(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» СибРО 25 февраля 1996 г.
Побеседуем уже в более узком кругу. Тема наша, как вы сами слышали на «круглом столе», — община. Хотелось бы узнать, что делается в этом направлении в других Обществах, потому что община прозвучала очень повелительно, и без этого мы теперь уже быть не сможем, потому что наступила Новая Эпоха: Уран вошёл в Водолей и началась Сатия Юга. Теперь переходим к объединению со словом «мы», в отличие от Кали Юги, от индивидуализации, когда было слово «я». Мы только ещё начинаем. И конечно, я надеюсь, что в каждом Обществе вы напомните и о книге «Община», и о том, что она наступает и как её претворить в жизнь, потому что имеет значение только то, что претворено, а что не претворено — так и останется только на словах. Каждый раз представители Обществ нам рассказывают, какие у них проблемы, какие мероприятия. Это интересно всем, потому что все в одинаковом положении и имеют во многом одинаковые проблемы. Хотелось бы послушать, как у вас решается вопрос с общиной, с тем, что мы называем «Совет». Раньше были председатели и секретари, в общем, схема была старая, и все подчинялись. Теперь — советуются. Теперь «сколько голов — столько и умов». Мы обогащаемся взаимно и можем иногда быть взаимозаменяемы. Теперь без коллективного разума не обойтись. Как научить людей такому отношению к делу, чтобы им никто не указывал, что надо делать, а они видели это сами? Это новое мышление, оно с неба не сваливается, надо постепенно перевоспитывать, шаг за шагом: «Вносите своё, мы вас послушаем, посоветуемся». Совет — это значит советоваться. И они постепенно привыкнут. Они ещё боятся, есть руководящие работники, ведущие. Надо, чтобы не боялись. Мы все идём по одной дороге, идём к общине, никто не идёт в какую-то другую сторону, и каждый опыт будет очень ценен. В Учении Живой Этики сказано о том, что надо заменить куцее «я» творящим «мы». Поясните эти слова. Нужно перенести центр тяжести со слова «я» на слово «мы». Если «я» — то сговориться очень трудно. Но когда «мы» — это уже очень помогает, но к этому надо идти, нас в школе этому не учили и дома не приучали. Не «я», но «мы». Куцее «я» и творящее «мы». Значит, слово «мы» творит. Нужно стараться прислушиваться к другому, считаться с ним и согласовывать, и, конечно, всё на базе Учения. Говорится о тёмных воздействиях, что они работают на разъединение. Всё это так. Но тёмные могут тогда на нас воздействовать, когда у нас с ними есть какое-то созвучие, когда у нас есть та слабинка, на которую они могут воздействовать. Если же в нас этого нет — они ничего сделать не могут. Когда они успешно работают? — когда «я», «моё», «мне», «меня». Вот тут они и начинают вдохновлять. А если мы переключились на общее благо, на общее дело — что они могут сделать, какие мысли могут насылать? Мы их просто отвергнем, потому что это нам не соответствует. Тёмные только тогда действуют, когда есть поле деятельности. Поэтому указывается самосовершенствование. Если мы усовершенствовались, тёмные ничего с нами не сделают; что бы они ни подбрасывали, мы просто не принимаем. У Иуды была слабинка — любовь к деньгам, корысть, тёмные на ней сыграли. Бес вошёл в него, и он продал Учителя. А не будь у него слабости к деньгам, к монетам, никакой бес ничего бы с ним сделать не мог. К Христу подходил сам сатана и ушёл, потому что не имел в Нём ничего и не мог никак к Нему пробраться, как ни старался. И удалился с позором. Точно так же и в нашем малом. Так что мы не будем ссылаться на тёмных, а будем просто следить за тем, на чём мы делаем упор: на себе или на деле. Если ради дела — то о себе и не думаешь, а думаешь, как бы это было полезнее. И тогда идёт и дружба, и взаимопонимание, и взаимопомощь и т.д. Мы провели в городе большую напряжённую работу, связанную с выставками, и это очень помогло нам преодолеть многие трудности во взаимоотношениях. Некогда о себе думать, уже сознание переносится на общее дело. И когда работа идёт в таком напряжённом ритме, действительно, вам совершенно некогда думать, кто на кого как взглянул, или что-то сказал, или какие-то претензии предъявил. Время сейчас очень сжато. Оно ускоренно и не ждёт. «Нагружайте Меня сильнее, когда иду в Сад Прекрасный» (Братство, 240). И для нас нагружение очень благодетельно. Как сделать, чтобы в Обществе была более гармоничная обстановка? Общий труд очень объединяет. Когда горишь ка-ким-то делом и видишь, что другие делают его хорошо, начинаешь ценить сотрудников, начинаешь их любить. Потому что это дело твоё кровное. Когда общее дело становится кровным, тогда каждый вносящий свою лепту — твой друг. И мы любим каждого сотрудника, который что-то своё привносит, мы ему радуемся, это близкий нам человек. В этом любовь и заключается, а не в том, что кто-то лично мне приятен или неприятен. Тут дело не в личном. Сказано: «Община не может рассуждать — он наш или не наш. Община говорит — он ценен для эволюции или не ценен» (Община, 254). Если он полезен — он наш и мы его любим. Когда мы очень тесно общаемся, нам легче поранить друг друга. Когда кто-то не близкий обругал тебя или не тем тоном сказал — это до нас мало доходит, но когда мы трудимся вплотную друг к другу, то каждое движение отражается даже на нашем организме — и на сердце, и на печени, и на чём угодно. Поэтому при таком плотном совместном труде надо очень думать о манерах — «тон делает музыку». Может быть, человек очень искренний, и добра желает, и хочет пользы, но если он выражает это так, что кому-то от этого больно, — это ещё не сотрудничество. Надо очень следить за собой и, конечно, от себя отрешаться. Иногда хочется выразиться как-то, но нельзя, потому что это может поранить. А поранить — значит нанести вред, и будет какое-то отчуждение. Так что сотрудничество — это очень многогранная вещь. И в Учении Живой Этики, и в Письмах Елены Ивановны Рерих можно найти о бережности друг к другу. Люди лучше узнают друг друга в совместном труде. В труде человек очень выявляется, уже начинаешь о нём по-другому думать, по-другому его ценить или, наоборот, отталкиваться от него, если он в труде что-то не то делает или не хочет трудиться. Надо, чтобы в сознании утвердилась мысль, что всё — наше. Коллективная мысль — это такая мощь! Это необыкновенная мощь, она воздействует на обстоятельства. Какие-то обстоятельства надо преодолеть, и коллективная мысль, конечно, влияет на преодоление обстоятельств, это же энергия. Ведь ясно, что мысль — это энергия, а коллективная мысль усилена во много раз. В Екатеринбурге с большим успехом прошла выставка картин Н.К. Рериха, было очень много посетителей. Мы ещё не осознали значение магнитов, духовных магнитов, а это чисто научно и очень серьёзно. Раз люди подходят и притекают, значит, магнит есть, значит, что-то привлекает. И люди делают это даже неосознанно — вот тянет их, им хочется прийти, принять участие, помочь, приобщиться хоть как — кто как сотрудник, кто только заинтересован, кто потом станет сотрудником, это всё вырабатывается постепенно. Надо гореть! «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и Солнца» (В. Маяковский).
При совместной работе и объединении получается многогранник. Это хорошо. И чем больше граней у алмаза, тем больше ценится бриллиант. Хорошие ювелиры делают очень много граней, тогда бриллиант играет действительно ослепляюще. Так же и тут — многогранник. Нигде не сказано, чтобы замыкаться в чём-то одном. Наоборот, надо выходить на просторы Вселенной. Ведь нам же указано сотрудничество с дальними мирами. Если мы не согласуемся между собой в нашем мире, как мы будем с дальними мирами согласовываться? Это не так-то просто. Там, конечно, свои особенности. Но если мы сумели преодолеть особенности наших земных сотрудников и групп, тогда есть надежда, что мы сможем преодолевать межпланетные особенности, которые пока совершенно невообразимы. А ведь нам указано, что мы выходим на контакт с дальними мирами. Сейчас Земля уже выходит из изоляции, в которую поместил её бывший хозяин Земли, он же изолировал её от других собратьев — планет и планетных духов. Но теперь он изгнан, Новая Эпоха наступила, эпоха общины. Общину надо очень широко понимать, контакт с дальними мирами — это тоже община. И как мы подготовимся, как мы их будем вмещать, если мы не вмещаем своих кровных земных сотрудников? Там свои особенности, причём очень большие. Но если мы подойдём к этому доброжелательно, мы их поймём, и они нас поймут. Какие-то контакты будут, и чем дальше, тем больше. Сказано: звук дойдёт первым, но там и другие особенности будут проявляться, и уже, может быть, проявляются существа иных миров. И к ним надо подойти доброжелательно, постараться их тоже понять. Если у нас такой навык есть, тогда есть шанс, что мы войдём с ними в контакт, а это очень увлекательная сфера — дальние миры. У них там много есть что позаимствовать, и они у нас что-то могут тоже. Так что община расширяется. И поскольку мы все из одного элемента произошли, то, значит, мы все братья. Потому что единый элемент — это Бог, из которого материализовался мир, его материальное выражение. Сначала всё было едино, потом было разделено на дух и материю, а материя тоже едина в своих особенностях, только разновидностей очень много. Мы уже зашли в дальние миры, надо продлевать перспективу, мы не успокоимся только на наших земных общинах, нет, мы пойдём дальше. Чем важнее заниматься сейчас Рериховским обществам — выставками, издательской деятельностью, проведением семинаров? Только синтез. Ничего не упустить. Главное, следите, чтобы ничего не упустить из возможностей, они могут и не вернуться. Нам даются возможности космические благодаря какому-то стечению светил, потому что мы очень зависим от астрологии, ведь это очень серьёзная вещь — если к ней правильно подойти, это тоже сотрудничество. Какое-то сочетание планет даёт нам благоприятные токи, но ведь это сочетание потом изменится, и тот момент, когда оно совершилось, — не упустить. Как только что-то можно сделать — нужно делать, потом это уже не получится. Ловить момент. Помните, есть притча об ускользающих указах? Как отшельники прыгали и ловили в пространстве ускользающие указы, чтобы только не упустить (Мир Огненный, I, 654). Это всё, конечно, очень образно и метафорично, но мы на самом деле так должны быть настроены: вот почувствовали что-то важное — давайте обсудим и сделаем, не упустим. Подвижность. И не надо чураться, если что-то для нас несколько неожиданно. Мало ли что ещё будет неожиданного, да много ли мы знаем? Ведь что мы не знаем — для нас неожиданно, значит, неожиданное нельзя отвергать, иначе мы ничего нового и не узнаем. Не надо этого бояться. Неожиданно, ново, очень интересно — давайте подумаем. Это не значит, что надо разбрасываться, но опять-таки не упустить. А вдруг? Вдруг рациональное зерно есть в каком-то предложении, в каком-то обстоятельстве? Человек нам может и не созвучать, но вдруг в нём есть что-то такое и в каком-то отсеке он может быть очень полезен? Почему же отвергать? «Каждая птица поёт свою песнь», — я сегодня читала этот стих, он как раз об этом. Не отвергать, если, конечно, это от Света и если это всё на пользу дела. Но нужно очень различать, чтобы тёмные что-нибудь не подбросили, это тоже может быть. Например, почему бы нам не начать изучать сахаджа-йогу, почему не попробовать? Это было бы явно от тьмы. Такие вещи пробовать нельзя, это страшное дело. Мы должны понимать — что мы выбрали, с тем и идём. Тут, как всегда, пара противоположностей, она в том и заключается, что, с одной стороны, надо принимать, а с другой — различать, что принимать. С одной стороны, не упустить, а с другой — не допустить чего-то вредного. Не пропустить и не допустить — это тоже пара противоположностей. Придёт идея какая-то не та, и импульс может быть очень сильный. Мы же не ангелы, в нас ещё есть слабинки какие-то, и важно, чтобы на этой склонности не сыграли. Сейчас у нас для различения имеется Учение: прикладывая его ко всему, можно понять. От людей поступают предложения, чтобы мы представляли не только творческое наследие семьи Рерихов, но привлекали и творчество поэтов, композиторов. Как к этому относиться и какой критерий существует для подбора этих материалов, чтобы не уйти в сторону? Если это не созвучно Живой Этике, то это и будет «уйти в сторону». Это будет просто культурное мероприятие, куда приглашаются поэты, которые пишут совершенно об ином, или музыканты с каким-нибудь рок-н-роллом, или ещё что-нибудь. Так какой же в этом смысл? Речь идёт не о современных поэтах и музыкантах, а, в частности, о Гумилёве и других классиках. Опять-таки если это созвучно. Надо, чтобы Живая Этика была первична. У Гумилёва есть очень интересные, созвучные нам стихи, — это можно. Надо использовать то, что созвучит Живой Этике, потому что, конечно, многие поэты в своём сознании с ней так или иначе соприкасались. Но если это будут чисто любовные стихи, лирические, — они не очень вписываются в нашу тематику. Различать, что первично, а что вторично, и не рассеиваться. Мы знаем ряд городов, где Рериха изучают в том числе, делают вечера романсов и т.д. Может быть, они выше и не могут, может быть, они не доросли до Живой Этики. Но нельзя подменять одно другим и воображать, что они идут по пути Живой Этики, когда они не идут. Как говорить о Живой Этике и в то же время не затронуть церковь? Надо изложить идеи Живой Этики, не трогая церковь, чтобы люди поняли, каковы наши идеи, что мы несём не суеверие, не мракобесие, не колдовство. Если просто и популярно рассказать, что нам заповедала Живая Этика, то это и церковь не заденет, и людям даст то, что они у вас просят. Значит, касаться идей Живой Этики надо?
А как же, если вас об этом просят! Её предают анафеме, чего же стесняться. Вам очень бы пригодились наши вводные радиопередачи о Живой Этике, вы можете дать их там, где вас просят. Сколько мы работали над ними, изложили всё это доступно, в очень доходчивой форме. Тогда не будет разговоров, что Живая Этика — это какое-то мракобесие. И люди поймут — за что же их предавать анафеме, что они плохого говорят? О законе причинности — «что посеешь, то и пожнёшь», — это закон кармы; о законе перевоплощения, то есть бессмертия души, — что тут такого, за что нас клеймить? А главное — нравственность, наши качества, свойства, культура. И это будет очень хорошо, это нужно и необходимо. А иначе нас будут продолжать проклинать и лить на нас грязь, а мы будем сидеть и молчать, и люди будут в полном недоумении, у них выработается очень отрицательное отношение к Живой Этике. Потому что церковь это вырабатывает, старается, чтобы такое отрицательное отношение, как рефлекс, было на эти слова — «Живая Этика». Назад в раздел : 1996 |
|||