(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 25 апреля 1999 г.

дата: 25 апреля 1999 г.


Я хочу сказать, что каждый раз радуюсь нашим встречам на «квадратных столах», потому что мы имеем возможность поделиться очень ценным опытом. У каждого представителя, приехавшего из другого места, есть какой-то свой уже наработанный опыт и интересные случаи и вопросы. И мы хотим обменяться всем этим, чтобы взаимно обогащаться. Поэтому я очень, очень приветствую всех наших иногородних друзей. Мы все вместе, и все вместе хотим делать одно и то же дело, и главное — хотим обменяться опытом и позаимствовать у вас то, что у вас интересного накоплено. Просим делиться. Будем вам очень благодарны.

На прошлом «квадратном столе» мы обращались ко всем сотрудникам Рериховских обществ за помощью, и мы её получили. Мы чувствовали поддержку и Наталии Дмитриевны, и всех сотрудников. Заведующая городским отделом народного образования, когда мы пришли к ней со всеми материалами по Знамени Мира, сказала так: «Я своё мнение изменила, пересмотрела свои взгляды, и работа ваша для нас очень ценна в городе». Поэтому мы искренне рады и выражаем всем вам сердечную благодарность.

Это большой успех. Очень радуемся этому большому успеху. Вот так и надо действовать.

«Если у кого есть страх,
Дай Мне страх.
Если у кого есть сомнение,
Дай Мне сомнение.
Если у кого есть гнев,
Дай Мне гнев.
А если дадите пригоршню малых вещей,
Я приму и эти пыльные игрушки
И перелью их в Моей башне» (Зов, 25.11.1922 г.).

Страх стоит на первом месте, и, как любое понятие, страх многолик. Наталия Дмитриевна, поясните, пожалуйста, эти слова Учения.

О страхе  можно говорить много и в разных аспектах. Я думаю, что вы сами знаете, что такое страх. Все, кто идёт по новому пути, кто исповедует Учение Живой Этики, кто стремится к лучшему будущему, к Новой Эпохе, — все они, конечно, подвергаются большим опасностям со стороны тёмных сил, которые так или иначе самыми разными способами пытаются вредить тем, кто борется за Новый Мир. И мы эти способы, конечно, уже испытали на себе: у кого-то начинаются в семье дикие нападки, на кого-то физически нападают, кого-то ругают, то есть всё равно есть оппозиция. И чем больше мы работаем и напрягаем нашу энергию, тем больше тёмные стараются не допустить явления Нового Мира, который всё равно настанет. Поэтому нужно изжить именно страх, тогда нам ничего страшно не будет, и никто нас не поколеблет, не повернёт, и мы будем продолжать наше дело. Я думаю, что поэтому страх в числе других свойств для нас очень важный объект борьбы.

Потом сомнение . «Ядовитая слизь сомнения» — есть такое выражение в Учении. Когда человек сомневается, это всё равно что он идёт и спотыкается, нога его скользит по лужам. Это так же опасно, как идти по скользкому льду, можно упасть и расшибиться. Или мы уверены в правильности выбора, в правильности Учения Живой Этики и верим в Учителей, или страх подкашивает всё наше будущее, и мы тогда ни к чему не годны. Обуянные сомнением, мы не можем кому-то внушать правдивые идеи, нам не будут верить; если мы хоть немного сомневаемся в чём-то, мы не можем этим влиять на других. Такой аспект может быть в числе прочих. И конечно, от этого зависит наша работа, наши действия, когда мы уверены в том, что всё делаем правильно, что нам помогут; и нам помогают, и мы вместе с Высшими Силами, и у нас никакого сомнения нет, мы можем добиться колоссальных успехов во всём.

Гнев . Мы знаем, что такое раздражение, а гнев — это наивысшая степень раздражения. Раздражение порождает империл, то есть яд, порождённый этим чувством. Империл отравляет наши нервные центры, буквально убивает, и очень вредит окружающему пространству. Гнев может довести до самых страшных преступлений. Так что гнев никак не может присутствовать в наших делах, в наших чувствах, его надо заменить терпимостью. Гнев часто бывает потому, что другие с нами не согласны, мы раздражаемся, гневаемся, кричим. А благодаря терпимости, которую мы, конечно, все воспитываем, гнев можно изжить.

Далее в этом же параграфе говорится: «Правда, если пожелаете опять использовать в жизни ваш дар, не забудьте, чего достоин тот, кто отнимает однажды подаренное». Как удержаться, чтобы опять не использовать этот «дар»?

Нужно за собой очень наблюдать, всё время держать себя под самым строгим и жёстким контролем. Как только начинает шевелиться ехидна сомнения, мы её ловим и уничтожаем, выбрасываем, то есть утверждаем что-то обратное. Только самоконтроль. Это чрезвычайно важно, иначе они — страх, сомнение, гнев — расплодятся снова, и получится, что мы отдали, а потом снова взяли то, что не нужно было брать.

Готовя различные темы, мы используем чьи-то афоризмы, изречения. Как в связи с этим относиться к Вольтеру, можем ли мы вообще ссылаться на него, учитывая его кощунственную поэму о Жанне д’Арк?

Конечно, на него нежелательно было бы ссылаться, потому что у него очень двойственное мышление: с одной стороны, эта книга о Жанне д’Арк, а с другой — он, может быть, что-то и правильно говорит; но раз уж он такое мог написать, то лучше, конечно, его исключить из своих цитат.

Мы видим, что творят разные правители, ведь они ввергают свои народы в пропасть! Как к этому относиться?

Сейчас идёт великое разделение, и этот год, как мне кажется, является разделяющим — кто куда пойдёт: «пойдёшь ты в рост или на слом». Каждый делает выбор: и каждое государство, и каждый народ — кто к чему притягивается. И выбор должен быть окончательным, разделение должно быть уже тоже окончательным. И только после того, когда все самоопределятся, может наступить Новая Эпоха — Сатия Юга, Эпоха Света, — там уже не будет этих примесей. Бертольд Брехт называл такие явления примесями: «Остаться должны только те, кто не может уйти... Свободные от примесей, — люди, которые не могут уйти».

Нельзя насильно куда-то втянуть людей: «Будьте приверженцами такого строя, а не такого». Сколько их ни уговаривай, если по своей натуре они таковы, то, вероятно, они всё-таки выберут свою  судьбу, так как сейчас все  должны определиться. Должна быть выявлена свободная воля каждого человека, каждого народа, несмотря на то — выгодно это кому-то или не выгодно. Каждый день происходят какие-то новые отделения, явления, возникают очень интересные новые деятели, так что будем наблюдать.

И свою позицию мы знаем — что Россия суждена, что она процветёт, что это будет ведущая страна мира, именно Россия Азиатская. Кроме всего прочего, нас ожидают великие катаклизмы, переполюсование Земли, вы, наверное, все об этом уже слышали. Неизвестно, какие страны останутся, какие-то могут и вообще уйти под воду, как уже когда-то было с Атлантидой. Ведь Атлантида — это же не сказка, это был огромный материк, а сейчас там океан. И опять такое же ожидается, и столкновение с кометами, и чего только мы не ждём. И всё-таки по всем намёкам Россия Азиатская сохранится. Елена Ивановна пишет: «Север будет безопаснее». Тундра уже не будет тундрой, там будет намного теплее, и возможно, что вся наша культура, вся цивилизация сосредоточится в России Азиатской, на Азиатском материке.

Можно ли, работая с детьми в школе, рассказывать об Атлантиде или же надо работать только по совершенствованию себя?

Конечно, было бы хорошо говорить, дети это очень могли бы воспринять. Это можно как легенды рассказывать, легенды, на чём-то основанные: почему так происходило, почему была гибель одних цивилизаций и вместо них возникало что-то другое; о том, что будет переполюсовка, это научно доказано; что мы ожидаем каких-то новых явлений на земле, что тундры не будет, будут тропики. Так что всё это надо рассказывать, детям это будет очень интересно.

В нашем городе произошло разделение Общества. Те, кто отошли к МЦР, запрещают на своих мероприятиях продавать журналы СибРО. Как быть?

Прежде всего, надо обеспечить журналом всех настоящих, устремлённых людей. И тогда эти журналы смогут получать те, кому действительно они нужны, кто хочет этого, а не тот, кто с ними небрежничает.

Наталия Дмитриевна, с чего начиналась Ваша работа в Новосибирске? Как Вы начинали?

В 1970-х годах мы с Евгением Палладиевичем Маточкиным — он большой деятель в области рериховедения — стали организовывать так называемые Рериховские чтения. Началось всё с того, что сначала в Доме учёных была большая выставка картин Н.К. Рериха, и оказалось, что никто не может объяснять содержание этих картин, никто ничего не знает, никаких материалов по Рериху нет, а было только несколько человек, которые занимались Рерихом раньше. И я водила экскурсии, объясняла содержание картин. После этого мы с Маточкиным договорились, что будем проводить Рериховские чтения в Картинной галерее, потому что там много картин Рериха. И мы четыре раза в 1970-х и 1980-х годах делали Рериховские чтения, где объясняли картины Рериха, рассказывали его биографию, о его значении как художника, но относительно философии тогда надо было быть сдержанными, только кое-что давали. Были концертные выступления: пригласили чтеца-специалиста, который читал стихи Рериха, а Маточкин ему аккомпанировал.

И с этих Рериховских чтений в 1970-х годах у нас и началось приобщение людей к Рериху и его творчеству. Тогда был А.П. Окладников[1]; совместно с директором Картинной галереи М.И. Качальской они были основателями Чтений, и мы с ними вплотную работали. Кроме того, к нам приезжал самый большой рериховед России Павел Фёдорович Беликов. Мы его каждый раз приглашали, он выступал с большими докладами, отвечал на вопросы и очень много нам помогал. У меня осталось много писем от него. Мы переписывались по поводу рериховской тематики.

Следующая рериховская выставка проходила в специально выделенном спорткомплексе Университета. И поскольку я Рерихом раньше занималась, я там дежурила целыми днями и проводила экскурсии, потому что всё время туда приезжали и приходили люди: и взрослые и дети, целыми группами. И вот однажды я возвращаюсь домой после очередного «дебюта», меня догоняет молодой человек и говорит, что такую выставку следовало бы делать не в спортзале, а в храме. Мне настолько это понравилось, и я с ним стала разговаривать.

На выставке были репродукции?

Это были самые настоящие подлинники, но привезённые. Это не те картины, которые были в Картинной галерее — те передал когда-то Юрий Николаевич Рерих и завещал их Сибири, чтобы они находились в постоянной экспозиции. А это были совсем другие картины, они у нас гастролировали, и Дом учёных, и Сибирское отделение Академии наук принимали в этом участие. Потом они ушли в другие города.

У меня есть очень много фотографий — там все картины, которые были выставлены на этой знаменитой выставке. И даже я там сфотографирована, веду экскурсию.  Одна сторона зала была застеклена, и это окно выходило в девственный лес. На остальных трёх стенах были картины Н.К. Рериха. Это было такое поразительное сочетание! Так впечатляло!

Наталия Дмитриевна, когда я подошёл к Вам и начал говорить, возникло ощущение, что мы продолжаем разговор.

Удивительное ощущение бывает от некоторых людей — что мы продолжаем разговор. Вот я вижу человека первый раз, но у меня такое впечатление, что я продолжаю разговор. Это значит, что в прошлом мы уже разговаривали. Недавно у меня было опять такое ощущение с одним художником. Мы встретились, и как будто только вчера виделись, а я его вижу первый раз в жизни. Это всё из прошлого. Память какая-то особая, глубинная, остаётся.

Что такое уплотнённый астрал?

Уплотнённый астрал — обычный астрал, или наше астральное тело. Существа астрального мира — мы их не видим, но иногда при некоторых обстоятельствах они уплотняются настолько, что могут быть видимы и даже сфотографированы. В какой-то книге я видела интересную фотографию: там была заснята чья-то семья, часть членов семьи сидит, часть стоит сзади, а с краю — фигура одного из ушедших родственников, — он был сфотографирован, к удивлению, конечно, всех, кто на этой фотографии. Они сказали: «Да это же наш умерший родственник, а он стоит рядом». Так что фотографии уплотнённого астрала могут быть, если он достаточно уплотняется, и, видимо, в будущем будет выработана такая плёнка, которая будет запечатлевать эти образы. Сейчас, кажется, её ещё нет, но не исключено, что будет. Это будет очень интересно. Фотографируют же ауры, есть снимки Кирлиан. Что такое аура? Это тоже излучение, уже не физическое, а скорее астральное излучение, потому что мы его на физическом плане не можем видеть обычным зрением, если мы не обладаем особым зрением. Это тоже уже подвижка — фотографии тонких явлений.

«Если Учитель не поймёт путь ученика, он не будет Учителем. Если Учитель не наложит руку на глаза ученика, Он будет ослепителем. Так обережём путь сердца» (Сердце, 239). Что значит «наложит руку на глаза ученика»?

Если раскрыть малоподготовленному ученику всю Истину или какой-то её грандиозный аспект, это может так поразить его сознание, что будет только вред, потому что Сказано говорить по сознанию, никак не нарушая его. Лучше недоговорить, сказать меньше, чем сказать больше. Если учитель скажет что-то такое, что ученик не способен вместить, то может получиться взрыв сознания, очень вредный для ученика. Это, конечно, фигурально сказано — глаза сохранить, но когда ученик узнает что-то, к чему он ещё совершенно не готов, это может именно психически ослепить.

Как быстро происходит отмирание тонкой и ментальной оболочек после смерти физического тела? 

Почему-то, вероятно именно в связи с этим, в церкви поминают усопшего на 9-й и на 40-й день. И 40-й день отмечается опять поминками, так же как при похоронах. Считается, что до сорока дней душа усопшего находится на физическом плане, в своём привычном месте, где он обычно жил со своими родственниками, и он может и видеть, и слышать. Когда кто-то из семьи умирал, я помню, завешивали зеркала простынями, потому что считалось, что человек может тут бродить, он захочет посмотреть на себя в зеркало и ничего не увидит, потому что астральное тело невидимо; он может страшно испугаться. Ведь многие люди, перейдя в Тонкий Мир, не понимают, что происходит. Они подходят, пытаются говорить, что-то делать, а их не слышат, не видят, и они не могут ничего сделать. Если человек ничего не знает о переходе в Тонкий Мир, о том, что он уже бестелесен, бесплотен, он страшно пугается. А после сорока дней, по христианским поверьям, он уже заканчивает своё пребывание в привычных ему земных сферах и удаляется или в рай, или в ад — это зависит от его достижений на земле. Но там всё очень примитивно, там только или рай, или ад. А на самом деле есть очень много промежуточных состояний, но это уже другой вопрос. Вот такие поверья.

Как чувствует себя дух без ментального тела?

Ментальное тело — это тело ума. Когда человек умирает, то он остаётся в астральном теле, но, кроме того, у него имеется ещё и ментальное тело — тело мысли, если оно развито. Если дух очень туп и не развит, то ментальное тело у него очень слабое. Если же он привык мыслить, то у него ментальное тело мыслит. Потом постепенно отмирает и астральное тело, он остаётся в ментале, в теле мысли, и там уже он действует и воспринимает по накопленным на земле способностям. Если он был мыслителем, имел воображение и многое понимал, то он продолжает там делать что-то своё. Но если нет, если он не мучается и ничего такого особого с ним не происходит, то он впадает в сонное состояние и спит, дожидаясь, когда ему опять удастся воплотиться. Но это всё зависит от закона кармы и от возможности у кого-то воплотиться. Это ведь тоже проблема, потому что желательно иметь всё-таки соответствующих родителей, а их может быть не так много или их в данный момент нет. И он воплощается, может быть, даже не у совсем удачных родителей, но ничего не поделаешь. Но всё-таки главное — это карма, и он получает более или менее достойных мать и отца.

Как, живя на земле, мы можем развивать своё огненное тело?

Это чисто духовное понятие. Если человек на земле уже был очень развит сердцем, если это был святой, подвижник, человек, живущий огненным сердцем, пламенно любящий Иерархию Света, в Огненный Мир устремляющийся, — то у него тело света развито. Если нет, то оно ещё в зачаточном состоянии и не выявлено. Всё от нас зависит, когда мы сможем подняться до Огненного Мира. Если мы живём огненными ощущениями, пламенной любовью к Высшему и к ближнему, мы уже приближаемся к Огненному Миру и можем тогда взаимодействовать с ним. Может быть, высокие поэты или творцы, такие как Рерих, Леонардо, своим высоким вдохновением дающие человечеству на века произведения искусства, — это тоже Огненное творчество, оно уже не просто ментальное, оно выше его, потому и переживает века.

«Случай с Х. необычен. Конечно, карма заплачена, но остаётся так называемая шелуха кармы, и такое обстоятельство очень излюблено демонами. Ничто так не усиливает злобу, как мираж кармы. Постоянно кажется, что заплативший что-то ещё должен, и это распаляет злобу. (...) ...Демоны пользуются шелухою кармической, чтобы тем сильнее нападать» (Сердце, 272). Что такое «шелуха кармы»?

Это тут же и поясняется в параграфе. Это не сама карма, а только её видимость. Кажется, что она ещё не изжита, что-то ещё не уплачено. И демоны это ловят и пытаются внушить человеку, что он ещё что-то должен и ему надо ещё быть связанным с тем человеком, с которым он, собственно говоря, уже не связан, а осталась только видимость, как шелуха, как майя.

«При зоркости можно наблюдать многие научно значительные явления. Можно заметить, как удары по ауре не только отражаются на глазах, но и на чувствительности кожи, особенно около плечевых лучей» (Сердце, 291). «Удары по ауре» — какие удары и каким образом они отражаются?

Удары по ауре бывают разные, например, когда один человек нападает на другого, не обязательно физически, а с большой энергией, с раздражением, с негодованием, с ненавистью, ругает всячески его, поносит и мысленно, и словесно. Мы ведь часто испытываем такие удары. Грубость чрезвычайно травмирует, она может нанести очень сильные удары по ауре, когда человек не ожидает: обращается к другому, а тот грубо, раздражённо отвечает ему. Я тоже испытывала не раз такие явления, и это очень болезненно отражается и на глазах; может отражаться и на оплечьях. Когда не ожидаешь, и вдруг на тебя огрызнутся очень сильно, с большим потенциалом энергии, разрядом, — получаются очень сильные страдания. Это долго болит, может, даже больше, чем если бы это был удар кулаком.

Надо всегда быть готовым, что тебя могут ударить, и эта готовность к нападениям укрепляет заградительную сеть. Если человек полностью раскрыт, тогда он может и получить; это так же, как и на физическом плане бывает. Человек делает себя беззащитным, когда он сильно раздражится и этим самым повредит свою заградительную сеть. Тогда очень легко на него напасть, и он, незащищённый, может получить откуда-то удар. А тёмные не дремлют и всегда рады воспользоваться таким случаем подослать кого-то или что-то сделать. Надо посмотреть не на этого человека, а через его плечо, где стоит тёмный, который орудует им, а тёмные боятся взгляда. Об этом мне говорил Борис Николаевич. Обратные удары нужно направлять не по самому человеку, а по тому тёмному, который за ним стоит и вдохновляет его мысленно. Но для этого нужно самообладание, потому что обычно такие вещи как-то неожиданно случаются. Но всё равно, если заранее быть подготовленным и помнить об этом, то это может потом помочь.

 

Мы очень просим оставлять отзывы, они нам очень нужны. Пишите нам, будем очень благодарны за отзывы. Какое может быть напутствие? — Выполнить всё, что мы за сегодняшний день получили, и идти дальше, дальше и дальше, выполняя, насколько можем, то, что мы усвоили, и надеяться на новую встречу. И пусть миру будет хорошо!



[1] Академик, директор Института истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР.



Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае