поднялся. Это совсем не требуется, и не надо об этом думать. Главное — сердце. Уверяю вас, что открытие центров происходит естественным путём — путём очищения и любви. Я никогда не думаю о центрах, никогда. В Учении гораздо большее значение придаётся чувствознанию, его и надо развивать. Центры раскроются по мере очищения и устремления. И вы о них даже не заботьтесь и не думайте. Меня лично они нисколько не волнуют, потому что достижение не в них. А вот чувствознание, как сказано, есть прямой путь в Шамбалу. Что это значит? Если бы у нас не было никакого чувствознания, мы бы не поверили, что есть Шамбала, что есть Старшие Братья. Но что-то внутри нам говорит, что Они есть, хотя мы Их не встречали. На географических картах никакой Шамбалы в помине нет, но мы знаем, что она есть, и ничто нас в этом не переубедит, — это и есть чувствознание. Когда мы знаем поверх доказательств, воспринимаем Учение и чувствуем, что это именно так, а не иначе, — это тоже чувствознание. Конечно, Учителя должны быть, Они дали книги — вот что важно!

Тоже пример чувствознания: вы встречаетесь с человеком, видите его первый раз, ничего о нём не знаете — а у вас возникает реакция, положительная, или отрицательная, или никакая. Мы не только воспринимаем натренированным взглядом, но что-то внутри сразу подсказывает.

Мне вдруг стали приходить плохие мысли. Как с этим бороться?

Вы себе скажите: «Я сама так не могу думать. Я с ними категорически не согласна». Первый этап, самый главный, — вы понимаете, что эти мысли не ваши. Второй этап — вы должны гнать их и повторять Имя Господне. Читайте молитву, какую вы любите. Обращайтесь к Высшему, обращайтесь к Богоматери, если Она вам близка, к Христу. И молитесь. Серафим Саровский перед Образом Богоматери «Умиление» молился днями и ночами, и Она освободила его от таких мыслей — они его тоже посещали, это было испытание.

Если вам из Иерархии Света ближе всего Богоматерь — против Неё никто не силён. Она — Владычица!

Часто, думая о Богоматери, я вижу также образ Елены Ивановны Рерих.

Так ведь Елена Ивановна очень близка Ей по существу. Она — Матерь Агни Йоги, женское начало, и она именно очень близка Богоматери. Вы можете обращаться к ней. Продолжайте бороться, и это у вас пройдёт.
И никаким образом не надо расстраиваться, несмотря на то что мысли могут быть очень противны и неприятны. Имейте в виду: если Серафим Саровский подвергался таким искушениям, то что уж о нас говорить.

Мне казалось, что это одержатель нашёптывает.

Нет, одержатель проявляется по-другому. Одержимый считает, что это его мысли. А вы так не думаете. Значит, одержание вы откидываете. Это тёмные вам насылают, это вполне возможно.

Я потрясена тем, что мне приходят такие мысли.

Видимо, вы раньше не тренировали мысли. Вы никак не сдавайтесь, молитесь, не соглашайтесь с этим: «Это не моё, не моё. Господи, помилуй», — и это всё пройдёт. Сердечно просите: «Помоги мне. Я этого не хочу. Это не моё. Отгони!» Есть молитва от тёмных сил: «Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его...» Хоть как-то молитесь, как вам ближе, это же индивидуально. И это у вас пройдёт, только не отчаивайтесь. Им нужно довести вас до отчаяния, а вы никак не поддавайтесь. Вы этого не хотите. И чем больше вы будете обращаться, тем больше дадите возможность вам помочь. Дайте возможность вам помочь, откройте сердце и обязательно преодолеете, с Господом, с Высшей помощью. Если уж такие, как Серафим, подвергались, то чего же удивляться. Не вы одна. И это пройдёт, только молитесь. Держите контакт, призывайте на помощь, сразу же, немедленно.

Назад в раздел : 1991-1993
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае