(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Квадратный стол» СибРО 24 ноября 1996 г.
После глобальных изменений на Земле будет ли такое же ускорение времени, как теперь? Кто может это сказать? Мы можем отвечать только на основе того, что сказано в Письмах Е.И. Рерих, в Учении и «Гранях», а как будет после этих событий, какое ускорение времени — не помню, чтобы об этом конкретно говорилось. Самое главное — как дожить до этих событий и должным образом их пройти. А как после этого будет, мы догадываться не можем. Сейчас наша первоочередная задача — встретить Новую Эпоху достойно и поддержать всё, что в этой эпохе планировалось Учителем. Самое главное — как её встретить и как ей соответствовать, без примесей, о которых говорилось сегодня. Вы говорили, что 1996 год — год отбора; смогут ли люди потом войти в Новую Эпоху? Очень трудно назвать точные даты. Определительная эпоха началась с этого года, а сможет ли кто-то после 1 января ещё опомниться — этого мы конкретно не знаем. Но эта Эпоха уже началась, и надо предполагать, что в скором времени действительно трудно будет как-то исправить своё положение. Каждый, кто знает об этом, должен точно определиться, определить свои примеси, о которых не зря сегодня говорилось, потому что всё это — начало отбора. Можем ли мы ещё уйти, есть ли ещё у нас там, снаружи, друг среди врагов, или мы окончательно преданы Учению, Учителю и Новой Эпохе — вот это надо для себя определить. Всевозможных соблазнов много, и тёмные очень щедры на эти соблазны, и это очень хорошо, они чистильщики, они и помогают нам определиться побыстрее. Существуют ли какие-нибудь аппараты для определения одержания? Я не слышала, чтобы можно было фотографировать ауру человека и по этим снимкам определять, одержим он или нет. Есть ли какой-либо способ определения одержания? У нас такой практики не было. Никто ко мне лично не приходил и не спрашивал, одержим он или нет, поэтому мне не приходилось определять. Но всё-таки в Учении указываются некоторые приметы одержимых. Например, двойной взгляд. Наблюдали ли вы, знаете ли, что такое двойной взгляд? Это когда человек смотрит глазами, но как будто вместе с ним кто-то ещё, как будто из одних глаз смотрят два человека — это двойной взгляд. Такое мне приходилось встречать в жизни. Вот и наблюдайте. Если говорить о признаках одержания, то одержимые очень часто сами себе противоречат: говорят то одно, то другое. Значит, кто-то один в человеке говорит, а потом кто-то другой, если он ему даёт ход. Внешность меняется. По фотографиям очень удобно определять, там очень хорошо видно. Когда человек говорит, лицо у него меняется, а вот фотография... Елена Ивановна всегда просила присылать фотографии. И Борис Николаевич присылал ей фотографии всех своих учеников, а потом она писала о каждом из нас. Наблюдайте главное: глаза, голос, походка. Что делать, когда человек подозревает, что его пытаются одержать? Это ещё не самый тяжёлый случай. Самый тяжёлый, когда человек совершенно не подозревает, что он одержим. Это уже совсем скверно. А если он ещё подозревает, что кто-то пытается его одержать на какой-нибудь слабости, это ещё не безнадёжно, тут можно бороться, и даже очень. Если он это сознаёт и хочет бороться, он сможет с помощью Учения и Учителя как-то это преодолеть. Попытки одерживать всегда есть. Я думаю, что каждый из нас в какой-то степени это ощущал: импульсы какие-то насылаются неэтические — или раздражение, или злость, зависть, ревность — это всё попытки, ходы тёмных, чтобы одержать. Как пример — Отелло, который задушил свою любимую жену из ревности. Это уже, так сказать, крайнее выражение ревности. Вот до чего можно дойти. Макбет через целый ряд убийств дошёл до короля и потом погиб. Избавится ли человек от своих привычек на время пребывания в развоплощённом состоянии и на будущие воплощения, если в данной жизни он избавился от вредных привычек добровольным лечением (от пьянства, или курения, или наркотиков, или переедания и прочего)? Если он избавился, то избавился. Если уже в этой жизни, ещё до своего перехода в Тонкий Мир, он свободен от пьянства, или объедания, или ещё чего-нибудь, то уже всё, это дальше не пойдёт с ним. А почему они должны снова возникать? Только если их опять начнут в новой жизни культивировать. Сеятели — здесь, жнецы — там. Здесь мы всё сеем: все наши склонности, хорошие и плохие, а там пожинаем. Потом снова приходим. Надо всё успеть сделать в этой жизни. Если мы перешли туда с этими недостатками, там уже бороться с ними намного труднее. Там мир следствий, а тут мир причин. Если он с помощью лечения избавился, то это очень хорошо, пусть даже с помощью лечения. Важно избавиться. А если лечение было принудительное — скажем, алкоголику вшивают ампулу? Это не достижение, если принудительно или с помощью ампулы. Пока она есть, она помогает, значит, он сам не изжил, то есть всё в сознании. Могут лечить гипнозом, но всё-таки нужно, чтобы он сам изжил, почувствовал к этому отвращение, нежелание дальше так жить. Это самое главное. А искусственные приёмы — они помогают, конечно, но помогают на данный момент, на какой-то период. Сейчас ему не хочется пить или курить, а когда эти воздействия пройдут, опять может захотеться. А когда он в сознании уже не хочет категорически возвращаться к прошлому — значит, он это изжил, это совсем другое дело. В Агни Йоге очень много сказано о космических законах, например о законе преемственности, законе ближайшей слитности, законах послушания, созвучия, очищения, соответствия, устремления. Даже беглый анализ показывает связь этих законов с необходимыми духовными качествами. Стоит ли их изучать? Есть такое мнение, что это будет умственное изучение. Если только изучать — это умственное. А если изучать с целью хотя бы что-то применить, то это очень нужно и важно. То есть внедрить в своё сознание, что эти законы надо применить. А если только изучать, вызубрить их наизусть, для информации... Знание космических законов позволяет глубоко понять, почему именно тем или иным качеством нужно обладать. Конечно, понимание нужно, нельзя воспринимать просто механически. Вот десять заповедей Моисея: не укради, не лги, не прелюбодействуй, не убивай и т.д. — знать это уже недостаточно, надо понять — почему? То есть мы уже должны быть совершенно сознательными. «Хочу видеть вас сознательными и вместившими», — говорит Учитель. Н.К. Рерих, насколько известно, в Харбине дал кольца ученичества двум ученикам. Да, совершенно верно. Я точно знаю кому — Абрамову и Хейдоку. Хейдок уже умер, он был старше. Жил в Змеиногорске Алтайского края. Было ли общение между Абрамовым и Хейдоком? Они жили очень далеко друг от друга. Но я знаю, что Хейдок приезжал к Абрамову и гостил у него в своё время, вероятно в шестидесятых годах. У них были совершенно нормальные отношения. Абрамов показывал ему свои Записи, то есть то, что мы называем «Грани Агни Йоги», и Хейдок с большим интересом их читал. Хейдок заезжал в Новосибирск, был у меня в гостях и выступал у нас в Доме учёных, вы, наверное, помните, в 1989 году. У него на руке было это кольцо, он нам показывал его. И у Абрамова я видела кольцо, хотя он его на руке не носил. Елена Ивановна писала о том, что в будущем семьи будут создаваться по соответствию стихий. Елена Ивановна писала по поводу браков: если, например, человек огненного знака вступает в брак с человеком, у которого водный знак, то вода с огнём несовместимы, так же как воздух и земля. Но опять-таки, добавляет она, гороскопы нашей личности — это ещё не подлинные гороскопы, они не имеют отношения к гороскопу нашей сущности. А определиться, кто мы по сущности, мы просто не имеем возможности. Поэтому примитивные гороскопы ещё не дают полного показателя, совместимы ли мы с человеком, если он другой стихии. Мы очень мало об этом знаем. Наши астрологи толкуют очень примитивно, календарно: от такого-то числа до такого-то — Овен, потом Телец, Рак, Лев и т.д. Если действительно по стихиям удачное совмещение, то это, конечно, и на потомстве благотворно отражается, и наоборот. Но определить это пока нет возможности, потому что наша астрология очень примитивна. Вообще астрология — это наука древнейшая и наука тайная; раньше настоящих астрологов, которые могли составить гороскоп, было чрезвычайно мало. В книге «Надземное» (765) недавно прочитала о кровосмешении: «Давно говорилось о вреде кровосмешения, но разве оно не происходит теперь в широком размере? Правда, оно способствует сохранению жизни, но внутреннее воздействие приносит непоправимый вред. Кровь смешанная редко совпадает с индивидуальной кровью человека». Переливание крови — это вещь, конечно, очень не простая, страшная вещь. Если возможно — лучше этого избегать. Но если надо спасать человека, тогда приходится брать чужую кровь. А что делать? Монада зародилась под определённом знаком Зодиака. Сохранится ли он при следующем воплощении? Воплощается ведь не монада, а воплощается личность, низшая четверица: тело, эфирный двойник, астральное тело и ментальный низший разум. Это всё каждый раз меняется. Будда сказал, что при следующем воплощении человек «будет уже не тот, но и не другой». То есть та же монада, та же высшая триада — остаётся, а личность будет уже другая. Вот это нам и предлагается вместить. Вы говорили сегодня, что наша главная задача — дожить до наступления Новой Эпохи. А что будет потом — это второстепенно? Это не второстепенно. Будет Новая Эпоха, которая достаточно описывается в Учении. Из Учения можно понять, что желательно и что будет в Новой Эпохе. Желательно — воскрешение духа, желательно — расцвет искусств и наук. В Учении очень много сказано о будущем; если сделать выборки на тему будущего, тогда мы и будем представлять, что нас ждёт в Новой Эпохе и что мы сами должны в Новой Эпохе делать, потому что за нас этого никто не сделает. Сами люди должны создавать своё будущее. То, что в Учении указывается как положительное и желательное в Новой Эпохе — будущая новая страна и другие темы — в этом русле надо думать, и это, конечно, поможет. Идёт смена эпох, одни люди будут соответствовать Новой Эпохе, другие — нет и не войдут в эволюцию. Будет ли им дано понять, чего они лишились? Если бы им можно было дать понять, они бы этого не лишились, наверное. Например, отсталые народы Африки, дикари, которые ходят в шкурах, — это те народы, которые не смогли с эволюцией пройти в Новое Время. И они безнадёжно отстали. Это те отсталые духи, которые воплощаются в таких странах и в таких народах, совершенно первобытных. Ведь на земле такой колоссальный диапазон — от великих учёных до дикарей в шкурах или в набедренных повязках. Почему так? — Одни прошли дальше, сумели прогрессировать, а другие нет. И дальше так же будет, вероятно. Процветут ли в Новой Эпохе те качества, которые мы в себе сейчас утверждаем? А как же! Новая Эпоха будет очень способствовать этому. И мы даже можем творить самих себя? Можем творить. И сейчас более успешно, чем раньше, потому что новые космические лучи дадут новые энергии и помогут нам быстрее и успешнее воплотить то, что мы хотим. Так что сейчас мы закладываем зёрна своей индивидуальности — какими мы хотим быть. И мы сможем быстрее справиться со своими недостатками? Да, если мы направляемся на борьбу с ними; а то недостатки могут тоже воспользоваться этими энергиями и процветать. Так что это всё обоюдоостро. Энергия — ведь она безличная, куда вы её направляете, туда она и идёт. Электрическая энергия может нас освещать и отеплять, а может пойти на электрический стул — та же самая энергия, то же самое электричество. Так же и тут — смотря куда направлено. Расскажите о шестой расе человечества. Люди шестой расы, как писала Е.И. Рерих, уже нарождаются, они уже имеются на земле. Сказано, что семена шестой расы во время катаклизмов, которые мы ожидаем, будут охранены и переведены в безопасные места и что Азиатская Россия в этом отношении безопаснее. В основном указан Север. На стыке эпох всегда происходят катаклизмы. Вы знаете, что в своё время случилось с Атлантидой, — целый материк ушёл под воду. Почему Атлантида погибла? Атланты занялись колдовством, магией, у них были даже летательные аппараты. Наверное, вы обо всём этом читали. Но избранные, наиболее прогрессивные люди Атлантиды, лучшие семена этой расы, были переведены в Европу. Выходцы из Атлантиды обладали большими знаниями. Они были на Олимпе, стали богами Греции и, может быть, Египта. Так же и сейчас: представители, семена шестой расы, как сказано, будут охранены и переведены в безопасные места. Земля сейчас меняет наклон своей оси, и это вызовет катаклизмы; это указано в «Тайной Доктрине». И сейчас те, кто нужны, будут охранены, а кто-то может и погибнуть в связи с ожидаемыми катаклизмами. Частично уже что-то происходит: довольно разрушительные землетрясения и изменения климата. В Библии есть заповедь о том, что надо чтить день воскресный или субботний, что в этот день нельзя ничего делать, нужно вспоминать Бога. Но в Учении ничего подобного нет. Это заповедь Моисея: «Помни день субботний. Шесть дней делай и, сотворив все дела твои, один день, седьмой, субботу, посвяти Господу Богу твоему». Это одна из десяти заповедей Моисея, данных ему на горе Синай. Он туда взошёл и услышал голос Бога. Эти десять заповедей он высек на скрижалях и принёс своему народу. Они остаются и по сей день, и одна из них — надо хотя бы один день в неделю посвятить духовной жизни, Господу Богу твоему. Тогда это была суббота, потому что суббота в этой нации чтилась, а у нас это воскресный день. То есть нет такого строгого закона, что это должна быть суббота или воскресенье, можно и в другие дни? Да, хотя бы один день. У нас это воскресенье — в воскресенье идут службы в церквях, но это для православных христиан. А вы можете выбрать себе какой-то другой день. Люди понимают эти слова так, что ничего нельзя делать: нельзя стирать, мыть пол и т.д. Не забывайте, в какие века это было дано. Это было дано очень примитивному народу. И этот народ считал, что в праздник работать грех. Мы-то понимаем, что и в праздник можно пол мыть. А тогда, если праздник, так ты изволь пойти в церковь, потом сидеть читать Писание, потом хорошенько пообедать. Это было совсем другое время. Но сама идея — хотя бы один день в неделю посвятить Богу — это и для нас ещё тоже весьма насущно. Можно ли считать работу грехом? Конечно, нет. В те первобытные времена работа считалась проклятием, и самые счастливые люди, по мнению древних, были те, которым не надо было работать, у которых были рабы. Вы не забывайте, что это был рабовладельческий строй. И тогда, конечно, работа была проклятием, потому что она была насильственная. Хочешь не хочешь, а работай, иначе тебя бить будут, а то и голову тебе отрубят или ещё что-нибудь. С рабами делали что угодно, поэтому труд считался наказанием. А теперь у нас совсем другая точка зрения. Как понять — «пути Господни неисповедимы»? Мы не знаем нашей судьбы и как она решится. Мы не знаем нашей кармы, нашего будущего, и не знаем, насколько нам Помогут. Ведь очень многое зависит от устремления к Богу, и Высшая воля может изменить нашу карму, если мы как-то изменимся или раскаемся. Мы не знаем также дальнейшей судьбы народов. Неисповедимы — значит непостижимы, неизвестны нам. «Человек предполагает, а Бог располагает». Поясните слова из книги «Зов»: «Я — твоё благо» и т.д. Учитель говорит ученику: «Я — твоё благо», то есть «Я являюсь твоим благом». «Я — твоя улыбка. Я — твоя радость», потому что Учитель для ученика — это самая большая радость, которая не уйдёт, которую отнять нельзя. «Я — твой покой», — говорит Учитель ученику, то есть если ученик Ему предан и верит, то он спокоен. Учитель говорит: «Я — твоя крепость»; Учитель — крепость ученика. «Я — твоя смелость»; с Учителем можно быть смелым и идти в бой. «Я — твоё знание», то есть именно от Него он получает подлинное знание, а не от кого-то — не от лжеучителей и не от бывших религий, которые извращены до неузнаваемости. Как образ Учителя поместить в своё сердце? Постоянным памятованием Учителя. И не только мозговым памятованием, а с любовью. Если мы вспоминаем Его с любовью, Он у нас в сердце. И тогда Он там будет, что бы мы ни делали, куда бы мы ни шли. Если мы помним и любим, тогда так и будет. «Так нелегко быть без Владыки. Не устами только повторяйте Имя Владыки, но вращайте его в сердце, и не выйдет Он оттуда, как камень, вточенный горною водою в расселину» (Иерархия, 86). Что значит вращать Учителя в сердце? Повторять именно с сердечным устремлением и сердечной энергией вращать, конечно, не буквально. Повторять так, чтобы это было сердечно, а не просто механическим приёмом повторения. В церкви всё время говорили во время богослужения: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй», много раз повторяли — это чисто механический приём. Или: «Подай, Господи, подай, Господи». А нужно это делать сердечно, с участием сердца. Если у нас нет портрета Учителя, можно ли взять портрет Елены Ивановны кисти Святослава Николаевича? Конечно, Святослав Николаевич Рерих был величайший портретист. Он оставил прекрасные портреты своей матери, так же как и портреты Н.К. Рериха. Можно к ней обращаться или через неё к Учителю. Можно и мысленно, без Изображения обращаться, но можно пользоваться этими портретами Е.И. Рерих, которые, к счастью, у нас есть. Ещё сказано, что надо помещать изображение Учителя в третий глаз. Относится ли это к нам? Вы очень правильно подняли вопрос — к кому, к какой категории духовно развитых лиц относятся советы в письмах Е.И. Рерих и в Учении. Далеко не все они относятся к нам. Часть Учения относится к Рерихам. Все слова о центрах, об их раскрытии — совсем не к нам относятся, нам нельзя это принимать буквально. Учитель говорил им, Елена Ивановна Учение записала и дала нам, но надо различать, о ком идёт речь и к кому она обращена. Нам говорить об открытии центров ещё весьма рано, надо очиститься сначала, а это очень длительный процесс. Некоторые начитаются, а потом у них в желудке что-нибудь случилось — «это у меня солнечное сплетение», или заколет между лопатками, продуло или ещё что-то — «это центры лёгких болят». Сколько угодно таких случаев бывало. Вот такое самозаблуждение. Надо понимать, к кому это относилось, к Елене Ивановне или к нам. Но что-то и у нас может начать проявляться. Искорки, цветовые пятна — что это такое? Могут ли они быть у нас? Они у нас бывают, искорки. Это зачатки видения огней пространства. Елена Ивановна писала: читает она что-то, и появляются искры и подчёркивают ей прочитанную строку. Это явление огней пространства. И у нас чуть-чуть приоткрывается эта возможность видеть. Это хороший знак, если хорошие цвета — бриллиантовая вспышка, или розовая, или голубая. А бывает, загораются чёрные звёздочки — это признак опасности, которая приближается; или чёрная с оранжевым ободком. Обращать внимание на них надо: о чём, о ком ты думаешь, что ты делаешь, что читаешь, пишешь, о чём говоришь — то есть в связи с какими обстоятельствами они возникают. Звёздочки могут быть как индикаторы маленькие, указатели. И надо обращать внимание, потому что это уже искорки Огненного Мира. А фиолетовый цвет? Это хороший цвет, красивый. Когда звёздочки красивые, не чёрные, не грязные, не коричневые, на них нужно обращать внимание. Этим и Борис Николаевич Абрамов интересовался. Когда мы ему говорили: вот тут вспыхнуло, он интересовался: «А что при этом было?» У меня на книгах Учения, которые я давно читаю, кое-где нарисованы маленькие звёздочки и написано, например, «брил.» — бриллиантовая. Значит, на этом месте вспыхнула звёздочка, и я это место отметила. Значит, почему-то на это место я должна обратить внимание.Назад в раздел : 1996 |
|||