(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 29 сентября 1996 г.

дата: 29 сентября 1996 г.


Какая самая главная задача для идущих по пути Света?

Самое главное, конечно, — это связь с Иерархией и самосовершенствование. Это две наши самые главные задачи, по-моему, это должно быть ясно.

В «Гранях Агни Йоги» очень большое внимание уделяется понятию воли. В VII томе встречается такое выражение: «Лучше ошибочный, но волевой поступок, чем хорошесть безволия»(240). Как разобраться, что движет человеком в ошибочных ситуациях — воля или желание?

Сам человек должен в этом разобраться, со стороны это бывает довольно трудно. Человек должен отдавать себе отчёт, что побуждает его, что его ведёт.

«Грани Агни Йоги» были даны ученику Н.К. Рериха Б.Н. Абрамову. Ему рекомендовалось постоянно держать в сердце Образ Учителя, обращаться к Нему. Можем ли мы обращаться к Учителю и как с Ним устанавливать связь?

В Учении Живой Этики говорится: «обращайтесь ко Мне», «призывайте Меня», «думайте обо Мне», «держите Меня в сердце». Почему же мы не можем Его любить и призывать? Это нам указано. Мы, конечно, не на такой ступени, как Борис Николаевич Абрамов, но нам не заказан путь к Владыке, наоборот, для этого Учение и даётся. «Любите Меня, сила ваша растёт любовью». Возьмите книгу «Зов», сколько там сказано об устремлении к Владыке, о любви к Нему, о контакте с Ним. Тут не может быть никаких сомнений, разница только в степени этого контакта, который зависит от степени духовности. Б.Н. Абрамов был высокодуховный человек, на очень высокой духовной ступени. Это я могу подтвердить, потому что знаю его. Но и нам этот путь также не заказан. У каждого своя ступень, и эти ступени и преодоление их зависят исключительно от нас, от наших устремлений, от нашей любви к Учителю. «Любите Меня», — всё время повторяется в Учении.

Есть ли в Учении понятие, соответствующее платоновскому «миру идей»?

Ментальный мир. О мысленном мире и о самом Платоне очень много говорится в книге «Надземное», там постоянно он цитируется. И конечно, это всё имеет отношение к миру мысли — к ментальному миру, к Тонкому и Огненному.

«Лояльность — удел тех, кто хочет идти счастливым путём восхождения» (Листы Сада Мории. Зов, 14.01.1921 г.). Какая лояльность имеется в виду? По отношению к кому или чему?

По отношению к Иерархии и Её заветам. Лояльность может быть по отношению к давшему нам Учение, к Иерархии Света, к нашим Ведущим и к нашим сотрудникам и друзьям. Лояльность — это преданность, это готовность следовать указам Учителя. Вот это имеется в виду.

Можно ли иногда пользоваться заговорами в свою защиту, белой магией?

Этого нет в Учении, и мы не знаем, к чему это приведёт. Этих заговоров мы не знаем. Зачем? Когда можно коротким и простым путём обратиться без всяких заговоров. От сердца к сердцу — самый простой и кратчайший путь. Я такие заговоры читала, это набор слов, и часто они очень многословны. Разве это то, что нам нужно, ко-гда у нас есть наши заступники — наши Учителя, в которых мы верим, святые, Христос или Николай Чудотворец, который всегда приходит на помощь. Каждый имеет своего Покровителя. Нужно обратиться к ним. Зачем же заниматься какой-то магией — белой, чёрной? Это только слова и слова, это повторение каких-то чужих слов. Найдите свои слова любви. Сказано: «Люблю тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Чего ясней!

Не порочна ли семейная жизнь, не скреплённая законной печатью или благословением священника?

Законна ли жизнь скреплённая? Но когда муж с женой дерутся или изменяют друг другу — это будет законная жизнь или нет? Порочная она или нет? Хотя она скреплена всеми печатями, и в церкви венчались. А потом начинается такое: и изменяют друг другу, и избивают, и бросают. Так что дело не в этом, а в том, как люди живут между собой. Это и к семье относится, и к дружбе, и к сотрудничеству. Часто люди, кровно не связанные, очень друг друга любят, очень близки и готовы друг для друга на всяческую помощь, а кровные часто бросают своих родичей, и не помогают им, и обижают — это всем известно.

Правильно ли, что свобода воли должна быть применена к любому виду лечения, в том числе и внушению? Имеется в виду лечение внушением преступников.

Если он себя преступником не считает, а считает, что он правильно делает, что ворует или ещё что-то, — как же можно его согласия требовать? «Ты хочешь, чтобы тебе внушили, чтобы ты хороший был?» Разве он ответит утвердительно, если считает себя правым?

Некоторые древние народы совершенно исчезли с Земли, а что стало с душами этих людей?

Постепенно их души переселялись в другие народы. Одни народы отмирают, но души людей всегда живут, они бессмертны, переходя из тела в тело.

Чем отличается художник шестой расы от художника сегодняшнего времени?

Н.К. Рерих и С.Н. Рерих — художники шестой расы. Они уже дали нам образы, которых другие художники не давали. Особенно у Святослава Николаевича необыкновенные образы. Даже горы они изображают настолько одухотворённо, что Сказано — нет и не было такого певца священных гор, то есть Гималаев, как Н.К. Рерих. Это уже показатель, что он художник не пятой расы, потому что так одухотворить пейзаж, как он, — этого не бывало.

Говорят, что путь Живой Этики лёгок. Так ли это?

Все даже засмеялись, потому что всем понятно, насколько он «лёгок». Если бы он был лёгок, мы все были бы Архатами или, во всяком случае, на какой-то очень высокой ступени, но мы пока ещё, увы, только сотрудники СибРО.

В книге «Зов» (28.10.1921 г.) говорится: «Осуди считаемые ущербы духа и яви восхождение в ощущении свободы духа». Что значит осудить?

Осудить то, что считается несовершенствами. Сначала их надо осудить в себе, понять, что в нас несовершенно, что мешает восходить, — и начать восхождение.

В «Криптограммах Востока» дано описание картины Н.К. Рериха «Знаки Христа»?

Да, она полностью нарисована по «Криптограмме» — там отпечатки руки и ноги и пестик, заложенный на четыре основания. «Моим путём пройдут строители», — говорит Христос. Рукой и ногой человеческой, то есть в земном мире, испытывая всевозможные земные трудности, проходя по всем жизненным путям, только таким образом мы можем достичь.

Есть люди, которые принимают Учение, а другим оно чуждо. Почему так?

Сознание одних уже дозрело до Учения, они уже в прежних жизнях прикасались к духовным основам, к основам религий, философий, а другие ещё только начинают, им это ещё чуждо, они ещё не скоро к этому придут. Вот вся разница: одни уже готовы принять, а другие не готовы.

«Нужно отделять в сознании четыре тела...» (Мир Огненный, I, 73). Как научиться отделять тела и какие функции они выполняют?

Это не наша ступень, это относится к Рерихам. Часть Учения, как я уже говорила, относится не к нам, и нужно различать, что говорилось нам, а что говорилось Елене Ивановне на её ступени духовного, огненного развития, — это большая разница. У неё все центры были открыты, и о центрах в Учении говорится, а некоторые читают и думают, что у них тоже они открыты или открываются. Надо думать, к кому относились эти рекомендации, к нам или к ним. Всё этическое — это всё, безусловно, относится к нам. Этика и законы бытия — это к нам. 



Назад в раздел : 1996
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае