(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 25 февраля 1996 г.

дата: 25 февраля 1996 г.


«Говорите по сознанию собеседника. Нетерпимость есть несменная одежда», — сказано в книге «Агни Йога» (328). Объясните, пожалуйста, смысл последнего предложения.

Прежде всего, представим себе: что такое несменная одежда? Это одежда, которую носят, носят и месяцами не меняют. Во что она превращается? Она становится грязной, замусоленной. То же самое и нетерпимость: когда мы что-то или кого-то не терпим, это свойство превращается в несменную одежду. Оно так же отталкивающе и отвратительно, как если бы мы месяцами и годами не меняли белья и одежды. Это просто метафора, образное сравнение. Я думаю, что должно быть понятно, как это свойство дурно.

Когда стыдно за свои поступки — это осознание своих действий. Но когда стыдно за своих сотрудников, за их действия — это самость?

Но почему же это самость? Если стыдно за сотрудников — за них переживаешь, как за самого себя, потому что сотрудники — это самые близкие нам люди. Если они что-то делают не то, за них бывает стыдно, — это не самость, это тяжёлое переживание. Если при этом проявляется осуждение сотрудника, то это самость. А если ты болеешь за сотрудника, который поступил не так, это не самость, а скорее сочувствие к тому, какие будут последствия для него.

Как быть, когда законы социума требуют причинения насилия и страдания другим лицам и есть ощущение, что данные действия нужны?

Для чего мы делаем — это самое главное. Если мы предпринимаем какие-то насильственные меры для сохранения жизни очень многих людей, и мы вынуждены это делать, и делаем это не по злобе, а потому что это необходимо для спасения, может быть, людей, городов, деревень; или мы видим, что надо спасать людей от бандитизма, от насилия, от поджогов, — то это не будет считаться насилием, когда мы производим такие пресекающие действия.

Вопросы Иерархии и сотрудничества в наше время особенно правильно должны быть поняты в приложении к нашим земным построениям. Поделитесь Вашим опытом духовного водительства. Может ли являться Ваше мнение безусловным авторитетом?

Во-первых, я не осуществляю духовного водительства, я сотрудница и всегда говорю это. Если что-то я знаю немного больше, потому что очень много лет читаю Учение и делюсь этим, — это не значит водительство, это всё сотрудничество. Если у меня, в силу моих лет, немного больше жизненного опыта, чем у моих молодых друзей, — естественно, что я делюсь этим, но это тоже опять-таки не водительство, всё это только сотрудничество, и только такие отношения я признаю.

Безусловный авторитет имеют Учение Живой Этики, Письма Елены Ивановны Рерих и «Грани Агни Йоги». Если я говорю что-то соответственно этому, то это является авторитетом, но не моим, а авторитетом того, от чьего имени я говорю. В данном случае — от имени Учения. Но нельзя лично себе приписывать то, что говорится в Учении; и то, что я очень многое помню наизусть, — это не лично мой авторитет. Всякая отсебятина, я считаю, просто недопустима, если она никак с Учением не согласуется. К сожалению, мы её встречаем в разных изданиях и высказываниях. Но мы придерживаемся только Учения.

Наверное, вы заметили, что если кого-то в Рериховском обществе выбирают председателем и он начинает администрировать, командовать, «зажимать» всех и всячески выставлять свой авторитет, то его в конце концов свергают и переходят на какую-то другую форму правления или выбирают другого председателя. Я думаю, что многие с этим сталкиваются.

Хочу напомнить очень важное из книги «Зов»: «Наша власть — жертва». Для нас власть, если она нам даётся в руки для каких-то целей, — это жертва, а вовсе не какое-то приобретение, желаемое нами. В книге «Зов» перечислен целый ряд великих имён, которые действительно были властелинами мира. И для них власть была только жертвой, они делали это во имя Общего Блага. Так же и в малом: если кто-то из нас и руководит — это только жертва, это только потому, что так необходимо, но это отнюдь не привилегия, и мы этого не добиваемся никогда.

Чем всё достигается? Вот критерий: приоритет знания и примат духа.

Архат вмещает добро и зло, но сознательно выбирает добро. Каким же образом обуздывается зло?

Тем, что выбирается добро. Добро вытесняет зло, они сосуществовать никак не могут — или добро, или зло. Если человек любит — то естественно, что он перестаёт ненавидеть и вредить другим. «А после удастся и полюбить. Тёмные твари всё это очень не любят. Сохнут и гибнут тогда» — так писал Николай Константинович Рерих. «А после удастся и полюбить» — это огромное достижение, и тогда все эти вопросы разрешаются. Там, где Свет, — там уже тьмы нет. Там, где любовь, — там нет ненависти и вражды и нет тьмы. И тёмные бегут от этого Света, они его не выносят.

При каких обстоятельствах рвётся «серебряная нить»? Не прервётся ли связь с Учителем, если интересуешься разными религиями, ходишь в церковь, не всегда регулярно читаешь Живую Этику из-за нехватки времени?

«Серебряная нить» — это нить любви, нить связи с Учителем. И даже если мы редко читаем Учение и посещаем другие церкви и какие-то собрания, но не отказываемся, не отрекаемся от Живой Этики и она для нас первична, а всё остальное познавательно и вторично, и мы продолжаем думать и об Учении, и об Учителе, и стремимся к Нему, и признаём Его, — тогда «серебряная нить» сохраняется. А прервана она может быть, когда идёт отказ от Учителя и от Учения. Некоторые уходят полностью в церковность и считают, что они до этого заблуждались и это была ересь, — это порывает нить. Они сами порывают. Если же они придерживаются Учения, то нить сохраняется. Всё это зависит от сознания человека и от того, куда он устремлён в основном.

В трудах Н.К. Рериха сказано, что венок — это символ единения. Что в себя вмещает это единение?

Есть дуги сознания, это когда сознание частично что-то вмещает. А когда круг сознания полный, когда оно вмещает все понятия, а не только какую-то их часть, — то это синтез (Иерархия, 21).

Мальчик 13 лет услышал о «конце света» и теперь боится, что это произойдёт. Как ему помочь?

Конца света вообще нет и быть не может. «Конец света» — это конец одной эпохи и начало другой. В данном случае мы как раз вступили в эту фазу. Кончилась Кали Юга, и началась Сатия Юга. Уран вступил в знак Водолея, и мы это знаем даже астрономически. С января уже началась Новая Эпоха. Уран действует. Уран — наша планета, и Водолей также наше созвездие. И никакого конца быть не может, надо пояснить этому мальчику. Кончается одна историческая эпоха, как когда-то кончилась эпоха монархизма, потом начался социализм — это всё смены эпох, но это отнюдь не конец. Конца вообще быть не может. Земля ещё очень не скоро завершит свои циклы, и мы тогда перейдём на какую-то другую планету, но пока это не предвидится.

Некоторые люди считают, что проводить Дни Культуры, посвящённые семье Рерихов и другим Светочам, — это не настоящее действие. Поясните, пожалуйста, какие действия несут Свет и что есть действие с точки зрения Учения Живой Этики?

Почему же Дни Культуры и почитание Культуры не есть действие, которое очень нужно? Вы же знаете, что при нашем бескультурье это совершенно необходимо. И Рерих даёт формулы Культуры: «Культура есть почитание Света». Разве это не Учение? «Культура есть любовь к человеку». «Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты». «Культура есть двигатель». «Культура есть сердце». Естественно, что мы и почитаем Рерихов, и проводим Дни Культуры, потому что Культура — это именно почитание Света, это приобщение к Свету, то есть к Учению. Конечно, это — действие, и очень полезное и нужное. Что мы без Культуры, если она — почитание Света и любовь к человеку?

Над Иерархией Света — Матерь Мира. А кто ниже Иерархии?

Ниже Иерархии Света — это, видимо, мы. Как говорил Ницше: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? — Насмешка и мучительный стыд. То же самое человек по сравнению со сверхчеловеком — насмешка и мучительный позор». Сверхчеловеки — это Иерархия Света, Те, которые пришли на нашу планету, чтобы спасти её и дать нам Учение. А вверху — Беспредельность, потому что понятие «Бог» — это совершенно непостижимое понятие. Это — ВСЁ! Это вся Вселенная.

Матерь Мира в своём вселенском аспекте — это и есть Великая Матерь, Материя, то есть всё проявленное. А в нашем аспекте Матерь Мира — это близкая к нам Матерь, которую почитают все религии и которая нам очень помогает и очень близка к нам. Помните трогательную картину Н.К. Рериха, где Она вылавливает из адского пламени какие-то души, чтобы их вести в рай? Она жалеет, Она любит нас. Это аспект уже не вселенский. Матерь Мира и все эти высокие понятия имеют аспекты, близкие к нам, — как бы материализованные. И про Христа говорится, что, с одной стороны, это было Слово — Слово Бога, а с другой стороны — это был воплощённый человек, воплотивший это Слово в себе. Так что мы на двух планах должны это понимать: и как близкое, и как космическое. Вы знаете, как на Руси, да и не только на Руси, почитаются иконы, чудотворные иконы Матери Мира. Почему? Потому что через них Она помогает. Люди обращаются к Ней через иконы, так им легче сосредоточиться на каком-то предмете, изображающем данное Высокое Существо. И как Она помогает! И потому столько чудотворных икон. Так что Она везде — и в космосе, и с нами. И когда мы обращаемся к Ней — Она нас слышит и помогает, потому что Она умеет любить больше, чем умеет любить земная мать, как бы она ни любила своего ребёнка. Эта любовь непостижимо выше.

Какие книги Учения Живой Этики сейчас более важно читать?

Поскольку мы говорим об общине и слово «община» звучит в пространстве, мне кажется, очень важно читать книгу «Община»; но и все остальные нужно читать, там тоже очень много об этом сказано. Но книга «Община» сейчас особенно звучит. Конец старого мира — это переход от индивидуализации к общности, от «я» к «мы». Заменить куцее «я» творящим «мы» — вот что нам указано. «Мы» — это община, а «я» — это обособленность, это старый мир, с которым мы в Новую Эпоху не войдём. Мы очень любим это местоимение «мы». Когда я писала «Капли», было такое указание, чтобы не употреблять нигде местоимение «я». И в книге «Капли» вы местоимения «я» нигде не встретите, а только «мы».

Как посылать благие мысли другому человеку, чтобы они дошли?

Прежде всего — сердцем; чтобы они шли от сердца и вы очень хотели, чтобы эти благие мысли дошли. Всем сердцем посылайте их ему с пожеланием блага, а не только мозгом. Конечно, формируются они в мозгу как формулы, но переносятся в сердце и оттуда передаются.

Каково Ваше отношение к сахаджа-йоге?

Полностью отрицательное. Кроме вреда, она ничего не приносит, там производятся какие-то манипуляции, какие-то приёмы и медитации и т.д. Люди от этого болеют, страдают, когда это применяют, — словом, это совершенно чуждое нам и очень вредное явление, нужно быть с ним осторожным.

Вы же понимаете, что все центры раскрываются естественно, как цветы, только по мере нашего совершенствования. Всякое искусственное раскрытие грозит психическим заболеванием, смертью. Это большая беда, потому что ничего искусственного в духовной жизни быть не может. Там всё естественно происходит по мере нашего самосовершенствования.

«Лучшее умение понёс народ. Рука дающая мудро живёт, и места пусть отдохнут.

Кому же отдать новую землю? — Кто принесёт щепоть старого знания. — Узел народов закреплён на пустом месте. Ушедшие пусть придут.

Если моря могут покрывать горы и пустыни сменять дно морское, неужели недоступно представить чудо заселения пустыни? Пахарь, простой поселянин, даёт отдохнуть полю, покрывая его мраком — бурьяном.

Так же в плане созидания надо сменять места урожая. Новому прилично быть на новом месте» (Озарение, 2–IV–19). О чём здесь говорится?

О новых местах предназначенных. Раньше Европа была центром культуры и духовного возрождения, а сейчас всё это переходит в Азию. Суждена Россия Азиатская, и недаром Настасья Микулична на картине Н.К. Рериха имеет вид явно азиатский; это тоже указание на то, что Россия Азиатская теперь примет наследие, но не Европа, которая уже свою роль сыграла. Раньше были Египет, Греция, Европа, а теперь Азия, и в основном Сибирь и совершенно непаханая целина — Алтай, это самое главное. Там действительно поле непаханое и ждущее. 



Назад в раздел : 1996
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае