(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 28 декабря 1997 г.

дата: 28 декабря 1997 г.


В письме Е.И. Рерих от 12 декабря 1934 года есть такое выражение: «...каждый волен избирать своим Патроном любого Небожителя; лишь бы не двоился в сознании своём». Что значит «не двоился в сознании своём»?

Тут говорится о том, что если обращаться к одному из Владык, то лучше избрать тот Облик, который ближе, и тогда легче будет сконцентрировать своё устремление к этому Облику.

Если решение вопроса стоит на стыке двух законов: закона Иерархии и закона свободной воли, как поступить в таком случае?

Что значит «на стыке», мне не ясно это выражение. Или свободная воля, или закон Иерархии. Ведь свободная воля может или противоречить закону Иерархии, или не противоречить — одно из двух. Но как стоять на стыке — это выражение непонятно.

В каких случаях возможна «ложь во спасение»?

Это всё зависит от обстоятельств, смотря какая ложь и для какого спасения — чтобы не выдать человека, чтоб он не погиб, мало ли какие обстоятельства бывают; или не сказать что-то такое, что погубило бы взаимоотношения между людьми, — тогда это оправдано. Тут очень много может быть обстоятельств. Ложь во спасение — это понятие очень многозначное. Будда говорил, что нас будут судить не столько по словам и поступкам, сколько по нашим побуждениям. И, поняв побуждения, мы можем тогда и оценить — хорошо человек поступил или нет.

В Учении часто говорится о простоте, но когда приходится жить в обывательской среде, полной пошлости, лжи и грубости, то не только внутренне, но и внешне сопротивляешься этому и невольно перестаёшь быть простым. Что же тогда означает простота?

Простота — это искренность, простота — это прямая линия от одного к другому. Мы обращаемся к Иерархии просто: «Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Это путь простоты. А что нам делать с людьми, окружающими нас? Если они нас не понимают, то просто не надо им раскрывать своё сердце, свою душу, — они нас всё равно не поймут, будем мы говорить просто или сложно. С некоторыми, может быть, надо говорить просто, и до них это дойдёт, а другим надо говорить всё очень сложно и многоступенчато.

Уважаемая Наталия Дмитриевна, в книге «Иерархия» (36) сказано: «Так назначение Иерарха является назначением Исполнителя Высшей Воли. Когда дух назначает себе утверждённое право, он может достичь только исполнением Приказа Высшего». О ком здесь говорится и есть ли они сейчас?

Они есть всегда, но не всегда мы о Них знаем, не всегда это нам дано.

«Чужда людям мысль о послушании Учителю» (Иерархия, 30). О послушании какому учителю идёт речь? Может ли любой человек, более продвинутый в Учении, стать учителем? Необходимо ли послушание по отношению к нему? А если он нетерпелив, раздражителен, не слышит других, можно ли его считать учителем?

По-моему, ответ содержится в самом вопросе. Если учитель обладает такими качествами — чему он научит ученика? Ведь учим-то мы в основном личным примером. И только тот может быть какой-то ступенью к Высшему, кто в чём-то превосходит своими качествами — теми духовными качествами, которые указаны в Учении. А если у него такие свойства, как нетерпение, раздражительность, тогда вопрос об учительстве отпадает, правда?

В Евангелии сказано: «Не каждый, говорящий Мне: "Господи, Господи!" — достоин Меня и приближен, но исполняющий волю Отца Моего». Так что не каждый, говорящий красивые слова и утверждающий Учение, на самом деле близко стоит к Иерархии Света. Надо посмотреть, как он это осуществляет в своей жизни.

«Особенно трудно помочь людям, вовлечённым в карму. Можно заметить, что каждое доброе действие встречает какое-то противодействие от самого, кому помощь посылается. Тем подтверждается наличность особой энергии, называемой охранительницей кармы. Утруждающие карму как бы встречают отпор. Каждый может припомнить, что его полезные советы вызывали отпор, самый необъяснимый. Люди, считавшиеся разумными, иногда начинали говорить вопреки своей пользе. Следует тогда искать причину в кармических причинах. Хранительница кармы очень сильна» (Братство, 324). Можно ли подробнее объяснить этот параграф? Кто такая «хранительница кармы»?

Хранительница кармы — это тот закон, по которому карма выполняется. Какому-то человеку до'лжно, скажем, из-за его прошлых проступков пострадать в чём-то — кто-то хочет ему помочь, но это не получается, он сам отвергает полезный совет, или нужно ему поболеть — врач предлагает ему хорошие средства, но он их не желает принимать, потому что хранительница кармы заставляет, обязывает его ещё болеть, рано ему выздороветь по карме. И мы очень часто встречаемся с такими случаями: даём полезные советы, которые явно помогли бы человеку, но он их отвергает, да ещё бывает, что и нападает. Значит, ему рано ещё получить эти благие следствия, он должен ещё пострадать, и он к этому идёт, сам того не понимая.

Как вы относитесь к изображениям Великих Учителей, которые были опубликованы в некоторых изданиях?

Елена Ивановна Рерих писала, что подлинные изображения, даже те, которые она видела, очень далеки от прекрасного Облика. А чаще всего бывают искажения, причём даже страшные, и нужно быть очень осторожными с этими изображениями и не принимать их за подлинные. Надо смотреть на выражение лика, на выражение глаз. Часто это бывают очень искажённые изображения. Я такие видела. Сказано, что Майтрейя — это Владыка сострадания, а там в глазах было даже что-то злобное, очень жёсткое; это мы никак не можем принимать. И лучше быть с этим осторожными, в сердце обращаться к Учителю. И к тому же не выставлять изображение Учителя, даже если веришь в него, — не ставить его на сервант, или на гардероб, или ещё куда-нибудь. Это тоже надо беречь и хранить и не каждому его показывать, потому что мы не знаем, какова будет реакция того, кому мы покажем такое изображение, надо знать человека, прежде чем показать ему, и уж, конечно, не выставлять. А где-то на Алтае, я слышала, даже над входом в дом было помещено изображение.

Мне показывали цветные изображения — очень тяжёлое впечатление, отрицательное, потому что не подлинные, а придуманные людьми. И кто-то через них может даже вредить, если они сделаны с определённой, вредоносной целью. Тёмные могут сознательно давать такие изображения. Во всяком случае надо прежде всего следить за своей реакцией — как отреагировал, какое первое впечатление.

«...Для успешной борьбы и противостояния тьме необходима соответствующая поляризация своего собственного сознания. Ведь Спаситель даже Петру Повелел вложить меч в ножны и в защиту Себя не Поднял руки, но Он Победил мир» (Грани Агни Йоги, XI, 544). Просьба пояснить: что такое «поляризация своего собственного сознания»?

То есть не отвечать злом на зло. Если кто-то ударил — это не значит, что нужно немедленно дать ему сдачу. Надо поляризовать своё сознание, то есть отвечать добром на зло, не размножая этого зла. И тогда тому, кому ответишь добром на зло, будет очень от этого тяжко, он получит удар за своё зло.

Очень советую всем прочитать рассказ Льва Толстого «Фальшивый купон» — о следствиях, казалось бы, небольшого прегрешения. Один гимназист подделал денежный купон, на него что-то купил; продавца, который этот купон принял, выгнали с работы, он стал бедствовать; была целая цепь очень злых, тяжёлых последствий. С этим рассказом стоит обязательно познакомиться. Вообще у Льва Толстого очень много написано на этические темы. Помните его рассказ «Где любовь, там и Бог»? Это же изумительный рассказ, очень советую все такие рассказы читать.

Расскажите о понятии смирения.

Некоторые подвижники, которых мучили, могли бы защищаться, потому что обладали большими духовными силами, но они не защищались. Вспомните Серафима Саровского: на него напали два бандита, избили его и так искалечили, повредив позвоночник, что он потом всю жизнь ходил согнутый. Он тогда был ещё молодой, и, как сказано в его житии, сила у него была «противу двух», то есть с двумя разбойниками он мог легко справиться. Он был высокого роста и очень сильный, но сложил руки крестом, смирился. Разбойники требовали от него денег, а у него, кроме котелка с картошкой, ничего не было. Ничего не найдя, они в ярости искалечили его и ушли. А он, вместо того чтобы сопротивляться и поразить их своей духовной силой, смиренно принял этот удар. Вот такое смирение — как самоотречение.

Но это не значит, что мы не должны протестовать, если, например, Общество выгоняют из помещения на улицу. Конечно, мы должны защищаться, защищать наше дело и самих себя, но не теми методами, какими на нас нападают. За справедливость надо стоять до конца.

Пожалуйста, скажите, кто изображён на одном из рисунков Б.Н. Абрамова: светлый силуэт человека в чалме?

Изображён Владыка М., это Его силуэт. Тот, от Кого мы получили Учение.



Назад в раздел : 1997
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае