(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 30 мая 1999 г.
В Учении часто говорится о недопустимости страха во всех видах. А как быть, если у человека постоянно присутствует боязнь впасть в грех завышенного самомнения, превозношения себя над другими? Значит ли, что эти качества уже ему присущи? То есть если он боится впасть в эти качества, то можно предположить, что они ему уже присущи? Но если бы они были ему присущи, то он бы их не замечал, наверное. Мы ведь не замечаем тех качеств, которые у нас есть. Например, храбрый человек своей храбрости не замечает, а трус замечает, что ему не хватает храбрости. Как помочь человеку, который, вместо устремления в будущее, постоянно вспоминает о своём недостойном прошлом, постоянно занимается самоуничижением и считает, что общение с ним приносит только вред окружающим? Разъяснить ему, что надо устремляться в будущее, к самоусовершенствованию, стараться стать лучше, не впасть в тот же грех, в котором он был. Прошлое уже никуда не денешь, но надо думать о будущем и стараться представить себя в лучшем виде, чем ты был в прошлом, уже не таким, каким ты был, а каким хочешь быть. Для этого надо представлять, каким должен быть человек, и для этого у нас имеется Учение, где описываются все лучшие качества, которые нам надо приобретать в течение земной жизни. Потому что в Надземном мы пожинаем, а в этой жизни мы сеем и приобретаем, а там уже поздно приобретать будет. Нужно устремление в будущее и представление, каким он хочет быть хорошим, это ему поможет, потому что прошлое уже не исправишь. При массовом переходе в Тонкий Мир в случае войн, природных катаклизмов могут быть эпидемии ужаса и страха, и этот ужас и смятение люди понесут в Тонкий Мир. Как помогать в этой ситуации людям и Тонкому Миру? Пониманием, что смерти нет, что Тонкий Мир — это продолжение нашей жизни, что мы живы — не убиты, не уничтожены, а только наши тела, наша внешняя оболочка земная погибла, а мы продолжаем жить, продолжаем работать, — то есть пониманием бессмертия, того, чему учит нас Живая Этика. И поэтому особенно важно сейчас продолжать изучать Учение и всеми способами, в очень простых формах говорить о постоянной жизни, о том, что смерти нет. Можно ли объяснить с точки зрения Живой Этики, почему в одной стране рождаемость падает, а в другой растёт? Это зависит от многих причин, скорее всего материальных. Есть народы, которым, вероятно, трудно воспитывать новое поколение. Именно по карме многие воплощаются в той стране, в какой должны воплотиться, чтобы или поработать в ней, или искупить что-нибудь. Причин для воплощения в определённой стране очень много, и эти причины очень индивидуальны. Есть патриоты своей страны, которые обожают её и больше не хотят знать других стран. Конечно, их притягивает своя страна, а может быть, там что-то нужно сделать, что-то заплатить или, наоборот, получить. Это очень индивидуально. Мы все любим Россию; наверное, все хотели бы быть русскими, я думаю, многие из нас. Но если нужно где-то в другой стране воплотиться и поработать, это придётся сделать, но всё-таки всегда останется любовь к России. Уходят ли сейчас в космический сор тёмные или это случится мгновенно, когда пойдут огненные волны большой силы? Елена Ивановна Рерих пишет, что будет естественный отбор, когда тёмные не смогут выносить новых Лучей — очищенных, сильных, мощных. Их смогут вынести только соответствующие им люди, а люди тёмные, злые будут просто сгорать, потому что не будут соответствовать новым Лучам. Поясните слова: «Если человек уже допущен к хранению сокровищ и крадёт их, то он не может быть доверенным. Он уготовил себе тяжкую судьбу, иногда она настигает его быстро, но особенно тяжко, когда рок суждённый медлит» (Надземное, 178). Это значит, что человек получает что-то только для себя и не хочет поделиться, думает, что всё это только для него, и не хочет дать другим или думает, что в этом есть какое-то его преимущество, что только он получает сокровища, и потому воздерживается от того, чтобы дать их другим. И в духовном не все хотят делиться. Некоторые желают только сами заниматься Учением, самосовершенствованием и не хотят помочь в этом другим. Как можно объяснить картину Н.К. Рериха «Fiat Rex» — «Да здравствует король»? Что держит в руках Учитель? Кто стоит от него справа и слева? «Rex» — это царь. Король — не наше слово; по-русски — это царь. Он держит в руке символ того, что Он принёс людям сокровище. Мужская и женская фигуры — это его ближайшие сподвижники: он держит меч, а она — чашу с пламенем. Это его ближайшие сотрудники, соратники. С чем связано то, что гряда гор Тангла названа Священной, ведь в Гималаях есть и более высокие вершины? Но за этими горами, видимо, находится нечто Священное. На картине Н.К. Рериха розовые горы на горизонте. Недавно я услышала музыкальное произведение на Ваши стихи. Допустимо ли это? Года два назад Вы написали небольшую заметку, которая была опубликована в журнале «Перед Восходом», о том, что не очень хорошо было бы подбирать музыку к этим стихам. Я категорически хочу сказать, что мои стихи совершенно не предназначены для пения, а только для чтения. Они не поются, они для этого не замыслены. Они написаны так, что их можно только читать. Если их начинают петь, то получается нечто вроде романса. Это не соответствует содержанию стихов, потому что в каждом стихе содержится какая-то мысль Учения, и делать из этого романс недопустимо. Поэтому я очень бы хотела, чтобы они только читались, но никоим образом не пелись и даже музыка бы на них не писалась, потому что я их с музыкой не слышу. В них есть какая-то своя, может быть, очень затаённая музыка, но они не предназначены для музыки. Как сочетать торжественность и простоту? Торжественность и простота совершенно друг другу не противоречат. При торжественности не будет никакой суетливости, сложности, нагромождений всяких, которые простоте не соответствуют; так что это очень близкие качества. В чём должна проявляться торжественность? Конечно, это внутреннее состояние. Человек, наполненный торжественностью, не будет суетиться, кричать, бегать, махать руками, в общем, будет держать себя достойно, спокойно, как будто он несёт какое-то сокровище в себе. Как понимать слова из Учения: «Смотрите на событие на сорок сроков» (Зов, 30.03.1922 г.)? Значит, многое предусматривать, многое предполагать, многое утверждать — то, что нам желательно. Как научиться любить людей? «Спроси у сердца своего», сердце ведает любовью. У него надо спросить, как учиться любить людей, и на примерах наших Великих Подвижников, которые подлинно умели любить людей, отдавали жизнь за то, чтобы люди духовно не умерли. Жалеть людей надо, это тоже возбуждает к ним сочувствие, а без сочувствия какая любовь может быть? Со-чувствие, со-радование, со-страдание. Всячески стараться представлять себе положение человека, посочувствовать ему и тем самым уже вызвать в себе какое-то доброе чувство, желание помочь, чтобы ему было лучше. Всё это воспитывается, и любовь тоже. У Николая Константиновича Рериха есть стихотворение:
...Жить, не бояться и верить. Остаться свободным и сильным. А после удастся и полюбить, Тёмные твари всё это очень не любят. Сохнут и гибнут тогда.
Когда возникает любовь — они этого очень не любят, и таким образом мы уничтожаем тёмных тварей — путём любви. Назад в раздел : 1999 |
|||