(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Квадратный стол» СибРО 30 января 2000 г.

дата: 30 января 2000 г.


Наталия Дмитриевна, что Вы можете сказать о молитве? Как нужно молиться?

Это сугубо индивидуально. Во-первых, может быть, кто-то принадлежит к какой-то религии. Во всех религиях есть уже готовые молитвы, которые заучивают с детства. Если люди ходят в церковь — они тоже знают молитвы, запоминают их наизусть. Можно молиться и своими словами или совсем без слов. Вот, например, в Учении Живой Этики сказано: «Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Даже такие простые слова — это тоже молитва. Это всё абсолютно индивидуально. И молиться словами заданными, которые, может быть, не очень звучат самому человеку, — это будет не так эффективно, поэтому молиться можно, обращаясь к Высшему как к самому близкому, самому любимому, самому дорогому. Так говорится в Учении. А специальных молитв мы не рекомендуем. Ведь и в Учении даются тексты молитвенных обращений, но это не обязательно — молиться именно так. Существует и бессловесная молитва.

Молитва сердца коротка
И не запятнана словами...
Взмахнув могучими крылами,
Любовь перелетит века,
И расстоянья, и преграды,
В едином вздохе встанет рядом..
Дорога сердца коротка!

(Н.Д. Спирина. Капли)

Есть и длинные молитвы, если они кому-то созвучат. Заданности никакой быть не может.

Святой Франциск Ассизский шёл со своим духовным братом, беседовал. Их беседа была так высокодуховна, что это было как молитва.

Если кому-то нравятся церковные молитвы — они тоже прекрасны. Это всё совершенно индивидуально.

Не умаляем ли мы Учение Живой Этики, когда начинаем обсуждать непонятные нам места и размышлять? Как тогда осуществлять рекомендуемое в Учении: «Меньше читай, но больше размышляй»?

Смотря как размышлять. Когда мы размышляем для того, чтобы лучше понять читаемое, — это одно, а если мы что-то своё додумываем, прибавляем свои, может быть, ошибочные умствования — тогда это другое. Но размышлять надо, для того чтобы понять лучше то, что мы читаем.

У нас на занятиях возникло такое мнение: если мы что-то не понимаем в тексте, то лучше это вообще не обсуждать.

Если никто из присутствующих не понимает и не может объяснить — конечно, лучше не обсуждать, чтобы не впасть в какую-нибудь ошибку. А если кто-то может объяснить или хотя бы высказать своё предположение — можно высказать, обсудить. Ведь в каждом конкретном случае по-разному бывает. Это ведь очень индивидуально и неповторимо.

Если кто-то понимает и пытается объяснить — будет это умалением текста или нет?

Смотря как он будет объяснять. Может и умалить текст, может и не умалить. Всё зависит от того, как он будет объяснять.

Главное — коснуться вопроса, а ответ может сам потом прийти?

Может быть и так, что вы потом привлечёте ответ, но нужно очень внимательно наблюдать, чтобы этот ответ уловить.

«Истинно, явление Великой Жертвы пронесётся по Миру. Оно будет запечатлено в сердцах человеческих показаниями явными. Так смотрите пристально на признаки, много их» (Мир Огненный, I, 574). О какой Великой Жертве идёт речь?

Вероятно, о Жертве Христа, ведь Его называли Великая Жертва. Его Подвиг — спасение всего человечества, тем, что Он принял на Себя карму всего рода людского. Это Великая Жертва, но разве она понята до сих пор?

«Христос воскрес», — поют во храме;
Но грустно мне... душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме,
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!..

Вот такое стихотворение есть у Мережковского.

Уважаемая Наталия Дмитриевна, как Вы относитесь к идее проведения 24 марта вечера Вашего творчества?

Я не могу возражать против этого, если кому-то хочется устроить вечер моего творчества. Но 24 марта — это самый великий день, не знаю, соответствую ли я своим творчеством тому, чтобы проводить его 24 марта? Это вы решайте сами, как вы это чувствуете, — если это соответствует хоть в какой-то степени этому великому дню. Я не могу это решать сама. А почему вы именно к этой дате хотите привязать?

Потому что тема Ваших стихов соответствует этому Дню.

Я не пишу о личных чувствах, не употребляю место-имение «я». Все стихи написаны в устремлении к Высшему, звучат именно на эту ноту. И если они соответствуют — тогда, конечно, можно. Все они духовного содержания, их можно было бы отчасти назвать молитвой. «Чую Источник их», — писала Елена Ивановна Рерих Борису Николаевичу Абрамову о моих стихах.

Не отягощает ли Вас наше подчас неуместное восхваление? Не вредим ли мы Вам лично?

Через Бориса Николаевича Абрамова я имела неоднократные сообщения относительно меня и моего творчества, и я совершенно спокойно отношусь к тому, что мне говорят, — или меня захваливают, или ругают. У меня уже имеются самые высокие отклики на моё творчество, на меня лично и на мою деятельность от моего руководителя — Бориса Николаевича Абрамова. Он даже показывал мне письма Елены Ивановны и разрешал записывать, что обо мне говорится. Я не думаю, чтобы вы мне чем-нибудь вредили, потому что как здесь можно вредить? Думают, что когда человека захваливаешь — он зазнается. Я вас могу уверить, что я не зазна'юсь, для этого тоже есть причины. Вы можете высказывать обо мне как положительные, так и отрицательные мнения. Мне самой это будет интересно, я всё это буду выслушивать, принимать к сведению. Если это положительное — значит, что-то доходит, что-то нужное я делаю. Мне это очень важно знать. Сам же не можешь знать о своей деятельности, как на неё реагируют. Мне важно знать реакцию на мои стихи от каждого из вас — делаю ли я что-то действительно стоящее или просто графоманством занимаюсь. Так что я всегда благодарна за всякий отзыв. Похвалы никак не могут меня испортить, потому что я воспринимаю их совершенно не в том виде, в каком это может восприниматься. Просто я всё принимаю к сведению и сообразуюсь с этим. Но делаю то, что мне давно было Указано делать.

Можно ли изображения Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов выставлять в публичных местах, например на железнодорожном вокзале?

Мне кажется, что без предварительной подготовки этого не следует делать, потому что всякая может быть реакция. Надо с уважением относиться к изображениям Учителей и их ближайших сотрудников. Если люди очень неподготовленные — и реакция у них будет недостойная, и они прежде всего навредят сами себе, будет обратный удар. Они соприкоснутся с высшими энергиями, и это может быть очень нежелательно и даже очень вредоносно. Вообще портреты Учителей надо показывать только тем, кто уже что-то знает и как-то себя выявил. Когда приходится кого-то подводить к Учению, знакомить, я никогда сразу не показываю портрет Учителя, только через какое-то время, когда могу быть уверена, что это будет достойно принято. Это не киноартисты, которых можно рекламировать, показывать, рассказывать, какие они замечательные.

Моей дочери 11 лет, я хотела бы понемногу приобщать её к Учению. Подскажите, с чего начать, чтобы не оттолкнуть.

Дети ведь очень многое знают, только они молчат, потому что или боятся, что их взрослые не поймут и осмеют, или просто не знают, как это выразить. Но в них это знание есть, особенно, как сказано, до семи лет ребёнок ещё полон знаний, впечатлений, каких-то ощущений, которые он принёс. Надо серьёзно выслушать ребёнка.

Сейчас, когда планета в опасности, когда человечество раздирается противоречиями, непониманием истины, в чём будет самая необходимая помощь Владыкам от изучающих Учение Живой Этики и от Рериховских обществ?

Только в применении того, что нам дано от Владык, то есть применение Учения Живой Этики есть самая главная помощь от нас, потому что иначе Новый Мир не построить, а задача Владык — это построение Новой Эпохи, Сатия Юги. И Они ждут нашей помощи, Они не могут сделать всё сами, ведь человечество — это не куклы, которых можно за верёвочки дёргать. Нужны сознательные сотрудники, и от нас этого ждут. И вот в этом самая главная наша помощь и заключается, чтобы и в самих себе утвердить Учение Живой Этики, и проявлять его во внешней жизни, в своей деятельности.

Не связана ли картина Н.К. Рериха «Чудь подземная» с нижегородскими местами?

Он использовал, видимо, в своей картине «Чудь подземная» одну из легенд, бытовавших в этих местах. Он там бывал, слышал и изобразил её. Я думаю, такое объяснение может быть. Конечно, никто не был в этой подземной Чуди, он создал эту картину согласно легендам. Китеж — тоже вариант этой легенды. Китеж ушёл в озеро Светлояр, и в тихие дни можно услышать со дна этого озера колокольный звон. Эта легенда об ушедшем под воду граде Китеже — того же рода, как подземная Чудь. Даже написана опера по этому поводу.

Что значит внешние и внутренние принципы Йоги?

Если Йога — это Живая Этика, то мы имеем книги Учения и знаем, в чём заключаются эти принципы, и внешние, и внутренние. Надо только эти книги прочесть. Этих принципов очень много, надо ознакомиться с ними путём прочтения книг Живой Этики.

В прошлом году на нас были нападки в связи с тем, что в окне занимаемого Рериховским обществом помещения было выставлено Знамя Мира. Тогда удалось отстоять Знамя Мира, нам разрешили его оставить. Сейчас поднялась новая волна, опять хотят снять.

Надо опять бороться с этой волной невежества. Вас ведь поддерживали в своё время, то же самое гороно, вы на этом и основывайтесь. Конечно, нужно, чтобы Знамя Мира было. Вас поддерживают, значит, уже прецедент есть к тому, чтобы бороться. Продолжайте. Напомните и продолжайте напоминать, потому что люди забывчивы, это для них ещё непривычно. И не надо, конечно, складывать руки, надо бороться.

Нам стало известно, что против Знамени Мира выступила церковь и она оказывает давление на мэрию.

Надо мэрии как-то объяснить, что это всё чисто православный подход и мэрия не обязана считаться с этим. Это субъективно православное, церковный подход, надо, чтобы мэрия это понимала. Конечно, мы полностью вас поддерживаем.

Почему церковь воюет с Учением, почему она против Знамени Мира?

Потому что она утверждает только себя и только своё — то, что она проповедует, то, что делается в храмах. И она заинтересована в том, чтобы иметь прихожан — людей, которые ходят в церковь, ставят свечи, заказывают так называемые требы, то есть молебны, заказывают панихиды и т.д. Она заинтересована в прихожанах. А Знамя Мира никакого отношения не имеет к церкви, она считает это отвлечением от церкви.

Как всегда, будем надеяться на дальнейшие встречи, будем готовиться к ним. Каждый что-то принесёт, что-то расскажет или, может быть, какие-то материалы в нашу газету напишете. Пишите нам в газету. Работаете с детьми — рассказывайте, что они говорят. Это тоже очень важно — наблюдать за молодым поколением. Сейчас будет воплощаться очень много незаурядных людей — людей новой расы. Очень хотелось бы, чтобы те, кто имеет возможность, наблюдали, записывали, сообщали. Будем очень благодарны. Нас интересует, как новая раса подходит, это же исторический момент. В истории планеты такого ещё не было, как наступление Сатия Юги, именно в теперешнем её виде. Так что надеемся на контакты. Всего светлого!




Назад в раздел : 2000
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае