(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 27 июня 1999 г.

дата: 27 июня 1999 г.


Препятствует ли нам такое свойство, как забывчивость в быту, в мелочах? Как с ним бороться?

Конечно, забывчивость может ущерб принести и тому, кто забывает, и делам. Нужно всё время быть настороже, всё время стараться тренировать свою память, стараться давать себе задание: «Я не забуду, я запомню, я это сделаю». Вот таким образом надо бороться с забывчивостью. Всё, что надо, — записывать, чтобы не забыть, но тем не менее и тренироваться. Когда мы думаем о том, чтобы какое-то качество в себе развить, — мы стараемся вложить в это наше желание, нашу энергию, напоминать себе об этом, думать об этом, может быть, собирать параграфы из Учения на эту тему, — словом, концентрироваться. Иначе в чём же наше совершенствование будет заключаться, если мы не будем бороться с нашими недостатками? А забывчивость, конечно, один из недостатков, который может повредить делам.

С какого года Борис Николаевич Абрамов начал заниматься Учением?

В Харбин приезжал во время своей Баргинской экспедиции Николай Константинович Рерих, и там Борис Николаевич с ним познакомился и получил от него Учение. Рерих признал его своим учеником и написал об этом Елене Ивановне. Елена Ивановна сама написала Борису Николаевичу о его назначении, о том, что он признанный ученик и что в прошлом они тоже были связаны. Этого письма я не видела, но оно решило судьбу Бориса Николаевича. И тогда он приобрёл все книги и стал изучать Живую Этику. Потом у него было несколько учеников, но очень мало, он очень строгий делал отбор, предъявлял к ученикам определённые требования, поэтому у него было всего несколько человек.

Нам было разрешено репатриироваться благодаря Хрущёву, который открыл двери тем, кто жил в Харбине. Николай Константинович писал: «На родину надо ехать, ехать и ехать. Вы там нужны». Я помню эту фразу. И когда нам предложили ехать на родину, то поехали Борис Николаевич и я. Другие его ученики предпочли поехать совсем в другом направлении, то есть в Австралию, которая тоже принимала русских. Там, конечно, жилось не так, как нам тут в первое время. Там было очень, очень зажиточно, очень хорошо. Борис Николаевич очень долгое время вообще не имел жилья, снимал квартирку без всяких удобств. Он приехал с больной женой-инвалидом.

Я приехала с матерью, ей уже было под 90. И мы тоже сначала ютились по маленьким квартиркам, снимали, а потом меня пригласили в Академгородок преподавать в музыкальной школе. Я музыкант-педагог. Там выделили нам однокомнатную квартиру, в которой мы и проживали.

Как Вы стали заниматься с Б.Н. Абрамовым?

Когда я пришла к Борису Николаевичу, я уже с Учением была знакома, и он включил меня в очень узкий круг своих учеников, с которыми мы регулярно, раз в неделю, встречались у него и занимались. Мы читали книги и задавали ему вопросы по Учению. С некоторыми из нас, не со всеми, Борис Николаевич изучал «Тайную Доктрину» Е.П. Блаватской. Он уже знал к тому времени очень много, потому что встречался с Николаем Константиновичем во время его пребывания в Харбине и от него много узнал и частично делился с нами. Благодаря этому я получила определённое направление, определённые знания.

Борис Николаевич не мог получить квартиру в Новосибирске и поехал в маленький городок Венёв. Там дали ему в конце концов очень маленькую квартиру без удобств. Жилось ему очень трудно. Я ездила к нему каждое лето во время отпуска. За год у меня накапливалось много вопросов по Учению, с Борисом Николаевичем все эти вопросы разрешались. Сейчас у меня накопилось много записей бесед с ним.

«Истечение сердечной энергии может быть произвольное и непроизвольное. Последнее может быть вызвано посторонним воззванием или неудержимой щедростью самого сердца. Можно представить, как обильны эти щедрые подаяния и сколько сил они поглощают, но неизмерима щедрость сердца, и скупость не знакома сердцу пламенному. (...) Конечно, вы знаете о делимости духа и поймёте эти щедрые ответы сердца. Недаром говорится о бережливости, она нужна во всём, и даже в сердечных посылках. Очень тяжкое время!» (Сердце, 430). Как происходит истечение энергии, у всех ли бывает такое явление и в чём выражается бережливость в сердечных посылках?

Невозможно сказать про всех — у кого она истекает, а у кого нет. Главный импульс, который вызывает истечение энергии, — это желание помочь далёким, неведомым, находящимся или на земном плане, или в Надземном Мире. Ведь там тоже многим очень трудно приходится, если они не были подготовлены к жизни в Надземном. Истечение энергии, конечно, ощущается, но сказать точно, куда или к кому, — это бывает очень трудно. Иногда во сне видишь, что с кем-то беседуешь, кому-то помогаешь, а иногда мне рассказывают: «Я с Вами беседовала во сне, Вы мне там советы давали, помогали». Я не помню этого, потому что земная память очень ограниченная, а человек запомнил и рассказал. Земная память ограничена материей физического мозга, который далеко не всё может запомнить, зафиксировать, но кое-что запоминается.

«Закон перехода в мир духа несложен. Уравнить нельзя ни одно состояние. Как пыль вулкана, бесчисленны духи, возвращающиеся в духовный мир. (...) Дух с трудом сознаёт оставление материи» (Озарение, 2–II–3). То есть человек уже перешёл в Тонкий Мир, но он этого ещё как бы не осознаёт?

Да, он ещё не осознаёт конкретную грань между земным и Тонким Миром, он ещё не сориентировался, что он уже не здесь, а там.

Мы читали, что, когда человек находится в состоянии клинической смерти, он сверху видит своё тело и пребывает в недоумении.

Об этом очень интересно писал Моуди, в его книге[1] описывается состояние клинической смерти. Человек уже видит своё тело, он уже куда-то летит, но в это время его приводят в чувство, и он с сожалением возвращается назад, в тело. А ему было уже так хорошо, он уже видел впереди свет, он туда уже летел, а врачи взяли и вернули его назад.

Если человек уже видит своё тело, значит, он сознаёт, что находится не в теле?

Он сознаёт, что он не в теле и это его оболочка. Но сознают, может быть, не все, а те, кто уже соприкасались с этим вопросом. Они, конечно, сориентируются.

В каком случае серебряная нить легко рвётся, а в каком очень трудно, когда человек уходит с земного плана?

Но она не называется серебряной нитью. Серебряная нить связи между Учителем и учеником — это совсем другое. А это просто разъединение тела с духом, это не порывание какой-то нити, это просто разделение: тело остаётся, а дух идёт дальше по своему направлению, куда он направлялся при жизни. И очень важна последняя предсмертная мысль — куда он устремлялся перед самым уходом, если он уходит в сознании. Некоторые уходят по болезни или без сознания. Если человек уходит, чувствует, что тело уже умирает, то очень важно, куда направить последнюю мысль. Если человек всю жизнь стремился к высокому, к прекрасному, к Иерархии Света, он пойдёт туда, куда он стремился. Этот порыв жизненный, многолетний, унесёт его в должном направлении, даже если он уходит без сознания. Бывает, что человек теряет сознание от чего-то и умирает. Очень важно, что его постоянное коренное устремление ведёт его туда, куда он стремился.

Наталия Дмитриевна, пожалуйста, скажите напутствие.

Надо попытаться претворять в жизнь всё, о чём говорилось сегодня — о Живой Этике, о её значении, о том, «как жить, чтобы святу быть», как говорили в древности. Пожелание всем, чтобы каждому удалось хоть немного претворить что-то из полученного. Это очень подвинет и повлияет на дальнейшую судьбу, на нашу карму, которая является результатом наших слов, мыслей и действий. Сегодня мы получили много тем для размышления. И конечно, ждём новой встречи с вами. Мы с большой радостью всегда встречаемся, это такое счастье — быть среди единомышленников.

Ждём вопросов, статей в журнал, подборок. Делитесь вашим духовным опытом, у каждого он есть. Я считаю, каждая встреча — это подарок судьбы, что нам даются такие возможности. Всегда не хочется расставаться.



[1] Р. Моуди. Жизнь после жизни.



Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае