(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 25 июля 1999 г.

дата: 25 июля 1999 г.


В нашем Обществе возникли разногласия по поводу проведения конференции, посвящённой Вс. Иванову, который написал монографию о Н.К. Рерихе. Часть коллектива не понимает, для чего надо бросать такие силы на проведение конференции. Не уведёт ли это в сторону?

Голлербах, например, тоже написал хорошую монографию о Рерихе, и есть много других авторов и других монографий. Посвящать конференции авторам монографий — это не совсем то, что надо было бы делать. Мы же не авторам посвящаем, а Рериху. Голлербах хорошую монографию написал, но мы никогда его лично не отмечали особой конференцией или встречей. Это его профессия, он искусствовед, он написал биографию. Ну и что же?

Нам нужно о самом главном говорить — о Живой Этике. Без этого сейчас не пройти. А Голлербаху или Иванову надо отдавать должное, и всё.

В Общество подходят люди, читающие Учение, но с их стороны нет предложений об участии в тех или иных мероприятиях. Как поступать — ждать, когда они сами проявят инициативу, или всё-таки им предлагать?

Я думаю, что не надо ждать, вы можете просто не дождаться. Надо вовлекать и разъяснять, что Учение — это путь к Общине, и через общую работу мы ближе подойдём к Учению, лучше его поймём. И это всё-таки обязывает: изучение Учения — это не только читать, но и что-то делать. И если они придут на помощь, это будет показателем того, что они что-то поняли. Поэтому их надо, безусловно, настраивать на общую работу.

Когда в нашем Обществе идёт подготовка к мероприятию, подходят друзья и берутся за развеску репродукций картин Рериха, которой они никогда не занимались. После этого нам часто приходится всё переделывать, и в итоге получается трата сил и времени. Как поступить: принять их помощь, чтобы не вызвать негатива, или всё-таки оформить всё самим?

Конечно, лучше самим, а то они так развесят, что вам потом придётся перевешивать. Они, может быть, некомпетентны в этом. Под каким-нибудь вежливым предлогом отстраните их и сделайте всё сами, если вы не уверены, что они это хорошо сделают.

Будет ли это применением Учения в жизни, если сотрудники на протяжении ряда лет помнят какие-то, как им кажется, несправедливые замечания, хотя доля правды в них была?

Есть такие слова в Учении: «Злопамятство, обида, думание о себе уничтожают преимущества так же, как предательство и страх» (Иерархия, 78). Эту фразу я помню наизусть. Если действительно они тогда ничего не поняли и только лелеют свои обиды — или им не было это разъяснено, или они просто не в состоянии это вместить, — то это злопамятство, как сказано, «уничтожает преимущества так же, как предательство и страх».

Если у человека проявляется какое-то отрицательное качество, он начинает делать подборку из книг Учения. Будет ли это началом работы над своими отрицательными качествами?

Если он эту подборку делает с целью изжить своё отрицательное качество, то это очень хорошо, потому что в Учении очень точно и подробно определены многие свойства и качества, и ему бы очень помогло, если бы он делал эти подборки целенаправленно.

Как поступить, если для проведения мероприятия создались неблагоприятные условия? Всё-таки провести или перенести на другое время?

Если есть возможность перенести и улучшить обстановку в зале, конечно, это надо сделать, иначе представление о картинах может быть искажённым, недостаточно убедительным, а нужно, чтобы это впечатляло людей. Поэтому надо создавать максимально благоприятную обстановку для того, чтобы показывать картины и слайды.

Что можно на выставках, экскурсиях рассказывать о картине Н.К. Рериха «Путь Учителя Учителей»? Эта картина в сборнике стихов «Весть Красоты» названа «Небесный Свет», а в самарских репродукциях «Путь Учителя Учителей».

Прежде всего надо рассказать о том, Кто такой Учитель Учителей. Это Тот, Кто знает больше, чем обычные Учителя, и Учителя у Него учатся. Если Он изображён в таком сиянии, у Него такая аура, — значит, это очень Высокий Дух; в этом облике выражена огромная духовность. Это действительно Тот, Кто учит Учителей, Кто дал Учение. «Учитель Учителей» — это духовное понятие; Учитель Учителей знает законы и тайны мироздания, Он понимает, как нужно жить, Он учит людей жить правильно и праведно и как спасти Землю. И поэтому Он изображён в таком сиянии, как неземная фигура, явившаяся на Землю, чтобы её спасти. Он научит всех Учителей, чтобы они, в свою очередь, проводили идеи великого блага для спасения Родины и Земли. Пламя, конечно, — это пламя духа, пламя подвига, пламя знания, пламя восхождения в высшие сферы, потому что огонь в Учении поднят очень высоко. И поэтому, если Он изображается с пламенем, значит, это самая высокая, самая чистая энергия, которую принёс Учитель для спасения человечества, в которой сжигается всё отрицательное и приносится и превозносится всё самое высокое и светлое, что есть в человеческом духе. Все великие образы Учителей и Богов всегда связаны с огнём. Это самая чистая и высокая стихия, самая приближенная к духу; не вода, не воздух, не земля, а именно огонь. Можно посмотреть, что говорится в Учении на эту тему.

В книге «Зов» (9.11.1921 г.) сказано: «Не бойся бездействия — воздух напряжён и красный крест любви покроет поле битвы вашей и вознесётся песня гармонии». Что это за символ — «красный крест любви»?

Мы все очень хорошо знаем, что такое красный крест в медицине, — это знак помощи, это символ любви, символ приношения всего себя из чувства любви в стремлении помочь всему человечеству. Если красный крест в медицине помогает больным, то красный крест любви к человечеству помогает во всех случаях: и в духовных, и в физических. Это очень высокое понятие самоотверженности и стремления помочь.

Изживается ли карма во сне?

Возможно, что и изживается, если сон очень чёткий и сознательный и человек не просто механически во сне действует, а действует сознательно. Но много ли таких бывает снов? Возможно, что во сне человек продолжает мыслить, переживать, думать. И если, например, он там страдает от того, что сделал раньше, если он во сне раскаивается и хочет стать лучше и что-то исправить и он это совершает с большими усилиями, то карма может изжиться и во сне. Но для этого нужны очень большие усилия, очень большая чёткость. Потому что сны от реальной, материальной жизни всё-таки отличаются. Если отличия будут преодолены и максимально приближены к земной жизни, то, может быть, можно изжить карму. Но таких примеров в Учении я не помню.

В «Гранях Агни Йоги» говорится, что во сне можно определять степень изжития качества, например, если в жизни человек его уже не проявляет, а во сне ещё проявляет.

Да, это ещё не изжито. Таким образом, можно изжить карму во сне, если очень упорно сопротивляться всему отрицательному и утверждать положительное. Я думаю, что это возможно, потому что и там и тут мы живём, чувствуем, переживаем. Ведь важна не только физическая карма, но и карма наших чувств, переживаний. Человек может физически не мучиться, но так раскаиваться, что будет и плакать, и биться головой об стену, и не знать, что ему совершить и как. Так что всё это, я думаю, возможно было бы, но при очень яром устремлении и представлении этого в Тонком Мире.

Человек во сне очень редко сознаёт, что это сон, он живёт там реальной жизнью. Очень редко человек, видя сон, понимает, что это сон, я думаю, большей частью не понимает. Если там какие-то ужасы — он пугается, если что-то хорошее — он радуется, любуется, но при этом не держит в сознании, что это сон, он полностью принимает это за явь, за реальность.

Рафаэль даже во сне молился Деве Марии.

Конечно, это показатель, что он и во сне так же, как и наяву, стремится к определённому образу, точно продолжает жить во сне той же жизнью, какой живёт и не во сне. Если он обращается к Высшему во сне — это прекрасно. То есть очень мало разницы между сном и явью, потому что одно есть продолжение другого. Человек живёт цельной, нераздвоенной жизнью и во сне, и наяву. Скажем, молится или картину какую-то мысленно или материально рисует — и это всё реальная жизнь.

Может быть такое, чтобы человек вообще не видел снов?

Иногда просыпаешься с впечатлением, что видел что-то очень интересное, но вспомнить уже не можешь. Так бывает. Сфера снов очень тонкая и очень индивидуальная, поэтому трактовать сны бывает трудно. Видит человек сон, просит объяснить его, но символы в снах индивидуальны у каждого. Что-то увидел — это для него характерно, а для другого нет, поэтому понять бывает трудно, почему он так увидел. Мы не можем даже найти слов для некоторых снов, некоторых ощущений.

Когда мы проводили выставку репродукций у себя в городе, на ней побывали дети из 2-го класса, и одна девочка, когда услышала рассказ о святых и подвижниках, в том числе о Сергии Радонежском, задала вопрос: «Можно мне стать святой?» Что отвечать детям в таких случаях?

«Если будешь подражать святому, то и станешь святым. Для этого надо знать его житие, или биографию, как теперь говорят. Путь этот никому не закрыт, но он очень трудный. Почитай, как подвижник стал святым, какие для этого он усилия употреблял, какую самоотверженность, какую любовь к людям и к Богу, — и если ты всё это сможешь, то и станешь». Я думаю, на детском уровне рассказать.

Работа в киосках очень важна: сколько через киоски к нам подходило сотрудников и сколько помощи было оказано нашими покупателями.

Вот подходит человек к киоску — и надо не только показать весь наш товар лицом, но и провести беседу. Бывает, нужно рассказать о тех картинах, которые висят для продажи, или о книгах. То есть это тоже своего рода представление нашего товара. Очень много зависит от горения, устремления, умения призывать, рассказывать. Этому всему мы можем научиться на киосках. Потом такое умение нам пригодится во всей нашей жизни. Продавец-консультант — это не просто продавец. Не навязывать, а увлечённо рассказывать. А навязывать — люди только разбегутся.

Также имеет значение оформление киоска.

Конечно, это очень важно — это уже привлекает. А так человек пройдёт мимо и, естественно, ничего не купит, а тут посмотрит — красиво! Этим мы несём Учение в жизнь, потому что люди что-то покупают и приобщаются.

Классическую музыку можно включать в киосках.

Надо принять на вооружение и хорошую музыку.

Наталия Дмитриевна, скажите, пожалуйста, напутственное слово.

Чтобы всё самое лучшее, о чём мы говорим, претворялось в жизнь. Сегодня мы говорили об Учении, об Учителях, о Борисе Николаевиче Абрамове, о таких высоких примерах. Чтобы это вдохновляло нас, помогало нам жить дальше, несмотря на все трудности, на серость будней. Чтобы «всё выше, и выше, и выше стремился полёт наших птиц», наших душ. Потому что настала пора, чтобы мы все определились уже на светлое будущее, на нашу будущую деятельность. Мы можем думать о ней, можем представлять себе, как мы будем работать в будущем, и всё это в конце концов совершится — будем работать над собой, над нашим будущим, над нашим делом. И всегда будем призывать помощь, она обязательно придёт.




Назад в раздел : 1999
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае