(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 28 марта 1999 г.

дата: 28 марта 1999 г.


С 15 апреля прошлого года в окне помещения, занимаемого нашим Обществом, мы разместили Знамя Мира, к нему есть аннотация. Сейчас, после публикации в православной газете о Знамени Мира, на нас со стороны отдела народного образования начались гонения. Мы планируем в городскую газету дать разъяснительную статью о Знамени Мира, а также собрали подписи, отзывы посетителей, учителей, учащихся, с которыми мы работаем уже семь лет, — многие выступили в нашу защиту. Всё это передано в отдел народного образования, и теперь мы хотим встретиться с заведующим гороно и с директором Дома детского творчества и объяснить значение Знамени Мира. Хотели спросить у вас совета: имеет ли смысл к ним идти?

Наверное, надо со всеми аннотациями, материалами, изложениями дела пойти ещё раз к ним, как-то достучаться. Приготовить материалы, объяснить на самом доступном уровне относительно Знамени Мира и всего прочего, так, чтобы они это поняли. У них, наверное, какое-то ложное представление об этом. Мне кажется, надо попытаться ещё раз до них достучаться, не успокаиваться. Невежества ещё очень много, и надо их просветить на самом доступном для них уровне. Надо как-то с этим бороться.

В каком порядке нужно читать книги Учения?

Раз они даны в определённом порядке, то и читать их, конечно, было бы неплохо тоже в том порядке, в каком они были нам даны. Но можно одновременно возвращаться и к другим книгам, если в них вы находите какие-то темы, которые вас интересуют. Ведь мы, помимо чтения самих книг Учения, делаем подборки, и они очень помогают. У нас есть подборки по темам, которые могут вас заинтересовать. Самим найти нужные темы во многих книгах очень трудно, а тут вы в готовом виде получите ответы на ваши вопросы.

Во время первого чтения сколько бывает не замечено, сколько не понято! Начинаем читать всё по второму разу. При этом очень помогают Письма Елены Ивановны Рерих, где есть ответы на многие вопросы, которые, когда читаешь сам, не можешь объяснить; помогает и параллельное чтение «Граней Агни Йоги».

Я работаю учителем в школе, у нас нет никакой литературы о Рерихах и об Учении. Вы выпускаете очень красочный журнал «Перед Восходом». Не будет ли навязыванием, если мы будем рекомендовать учителям и библиотекарям ваши журналы?

Журналы, в общем-то, доступны по изложению, и хорошо было бы их рекомендовать. Кое-что из журналов можно почитать на уроках, если возникает к этому какая-то необходимость, какую-то тему затронуть, заинтересовать этим.

Некоторые учителя используют на уроках «Сказы» Наталии Дмитриевны, дети пишут сочинения по «Сказу о благом камне» о смысле жизни. Постепенно можно «Капли» вводить. Сам педагог должен определить последовательность.

Да, но он должен знать, что имеются «Сказы»; педагог ведь может не знать. Надо порекомендовать ему, чтобы он сам прочитал. По сюжету они очень доступны для детей, и взрослым можно читать, им тоже будет интересно. Так что надо, чтобы сначала педагог ознакомился, а потом выбрал то, что его классу наиболее доступно, приемлемо и интересно, и постепенно давать такие материалы.

Когда лучше начинать читать книгу «Надземное»? Это индивидуально или есть сроки?

Конечно, это очень индивидуально. Книга «Надземное» очень сложна, но всё опять-таки зависит от степени подготовленности каждого. У одного она идёт сразу, а другому надо вчитываться или перед этим что-то другое прочитать на эту тему, — всё очень индивидуально. А книга эта, конечно, сложная, но уж если изучать Живую Этику, то её надо тоже знать.

Каждую неделю наше Общество собирается на беседы и изучает Евангелие. Мы размышляем, как можно притчи Христа доступным языком донести до взрослых и детей. И когда изучаются основы Учения Живой Этики, Евангелие становится намного понятнее.

Это совершенно верно, что Учение очень помогает понять Евангелие, те же «заповеди блаженства», — всё это становится очень понятным. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». В Евангелии очень много говорится о карме, но церковь это никаким образом не может объяснить. И такие места, конечно, надо отмечать и, говоря об Учении Живой Этики, вспоминать и евангельские притчи, то есть Евангелие надо знать, но без церковных предубеждений.

Сейчас необходим синтез знаний.

Сегодня о синтезе знаний говорилось, когда вспоминалось древнейшее Учение — Бхагавадгита из Махабхараты. Ведь это было дано задолго до рождения Христа. И когда мы обращаемся к Учению Живой Этики, мы видим прямые параллели, только в Живой Этике всё сказано нашим языком, современным, а там сказано языком древности. Но мы понимаем, что и в Евангелии, и в Бхагавадгите, и у нас говорится об одних и тех же законах бытия, самых понятных нам. «Что посеешь, то и пожнёшь» — это закон кармы, он упоминается во всех религиях. О бессмертии души, о том, что умирает только тело, а душа человека не умирает, тоже в религиях сказано. Такие сопоставления, думаю, были бы тоже полезны. Их надо собирать и беседовать на эти темы. Сегодня я попыталась кое-что в этом направлении сделать.

Знание Евангелия необходимо при общении с представителями православной церкви и вообще с христианами. Когда они видят, что мы не отрицаем их точку зрения, это помогает находить точки соприкосновения и устанавливать контакт.

Не всегда. Попытаться можно, но наша трактовка Евангелия и трактовка священниками и ортодоксальной церковью очень разнятся и в терминологии, и в объяснении. Я как раз думаю, что у нас с ними будет гораздо меньше общего, чем с людьми просто ничего не знающими или знающими Учение Живой Этики или древние истоки индийской философии. Потому что церковники очень придерживаются буквы: сказано, что была одна жизнь, а после неё или в рай попадает человек, или в ад, причём или на муки вечные, или на счастье вечное. Разве можем мы представить себе вечные мучения в аду за одну жизнь, за какие-то 70 – 80 лет, а они как раз это и проповедуют. Так что у нас во многом с ними не сходятся точки зрения.

В Евангелии не говорится о том, что есть конец, а церковь говорит, что конец есть.

Да, что будет второе Пришествие и конец всему миру, а дальше рассортируются: одни пойдут в ад на вечные муки, а другие в рай блаженствовать и вкушать райские яблоки. И вот на этом и кончается вся перспектива. А того понимания, что жизнь бесконечна, и она постоянно будет обновляться и видоизменяться, и те же люди будут приходить, но уже в других формах, — этого церковь совершенно не приемлет. Поэтому с ними говорить на наши темы, я считаю, совершенно бесполезно.

Б.Н. Абрамов записывал «Грани Агни Йоги» яснослышанием или, как Елена Ивановна, мог и видеть, и слышать?

Он очень мало говорил о себе и не любил, когда его об этом спрашивали, но, насколько я понимаю, он, вероятно, внутренним слухом это слышал и всё записывал — те мысли, которые очень чётко к нему приходили. Но каким образом он слышал, спрашивать об этом он не поощрял. Но он слышал и знал, что это от Матери Агни Йоги, а это от Гуру. Он был в переписке с Еленой Ивановной — тогда ещё, в Харбине, это было возможно, она ещё была жива. И туда приезжал Н.К. Рерих. Борис Николаевич сначала с ним встретился и имел много бесед. Он сказал Рериху о том, что что-то слышит, и Николай Константинович посоветовал ему послать образцы своих Записей Елене Ивановне. Она ему ответила, что трижды подтверждает высокую подлинность их Источника. Это письмо он мне показывал, где она трижды полностью подтверждает, что всё, что он получал и что он давал нам частично, — всё это правильно. Свои Записи он нам читал, позволял записывать, и это всё было совершенно подлинно, и всё это было Оттуда. Мне удалось кое-что у него записать.

Борис Николаевич писал Елене Ивановне, что у него есть ученики. Она захотела с ними познакомиться, он послал ей наши фотографии, и по ним она дала характеристику каждому человеку. Благодаря этому Борис Николаевич был уверен, что это действительно человек стоящий, с которым можно делиться, заниматься, считать учеником. А некоторых она не одобряла. Те, о ком она писала, и я в том числе, получали копии того, что о них писалось. То есть он давал выписку, отзыв о каждом из нас. Так что благодаря этому я имею от Елены Ивановны отзыв, — то, что она считывала с этой фотографии. Это, конечно, тоже сыграло очень большую роль. Борис Николаевич посылал ей «Капли», и она потом просила ещё посылать. В моей книге «Капли» приведён её отзыв, что «Капли» она одобряет. Она пишет: «Чую Источник их». Об этом Источнике она ему тоже писала, так что у нас в то время была с ней живая связь. И она очень интересовалась плодами нашей работы.

Можно ли делиться знаниями по Живой Этике с отцом, находящимся сейчас в Тонком Мире?

Если вы чувствуете, что он это воспринимает, что он не отталкивает вас, что у вас после этого реакция положительная, то попробуйте, по его сознанию конечно. Я думаю, вы почувствуете — принимает он это или нет. Трудно за другого человека сказать, в какой мере он примет то, что вы ему скажете, но пробуйте по мере возможности. Если у него уже проявлялся интерес к этому, тогда можно и продолжать, а если было абсолютное отрицание, то тогда не надо трогать человека.

Наталия Дмитриевна, а с Борисом Николаевичем у вас есть связь в Тонком Мире?

Я вижу его в снах время от времени, и мы беседуем, и, конечно, я его очень чувствую. Я не получаю сейчас от него конкретных сообщений, но мысленно, конечно, он мне остаётся очень близким, самым близким человеком. И я обращаюсь к нему часто, но не так, чтобы он мне что-то диктовал, а просто на плане мысли и сердечного чувства.

В Учении сказано, что не нужно детям что-то запрещать. А если ребёнок в полтора года не понимает, когда ему объясняешь? Как поступать?

Просто отвлекать его на что-то другое, не запрещая.

Дети, которые сейчас приходят, это дети новой, шестой расы. Они очень самостоятельны. И эту самостоятельность нужно куда-то направить.

В разумное русло. Я наблюдаю за маленькими детьми. Я помню детей такого же возраста, которых я знала лет 50 – 60 тому назад, — это были совсем другие дети. А сейчас ребёнку два-три года, и он настолько взрослый, что просто удивляешься. И он обращается со взрослыми свысока. Тут у товарищей есть девочка двух лет, когда её спрашивают: «Почему ты это делаешь?», — она говорит: «Потому что». И всё. Нечего, мол, мне вдаваться в объяснения.

У меня есть записи, как поразительно трёхлетние дети читают «Капли», причём сами желают их читать. Дети читают очень сложные философские стихи, потому что им нравится. Они просят маму или папу им начитать и запоминают. И так читают, что видно, что человек понимает, что он произносит. Человеку два-три года, он ещё букву «р» произнести не может, а уже читает такие стихи. Удивительно! Это всё, конечно, зародыши новой расы, потому что раньше таких детей мне никогда не приходилось встречать.

Что делать, когда внутренне очень тяжело молиться, читать Учение и верить, что придёт помощь?

Не сдаваться, продолжать всё это делать, и помощь придёт. Иногда она приходит в другой форме, чем мы ожидаем, но она всё равно придёт. Это может быть и испытанием.

Как обрести прочную веру в Учителей?

Если мы имеем Учение Живой Этики, и Евангелие, и Учения других религий, мы должны понимать, что Кем-то они даны. И они даны Теми, Кто намного выше нас, и все эти легенды об Учителях, о Великих Посвящённых, о Мудрецах не могут быть просто выдуманы. Надо принять, что есть люди выше нас по разуму, по духу. Мы имеем Их книги или что-то о Них, и поэтому мы верим и принимаем это.

В Учении сказано, что нужны сознательные помощники Света, а не рабы. Как стать сознательным сотрудником?

Рабы — это те, кто подчиняются поневоле, из страха наказания. А сознательные сотрудники — те, кто понимают, в чём дело, и любят это дело, и хотят сознательно работать. И никто их не заставляет, так же как у нас: некоторые хотят сознательно помогать крыть кровлю, потому что любят идею музея, никто не может их заставить это делать. А рабы — это понятие насилия над человеком. Светлые Силы никогда никого не заставляют и не насилуют. Это удел тёмных — насилие и рабство.

Является ли служением Иерархии занятие музыкой и другими искусствами?

Да, если это делается для служения Иерархии и приближения к ней. А если это делается просто из любви к самой музыке, что тоже бывает, тогда этот человек остаётся с музыкой, но это не значит, что он приближается к Иерархии посредством музыки. Можно музыку очень любить и заниматься ею как таковой для себя, просто для собственного удовольствия играть на пианино или ходить на концерты. Так что это всё зависит от побуждения.

Как выбрать Учителя? Если часто обращаешься к Богоматери, можно ли также обращаться и к Владыке Будущего — Майтрейе?

Иерархия едина, к кому бы вы ни обращались, перед кем бы вы ни преклонялись. Поэтому обращаемся ли мы к Матери Мира, или к Владыке Майтрейе, или к Христу — мы обращаемся к самому Высшему. «Дивен Бог во святых своих», — говорится в Писании. Во всех святых — Он, Единый Абсолют. Ведь Николай Рерих изоб-ражал и Богоматерь, и Франциска, и Христа, и Сергия Радонежского, и Магомета — всех он изображал с величайшим почитанием, потому что все они исходили из одного Источника. Именно в Них дивно Бог проявлялся; в каждом из Них по-своему — но проявлялся, и все Они достойны почитания. И кто кому ближе, к тому и обращается человек: будет ли это Майтрейя, или Матерь Мира, или тот и другой, в зависимости от состояния или ситуации.

Никола — это Вселенский Святой, Его знает не только Россия. Он очень почитаем на Западе, очень многие западные народы почитают Святого Николая. И сколько о Нём ходит легенд — о том, как Он спасал и на суше, и на море. Его очень чтут моряки.

Помните, друзья из Вильнюса рассказывали, что однажды пришли в церковь и видят, что там стоит целая группа военных моряков, все со свечами и о чём-то молятся. Они очень заинтересовалась, и один из этих моряков рассказал, что они были в подводной лодке, которая стала тонуть, и все должны были погибнуть, потому что нельзя было из неё выбраться. Но потом вдруг кто-то из верующих стал молиться, и они каким-то образом увидели, что какой-то старичок на канате или на верёвке вытягивает их подводную лодку на берег. В нём они узнали Святителя Николая и пришли в церковь со свечами воздать Ему благодарность за спасение. Они видели, как Он их вытянул на берег, хотя они должны были затонуть. Вот такой был рассказ. И скольких Он спасал — этому несть числа, кто бы ни обращался.

Вы, наверное, читали книгу А. Ремизова «Николины притчи», если нет, почитайте.

Он совершенно живой и бодрствующий, всегда с нами. Я так счастлива, что в нашем городе есть часовня, посвящённая Ему. Потому что раньше город был назван в честь Святителя Николая. Может, его потом опять переименуют в Новониколаевск, это было бы очень хорошо и справедливо. И конечно, все мы должны обращаться к Нему и быть совершенно уверенными, что нам помогут, — это уже без сомнения. Если все случаи собрать, так это просто бесконечные чудеса, и на море, и на суше.

Я помню случай, когда шла страшная буря в окрестностях Новосибирска, и Никола спас наш город. Я написала по этому поводу заметку «Нерушимая Стена».

Как бы мы существовали, если бы не было таких «нерушимых стен», которые так нам помогают? Как бы мы жили, если бы не к кому было обратиться? Как мы должны быть благодарны всем, кто нам помогает!

А Сергий Радонежский! Разве Дмитрий Донской победил бы это страшное полчище Мамая, на которое он шёл с очень незначительными силами? Но он приехал к Сергию, тот тихо сказал ему: «Иди, не бойся — и победишь». И Дмитрий Донской со своим воинством, не очень многочисленным, пошёл навстречу страшной орде, которая всё на своём пути сметала, — и победил. Вокруг него падали убитые люди, множество было убито, и русских, и татар, а он остался жив и невредим, только помяли ему кольчугу. Ему явился Никола, когда он шёл к Непрядве на страшный бой, и что-то сказал ему, — наверное, чтобы он шёл и не боялся.

Я хочу сказать, какую радость я испытываю от общения со всеми вами, потому что я чувствую гармонию, понимание, общность, устремлённость в одном направлении. И это так прекрасно! И такое ощущение небывалой радости и того, что это очень нужно не только нам, но и для пространства. Такое дружное объединение, я чувствую всех и чувствую, как хорошо. Я благодарна судьбе, что удалось ещё раз встретиться со всеми вами, и надеюсь, что не в последний.




Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае