(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 27 августа 2000 г.

дата: 27 августа 2000 г.


Если при чтении книги Учения вспыхивает звёздочка, но не там, где читаешь, а на другой странице, то к чему она относится — к тому, о чём читаешь, или к той фразе, на которой она появилась?

Конечно, к звёздочкам надо приглядываться и думать, по какому поводу она появилась. Она может быть указанием на какое-то место, на которое надо обратить внимание, или в связи с состоянием сознания человека, читающего Учение, — это или восторг, или какое-то высокое чувство, то есть причины могут быть разные. Когда звёздочка появляется на книге, которую я читаю, я её на этом месте зарисовываю. В моих книгах Учения то тут то там рисунки маленьких звёздочек, — почему-то они там появились. Но определить это может сам человек, и то не всегда. Надо обращать на это внимание.

В Учении Живой Этики сказано: «Все имейте Учителя на земле». Что для Вас значило быть ученицей Б.Н. Абрамова? Что Вы вкладываете в понятие земного учителя?

То, что говорится об этом в Учении, что земной учитель — это связь с Высшим, связь с Великим Учителем, и это Контакт. В Учении сказано: «Все имейте Учителя на земле». Но это не так просто. Для меня это имело огромное значение, потому что Борис Николаевич Абрамов всегда давал те советы, которые действительно были мне нужны; указывал мне на мои ошибки, недостатки, критиковал — я была всегда ему очень благодарна за это; или, наоборот, за что-то хвалил — это тоже имело для меня огромное значение. Словом, я полностью доверяла ему, как Посреднику между мной и Великим Учителем. Но, конечно, если человек выбирает себе учителя на земле, нужно делать это очень осмотрительно. И обычно земные учителя вовсе не хотят быть таковыми, потому что это большая тягость и большая ответственность. Если же вы видите, что кто-то рвётся быть чьим-то земным учителем, то отнеситесь к этому осторожно, потому что он не понимает всей ответственности, всей тягости этого положения.

В книге Н.К. Рериха «Пути Благословения» в повести «Пламя» упоминается «белая книга», приводятся из неё выдержки. Пожалуйста, поясните, какую книгу Рерих называет «белой»?

Судя по тем выдержкам, которые там приводятся, это Бхагавадгита, или «Песнь Господня», из «Махабхараты». То, о чём мы сегодня уже говорили, отчасти цитировалось из этой великой «белой книги», там упоминалась цитата, по которой я и узнала, что это именно Бхагавадгита. А почему Рерих называл её «белой» — видимо, её Свет таков, что она соответствует белому цвету — цвету синтеза.

«Одиноко стоит вершина, чувство одиночества не покидает её» (Зов, 7.01.1922 г.). Не считаю себя вершиной, но чувство одиночества очень знакомо, и оно постоянно, начиная с детства, — почему? Не есть ли это эгоизм?

Ведь вершины бывают разные. Каждый может в своём окружении до какой-то степени чувствовать себя вершиной, то есть уже владеть чем-то, чем не владеют те, кто с ним рядом, и они не могут разделять его понимание, поэтому он одинок. А разве не бывает так, что в семье только кто-то один читает Учение, остальные могут быть даже против или вообще никак не реагировать на это? Разве он не чувствует себя одинокой вершиной? Так что вершина — это не обязательно нечто очень высокое, но что-то выше обычного, это уже вершина или вершинка.

«Человек предполагает, но располагает Карма, а с Кармой бороться нельзя. В известных пределах можно сделать всё, что возможно, но дальше начинается область кармическая, которая воздействию воли обычной не подлежит. Следует очень резко очертить линию кармической непреложности, чтобы не тратить напрасных усилий на её преодоление. Но всё остальное поддаётся воздействию воли» (Грани Агни Йоги, V, 179). Как «очертить линию кармической непреложности»? Как почувствовать, где карма, а где свободная воля?

Бывают такие обстоятельства, которые ничем и никак исправить нельзя. Например, человек рождается горбуном — это же карма, которую ничем и никак не преобороть; или какие-то у него особенности, или недостатки, или болезни, или обстоятельства жизни. И мы смотрим, что можно преобороть, а что нет. Бывают какие-то очень тяжёлые для человека родственные связи, которые он преобороть никак не может, карма ему не позволяет бросить родителей, которые ему могут очень досаждать, или детей, или мужа, который нуждается в помощи, — мало ли какие бывают обстоятельства. Или человек хочет жить в одном месте, а ему надо жить в другом — там он полезнее. Значит, за это тоже была бы карма, если бы он это нарушил и жил и действовал не там и не так, как нужно было бы.

Если у человека нет земного учителя, а уже более десяти лет есть только книги Учения, что делать?

Продолжать читать книги Учения. Этому очень помогают «Грани Агни Йоги» — это разъяснение книг Учения, они могут во многом заменить недостающего на данный момент учителя. И есть Письма Елены Ивановны, в которых тоже очень многое разъясняется. Везде надо искать разъяснения, особенно в «Гранях Агни Йоги», которые, к счастью, сейчас у нас выходят. Там как раз в очень доступной форме разъясняются многие вопросы.

Можно добавить, что брошюры «Искры Света» — это тоже великая помощь нам.

Ведь «Искры Света» — это отрывочные записи бесед с моим духовным руководителем Борисом Николаевичем Абрамовым. Мы ему без конца задавали вопросы, и там находится очень много ответов или рассуждений на какую-то тему. Так что это тоже пришла помощь, в смысле ответов на вопросы.

Благодарим вас, дорогие наши, за «Искры Света» и за новый журнал! Минуты счастья и большой радости проводим, читая эти сокровища, ведь мы учимся, и это нам так нужно ежечасно. Спасибо Наталии Дмитриевне и всем, кто для нас старается.

Н.К. Рерих в статье «Струны земли» пишет: «Сошлися в одном понимании "колесо жизни" Будды, круг "начал, тайну образующих" христианской церкви и колёса Иезекииля» (Пути Благословения). Можно ли пояснить, что такое круг начал, тайну образующих, христианской церкви?

Во время обедни в церкви, когда «вино и хлеб претворяются в тело и кровь Христа», — тоже поётся или говорится: «начала, тайну образующие». Это великие начала, которые образуют тайну претворения хлеба и вина в тело и кровь Христа.

«Нужно приложить всю наблюдательность взвесить вещество битвы. Часто люди всё-таки понимают битву не больше уличного столкновения, забывая, что сражение в почтовом ящике, в улыбке ухищрённой лжи и задержке Света. Битва гораздо драматичнее, нежели обыватели её понимают. Когда Говорю о бережности, тоже понимайте на семь концов» (Сердце, 520). Поясните, что значит «понимайте на семь концов».

Семь концов — это символично, это не значит, что цифра семь тут играет роль; понимайте на семь сторон — значит, со всех сторон. Цифра семь часто встречается в пословицах и поговорках: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», — это не значит, что ровно семь раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать, она часто упоминается символически.

«На пути к Миру Огненному нужно осознать красоту верности. Этот чудесный путь исключает тот губительный яд, который Мы называем духовным взяточничеством и духовной подкупностью» (Мир Огненный, III, 80). Поясните, пожалуйста, что такое духовное взяточничество и духовная подкупность.

В этом параграфе самое главное — о верности, что такое верность. Как сказано в Учении, «верен, пока мне это выгодно», пока меня это устраивает, пока мне это соответствует. Если же ему почему-то это никак не импонирует, не соответствует или мешает, человек перестаёт быть преданным; это преданность условная — когда человеку это выгодно. Когда христиане шли на смерть, на растерзание диким зверям для утверждения Христа, это была преданность безусловная. Она во всех отношениях безусловная, когда без всякого расчёта или выгоды для себя.

Здравствуйте, Наталия Дмитриевна. В нашем небольшом коллективе мы столкнулись с такой проблемой: в повседневных делах пропадает чувство единения между сотрудниками. Поделитесь своим опытом объединения в группе Б.Н. Абрамова, и что Вы посоветуете в подобной ситуации?

Объединение бывает тогда, когда все члены группы занимаются Учением. Помимо всех своих прочих дел, они считают, что Учение — это самое важное, и самый главный их интерес заключается в этом, и все они стремятся встречаться с Абрамовым и получать от него ответы и слушать его беседы. Таким образом, люди, объединяющиеся одним и тем же интересом или интересами, объединяются и между собой. А если интересы у них разные — они никогда не будут объединяться между собой духовно. Только когда общность интересов — или мирских, или духовных.

Объединяет только цель —
Не верь другому единенью!
Проверь у путников прицел:
Куда летит стрела стремленья
И по какому направленью —
Туда ли, в горнее Селенье, —
Их сердце движется?
Проверь!

(Н.Д. Спирина. Капли)

Если мы идём в одном направлении, значит, у нас единение. «Объединяет только цель».

Чем СибРО помогает школе, которая переживает духовный кризис? Почему не переиздаются книги «Светочи Мира», «Дети и Живая Этика», «Зажигайте сердца»? Они помогали бы педагогам.

Мы очень бедны и поэтому не имеем возможности издавать то, что надо, и даже журнал нам трудно издавать, приходится в долги залезать. Нам помогают спонсоры, мы ищем таковых, потому что у нас средств нет, а всё это требует средств. Вот такая самая обычная причина.

«Есть на планете явление, которое близко подходит к строительству на дальних мирах. Мы строили это явление тысячелетиями. И Мы, Братья человечества, так устремлены к Нашим Силам Иерархии. В том же Магните Мы устремлены к той же Силе, которая творчество Наше возносит. Прекрасно назначение Нашего существования. Можно проявиться как сила, держащая "чашу" выявлений; обе руки протянуты к "чаше"» (Иерархия, 19). О каком явлении идёт речь?

Конечно, это относится к Шамбале, как к Великому явлению на Земле. Это Высокое Надземное явление, когда Силы Высшие объединяются для блага планеты и помогают ей; оттуда приходят в мир Учителя и посылают нам возможности знания. Так что все, кто читает книги Учения, должны понимать, откуда исходят эти знания, и там очень много говорится об Учителях.

«Так не раз можно укрепить сердце и нервы целесообразным приёмом пищи. Мы не Лукуллы, но каждое жизненное отправление должно быть целесообразно» (Сердце, 534). Что означает слово «Лукуллы»?

Это древний персонаж, который очень любил есть, очень разбирался в еде и ел много и вкусно, — в общем, вся его жизнь была проведена только в том, чтобы вкусно и обильно есть. Есть выражение «лукуллов пир» — это значит очень роскошный пир, со всевозможными излишествами. А нам заповедана простая пища.

В нашем небольшом городе появились кришнаиты. Надо ли им противостоять? Нашему Рериховскому Обществу (г. Краснокаменск, Читинская обл.) три года, нас около пятнадцати человек.

Продолжайте делать своё дело, а вступать с ними в духовную полемику нет смысла. Продолжайте работать, и каждый будет делать выбор. Ещё и усильте свою деятельность.

В отношении журнала хотела бы сказать — у нас очень много Рериховских обществ, и всем нужен журнал. Мне кажется, если каждое Общество ежемесячно будет перечислять какую-то сумму, тогда и журнал бу-дет выходить каждый месяц без препятствий, и все будут спокойны за его издание.

Хорошее предложение. Если это выполнить, тогда и журналу будет легче выходить.

Скажите, пожалуйста, что говорится в Учении о влиянии холодной воды на человека? Если человек два раза в день выливает ведро холодной воды себе на голову, польза или вред ему будет от этого?

Обливание — это по системе Порфирия Иванова. Его последователи обливаются и уверены, что это их очень закаляет. Но в Учении об этом конкретно не сказано.

Наталья и Сергей Прудкины написали книгу «Песнь Агни Йоги», хотелось бы знать Ваше мнение об этой книге.

Надо придерживаться того, что нам дано, то есть Учения Живой Этики, и тогда никаких недоразумений не будет. Они же медиумистичны, эти люди, они записывают то, что им диктуют известного рода сущности из Тонкого Мира. Они пишут и воображают, что это «откровение свыше». Так бывает, и надо очень разбираться в источнике. Сейчас нам так много дано в Учении, что дай Бог освоить хотя бы часть за свою жизнь. Так что в этом отношении мы очень богаты и вовсе не нуждаемся ни в каких добавках, которые нам навязывают.




Назад в раздел : 2000
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае