(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 30 апреля 2000 г.

дата: 30 апреля 2000 г.


Как правильно понимать Указ из книги «Зов»: «Там, где Мои силы не должны литься напрасно, там повинуйтесь — разумейте» (16.03.1922 г.)?

В прямом смысле надо понимать, буквально: чтобы силы, вложенные в Указ, не лились напрасно, надо эти Указы исполнять.

«Зачем иногда нужно напряжённое положение? Оно вызывает радиацию психической энергии» (Агни Йога, 588). Каким образом это происходит и что вызывает радиацию психической энергии?

Ответ в самом параграфе. Тут говорится, что напряжённое положение вызывает радиацию психической энергии, которую человек направляет в нужное ему русло, в нужном ему направлении.

«В Моей стране был уявлен сильный талант, который знал ценность гармонии, но он не уберёгся и отошёл, не дав лучших достижений. Поистине, люди, несущие добрую весть, должны беречься. Они находятся под давлением двух тяготений. (...) Нельзя, чтобы вестники растрачивали себя, не будучи бережливы в жизни. Пусть они поймут, что их весть значительна, и несут чашу нерасплёсканной для других» (Надземное, 608).

Наталия Дмитриевна, пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: что это за «сильный талант», уявленный «в Моей стране»? По-видимому, речь идёт о Скрябине?

По-видимому, да, речь идёт о Скрябине, который не берёгся, он очень болел. Это очень большой музыкант, это не просто талант — это гениальный композитор. Но он не уберёг своё здоровье и, как тут сказано, раньше времени сгорел, или ушёл физически, «не дав лучших достижений». Скрябин мог много больше дать, судя по его потенциалу и по тому, что он уже дал. Но, к сожалению, он этого недодал. Талант должен также себя беречь, не сжигать себя преждевременно, потому что от этого теряет всё человечество.

В параграфе сказано, что такие люди, «несущие добрую весть», «находятся под давлением двух тяготений». Что значит «под давлением двух тяготений»? Имеется в виду и земное, и Высшее?

Да, видимо так.

Что значит растрачивать себя, «не будучи бережливыми в жизни»?

Растрата себя — как раз об этом и говорится. Что нас растрачивает? Изучая психическую энергию, мы знаем, что её растрачивает и что накапливает. И есть даже подборка, целый сборник — «Психическая энергия. Накопление и расточение». Если вас интересует это, посмотрите этот сборник, там всё подробно рассказывается.

Порой люди допускают некоторую халатность по отношению к своему здоровью, уповая на Высшие Силы. Может быть, надо учиться самим исполнять данные советы Учения, не перекладывая всё на Высшие Силы?

Есть очень хорошая русская поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай». Она, по-моему, является ответом на эту записку. Конечно, мы надеемся на Высшие Силы, но возлагаться только на Них и ничего не делать самому, чтобы сохранить своё здоровье, свою энергию, свою работоспособность, — так тоже нельзя. Мы и сами должны об этом заботиться. «Сам не плошай» — не растрачивайся.

Что значит для изучающего Живую Этику быть ответственным? Значит ли это взять ответственность за все дела самому или делить эту ответственность с теми, кто рядом с тобой в делах на Общее Благо?

Я думаю, что нужно и то, и другое. Самому — это обязательно, и с другими, если таковые рядом есть. Человек может оказаться на какое-то время в одиночестве, и около него может не быть сотрудников, тогда он один несёт эту ответственность, но если рядом с ним сотрудники — надо делить и сообща преодолевать.

«Да, и ещё раз да — требуем приложения Учения на практике. Оно может быть столь широким и разносторонним, как сама жизнь. Во всех настроениях и состояниях духа можно найти созвучную им точку приложения. Хочу сказать, что надо умело отыскивать то качество, на которое охотно звучит сознание в данный момент, и уделить ему время для практического упражнения или применения. Нельзя вторгаться диссонансом ни в своё, ни в чужое настроение. Лучше найти и затронуть созвучные струны» (Грани Агни Йоги, IX, 260). Как применить указание «надо умело отыскивать то качество, на которое охотно звучит сознание в данный момент, и уделить ему время для практического упражнения или применения» в те дни, когда без видимых причин появляются сердечная тяжесть и тоска, когда сознание не звучит ни на что? И даже обращение через молитву не помогает. К счастью, это бывает не так уж часто, и всё же — что делать?

Во всех случаях и при всяких состояниях надо продолжать свою работу по мере возможности, не покладая рук и не успокаиваясь на том, что сегодня трудный день, сегодня я могу расслабиться или могу не заниматься какими-то очень важными делами, нужными людям. То есть надо всё это продолжать, ощущая, конечно, в некоторых случаях и тяготу. А есть другие дни, в которые легко. Продолжайте действовать. «Действуйте, а Мы вам поможем» — так говорится в «Надземном».

Как в такие тяжёлые периоды «отыскивать то качество, на которое охотно звучит сознание в данный момент»?

В этих словах уже есть разъяснение — надо определить то качество, на которое звучит сознание в данный момент, в противовес тяжести, независимо от того, тяжело тебе или легко. Нужно отыскать его, найти альтернативу и, несмотря ни на что, действовать.

Объясните, пожалуйста: что происходит с человеком в Тонком Мире, если перед смертью он сошёл с ума?

Об этом мне не приходилось ничего читать.

В человеке проявляется саможаление. Как это отражается на его внешних действиях? Как это качество распознать и с чего начать его искоренение? В Учении об этом качестве сказано очень кратко.

Это очень часто встречаемое явление. Человек себя начинает жалеть по каким-то самым разнообразным поводам: то он себя жалеет, что он бедный, или что он больной, или что у него личная жизнь не сложилась, жена или муж ему изменили, или ещё что-нибудь. В общем, причин для саможаления бесчисленное количество. Качество это очень явно распознаётся как самим человеком, так и окружающими, — когда он мрачен, пессимистичен, ахает, охает, жалеет себя, жалуется без конца. Саможаление внешне больше всего выражается в жалобах. И сам человек, конечно, понимает, что он себя жалеет. Что тут распознавать, если он плачет о себе, что его обидели или что-то сделали не так? Это же явное саможаление. Конечно, надо как-то настраивать его на иной лад, чтобы он перестал себя жалеть.

Вы упомянули, что при саможалении человеку сопутствует уныние.

Когда человек себя жалеет, он всегда унылый. Человек весёлый, радостный, оптимистичный о себе просто не думает, поэтому он в хорошем настроении. А начни он думать, что ему чего-то не хватает, что кто-то богаче его, кто-то его обидел и так далее — и пойдёт. Так что сам вид его всегда выдаёт это свойство, он не будет улыбаться, смеяться или шутить, — какое там! Ему не до того.

В «Добротолюбии», наверное, не случайно одним из смертных грехов называется уныние.

И в «Добротолюбии», и в священном Писании упоминается семь смертных грехов, и одним из этих грехов считается уныние. Поэтому надо беречься и в него не впадать, потому что смертный грех — это грех, приводящий к смерти духа. Не только к смерти тела, это само собой, но и к смерти духа, что гораздо хуже.

Наверное, поэтому Давид в одном из псалмов воскликнул: «Воздрема душа моя от уныния!».

Да, «воздрема» — задремала, заснула, оцепенела, окаменела от уныния. Даже пророк Давид был, оказывается, иногда подвержен таким тяжёлым бедствиям внутреннего порядка. Причиной этого могут быть объективные бедствия, не относящиеся только к саможалению. Но тогда всё равно надо хранить бодрость духа, иначе эти бедствия не победишь.

Как различить: это моя собственная мысль или насланная?

Я думаю, что мы можем различить, от нас ли самих это исходит или подослано каким-то образом. Насылается нам что-нибудь постоянно. Но я думаю, что при более внимательном отношении к себе мы можем различить, что нам совершенно не свойственно, — тогда оно наслано, а что, может быть, и свойственно нам самим, тогда оно уже исходит из нашей натуры или из каких-то свойств, которые мы сами у себя развили. Тут нужно всё анализировать, и совершенно объективно.

«Удел ваш — миновать толпы, посылая им высшее Благо. Чисто серебро с гор, только ему надо дорогу найти. Но грязь этих дней ничтожна по сравнению со светом будущим. Можно сумную ту думу понять, заглянув в дыхание людское, как дым застилает оно воздух» (Озарение, 1–IX–17). Поясните, пожалуйста, слова «сумной», «сумная дума».

Это старое русское слово. Сумной — значит мрачный, печальный, смутный. Сумная дума — это значит человек в чём-то сомневается, подозревает, опасается, печалится, боится чего-то, ждёт каких-то бедствий или о других думает мрачно, припоминая только их негативные стороны, — всё это сумные думы.

Очень хорошо заглядывать в словарь Даля. Это тоже даст нам ответы на некоторые вопросы, когда мы не очень хорошо понимаем слово. Ведь русский язык очень сложный, и встречаются слова древние, значения которых мы не знаем. Бывают и в Учении слова, нам мало известные. Я сама тоже заглядываю в словарь Даля.

«Сроки самые многозначительные могут проходить неразгаданными. Шестнадцатое Сентября может быть почувствовано лишь немногими — так бывает, когда пожар уже свирепствует за стеною, но народ собирается на зрелище, не понимая, что занавес скрывает опустошение» (Аум, 570). Что подразумевается под датой 16 сентября?

Это знали только те, кому это говорилось. Они знали, что произошло 16 сентября. А мы не знаем, и в каком году это было, и что собственно произошло. То есть это относится к ним.

«Но вы уже видели цвет луча Моего, и вы, идя со Мною, уже побеждали Светила» (Зов, 18.02.1923 г.). Поясните, пожалуйста, как нужно понимать выражение «побеждали Светила».

Это значит неблагополучное положение Светил. И при этом они [Рерихи] побеждали это неблагополучное положение и, несмотря на него, успешно действовали. Но что это обозначает более точно, мы тоже не знаем. Это тоже говорится им, это явное обращение к старшим ученикам.

Наталия Дмитриевна, скажите о Вашем отношении к медитации.

Я не знаю, что вы имеете в виду под медитацией. Сейчас пошла мода на всякие медитации, концентрации, сосредоточение и так далее, и это делают люди неопытные, не знающие, как это нужно делать, и очень себе вредят при этом. Может быть, это имеется в виду? А медитация в хорошем смысле — это углублённое размышление по какому-то поводу, которое имеет целью получить ответ Свыше. Обращение к Высшему путём углублённой мысли, углублённого вопроса. Но сейчас некоторые любят этим злоупотреблять, пытаются медитировать, и что из этого получится — пока неизвестно. Потому что люди могут быть не в должном состоянии, и этим упражнением могут воспользоваться тёмные силы: что-то им подослать, если они не умеют различать и распознавать. Это может быть опасно и вредно, и вместо пользы получится вредительство для самого человека.

Есть ли необходимость развивать в наше время такую степень внутренней молитвы, которая описана в «Добротолюбии»? Нужна ли миру глубокая внутренняя молитва? А если это будут только периодические обращения к Спасителю?

Тут, видимо, вопрос в том, как молиться: постоянно ли, систематично, ритмически или только от случая к случаю. Конечно, как в Учении это и указывается, желательно постоянное, ритмичное обращение к Высшему Миру. Только тогда это даст полный результат. А если только изредка это делать, время от времени, тогда, конечно, результаты не будут велики.

Может быть просто сердечное устремление, когда даже слов нет. Не обязательно выражать его словами. В Учении говорится: «Люблю Тебя, Господи! — вот и путь к Нам». Казалось бы, очень простые слова: «Люблю Тебя, Господи», но если в это вкладывается сердце, устремление, то это и есть путь к Высшему Миру.

Произносить — это только самая малая часть делания, а чувствовать, вкладывать в это сердце, желать этого всей душою, всем своим побуждением, всей мыслью — это совсем другое. Так что всё зависит от того, как это делать — молитвы.

Уважаемая Наталия Дмитриевна, здравствуйте! Если можно, скажите вкратце о первых шагах Вашего ученичества. С любовью к Вам слушатель.

Каждый человек притягивает то, что он максимально может притянуть. Я притянула книги Учения и вместе с ними познакомилась и с Борисом Николаевичем Абрамовым, который помог мне до какой-то степени разобраться в том, что там написано. Помню: я открыла книгу «Аум», стала читать и говорю: «Так это же моя книга! Я её искала давно, — я понимаю, я знаю!» Учитель появляется тогда, когда ученик готов, по готовности, — это тоже закон духовного магнита. И появился учитель, который помогал мне и в дальнейшем разъяснять те места, которые мне самой было трудно понять. А что-то мне и самой открывалось, я уже что-то понимала тогда, иначе не стала бы заниматься Учением, если бы его никак не понимала и оно бы никак не звучало во мне. А когда я открыла книгу и воскликнула: «Это моя книга!» — значит, я уже почувствовала, что это для меня, что я к этому готова и у меня уже что-то есть для этого.

Может ли совмещаться пожелание другим, чтобы их «прихлопнула карма», и возношение молитв к Богоматери и Христу?

Мне кажется, ответ должен быть ясен. Если к другому так относиться, как можно обращаться к Богоматери? Когда Христос сказал: «Возлюби ближнего, как самого себя», а тут — «чтоб его прихлопнуло». Это дело кармы, она разберётся, как нужно «прихлопывать» и за что. Но это совершенно не наше дело. Мы можем только сожалеть, что ближний недостойно себя ведёт, или давать отпор, как-то бороться, но при этом никак не желать такого. Человек этим очень утяжеляет свою карму и нисколько не облегчает карму другого. Мы знаем закон: каждый получит ровно столько, сколько ему положено. Весы кармы совершенно безошибочны. И не наше дело — желать. «Не пожелай зла ближнему твоему».

Вспомнилась мысль из книги «Надземное», что с человека спросится не только за сказанные злые слова, но и за несказанные добрые. Это тоже закон кармы. Человек мог бы поддержать и не сделал этого.

Мог бы ближнего накормить, но не накормил. Мог бы дать ему что-то, в чём он нуждается, но не дал. То есть он, казалось бы, зла не сделал, но на самом деле сделал, потому что тот в этом нуждался, а он не поделился своим куском хлеба с голодным.

Может ли человек любить Высшее и не любить ближнего?

Навряд ли. Потому что это должно быть и вверх, и вниз. Ведь что такое Высший Мир? Это Любовь. Сказано: «Бог есть Любовь». Если у нас самих никакой любви нет ни по отношению к нашим ближним, ни к природе, ни к кому, как мы можем в то же время быть в контакте с Высшим? Как-то не соответствует.

Бывают в жизни подъёмы и пралайи. Когда подъём, то огненно произносится и посылается: «Пусть будет миру хорошо». А когда пралайя, тогда сложнее послать огонь. Как достичь того же состояния, что и при подъёме?

Продолжать делать то, что делал. Продолжать и ко-гда легко, и когда тяжело, и когда у нас манвантара сознания и мы пылаем и всё понимаем, и когда пралайя, когда мы как будто бы тухнем, но знаем, что это временное и всё равно надо продолжать делать то же. Так же работать, но по мере своих сил, не поддаваясь, в этом будет заключаться наша победа.

Наталия Дмитриевна, у Вас есть стихотворение, посвящённое Б.Н. Абрамову: «Одинокое пламя под всеми ветрами горит...». Значит, у Бориса Николаевича была достигнута эта степень ровно горящего пламени?

Да. В очень тяжёлых жизненных условиях, в полном одиночестве, с очень тяжело больной женой на руках, без всякой родни, без всякой помощи, жил в каком-то городишке, в окружении людей, совершенно ему чужих. И всё равно — он так горел! Я ездила к нему систематически летом, во время отпусков. Он так горел, что действительно этому можно было удивляться — так ровно, так красиво, так неукоснительно! А самому приходилось тяжело, почему он раньше времени и ушёл. Квартира была абсолютно без удобств, такая захудалая. Там не было ни водопровода, ни отопления, ничего. Его жена затеяла огород разводить, им ведь было трудно и материально, но этот огород надо было поливать. А в то лето [1972 года] наступила страшная жара, где-то поблизости горел торф. И он таскал по сорок вёдер воды из ближайшей колонки — это когда воду берут путём накачивания. И так каждый день он накачивал за полквартала от его жилища воду, носил и поливал. Огород сохранился, и были прекрасные помидоры, а у него сделался инфаркт, и он в одночасье ушёл, потому что надорвался.

Б.Н. Абрамов намеревался жить в Новосибирске?

Намеревался, но не мог получить квартиру, потому что он уже был пенсионером. Я, например, получила квартиру от той школы, в которой работала, то есть с места работы можно было получить, и то с трудом. Он же был в пенсионном возрасте, а пенсионеры тут не нужны были. Ему квартиру не дали, и пришлось отсюда уехать. А в том городишке, где всего несколько тысяч жителей, там можно было найти какую-то хату, которую надо было и отапливать, и носить воду в колоссальном количестве, и освещать её, и печи топить. И тем не менее он получал необыкновенные Записи, которыми мы питаемся.

Скажите, пожалуйста, можно ли избавиться от одержания самостоятельно или с помощью близких людей?

Так беда-то в том, что одержимый этого не понимает. Как же тогда бороться? С помощью близких — это если близкие понимают, что он одержим; но они не знают, как с этим бороться, ведь это же очень трудная борьба — изгонять демона из другого человека. Это могут делать только те, кто духовно выше стоит.

Е.И. Рерих пишет, что надо изгонять трудом...

И очень наблюдать за собой, за своими мыслями, чувствами, побуждениями. Это очень трудный вопрос. Но труд при этом указан, обязательно. Всякий труд: и физический, и умственный.

Если люди работают вдохновенно, ритмично, напряжённо, на Общее Благо, то это им, наверное, не грозит в такой степени, как тем, кто беспорядочно мыслит и не нашёл себе применения в жизни, не имеет цели?

Да, если нашли и твёрдо стоят на этом и работают всё время, тёмные к ним тогда не имеют подступа. Надо понимать — к чему и к кому они имеют подступы, а к чему и к кому не имеют.

Когда человек находится в пралайе, влияет ли это на тех, с кем он занимается по Учению? В чём выражается пралайя сознания?

Это может по-разному выражаться. У нас нет конкретного ответа, в чём. Это может быть и в том, что он временно как-то охлаждается, не читает Учение или мало им занимается. Иногда бывает такое: когда читаешь — озарение, и всё это тебе понятно, а бывает, что с трудом читаешь, заставляешь себя вникать, вдумываться, разбираться в этом. Но всё равно нужен постоянный ритмический труд, так же как при охране от одержания. При манвантаре сознания человек вдохновляется, ему всё так ясно, так радостно, так легко. А при пралайе у него вдохновения нет, всё идёт туго, но всё равно процесс должен продолжаться. Надо не отчаиваться, не поддаваться этому.

Борис Николаевич в такие периоды советовал следить, чтобы не опуститься ниже достигнутого духовного уровня.

Да, чтобы не потерять уже завоёванную высоту и хотя бы удержаться на поверхности, а не нырять ниже, чем было.

«Можно понять, насколько в древности требовалась обрядная сторона Йоги, но следует продвигаться по пути непосредственного общения с Миром Высшим» (Сердце, 206).

Да, некоторые полагаются на обрядность, — это искусственно, можно чего-то и достичь, особенно самодисциплины, но всё-таки непосредственное общение — это совсем другое. Нельзя полагаться на одну обрядность, не вкладывая в это сердце.

Один подвижник, оптинский старец Амвросий, говорил: «Где просто — там Ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». Значит, просто любить, просто устремляться, просто действовать, не мудрствуя лукаво, как говорит Писание.

Моисей заповедовал: не убей, не прелюбодействуй, не укради, не клевещи на ближнего и так далее. А Христос сказал: «Заповедь новую даю вам: Да возлюбите друг друга». И в одной этой Заповеди Он отметает всё, что делается без любви. Потому что если человек любит, он не будет ни убивать, ни воровать, ни клеветать на своего ближнего. Главное — в слове «любовь». Это слово принёс Христос.

Дорогая, родная Наталия Дмитриевна, спасибо Вам, любимая, за столь прекрасное Слово, так хорошо сопровождавшееся слайдами, удивительно прекрасное! Спасибо всем вам, что вы, несмотря на столь сложное, тяжёлое время, несёте всем нам Свет! Все вместе победим, родные наши!

Спасибо за такую прекрасную записку! Если говорится, что неблагодарный — неблагороден, то благодарный — благороден, и эта записка — благородная записка. Спасибо автору!

В СибРО поступило приветствие из г. Нягани (Тюменская обл.): «Дорогие друзья! Примите наши сердечные пожелания в Светлый День Воскресения Духа. Очень хотим, чтобы наш Центр поднялся ещё на одну ступень, а вместе с Центром, конечно же, и все мы вместе. Крепости и стойкости духа всем, сердечного единения и дружеского взаимопонимания, чтобы каждый на деле ощущал рядом надёжное плечо, на которое можно с полной уверенностью и надеждой опереться в трудный момент. Чистой радости всем вам, в первую очередь — за успехи рядом трудящихся друзей, с которыми ещё идти и идти рука об руку. С надеждой и верой в вас! Няганцы. 30 апреля 2000 г. Спасибо всем!»

Вот такое мы получили приветствие, которое относим ко всем, кто принимает участие в наших делах. Красивое качество — благодарность. И оно очень красиво выражено. Спасибо!




Назад в раздел : 2000
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае