(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 24 сентября 2000 г.
Поясните, пожалуйста: как научиться видеть человека многогранно? Во-первых, надо допустить, что он многогранен, потому что не всегда мы думаем, что кто-то из наших ближних многогранен, — и наблюдать его с разных сторон. Потому что жизнь проявляет человека в разных обстоятельствах, и мы тогда убеждаемся, что действительно он многогранен, а не однозначен. «При наблюдении над жизнью обнаруживаются определённые психофизические законы, неизвестные нам. (...) К примеру, "сглаз". Почему сглаз разрушает такие положительные явления, как здоровье, удача, благополучие и прочее?» (Искры Света, вып. 3, 22.05.1957 г.). В чём сущность этих законов и как они называются? Так и называются — психофизические законы, то есть законы той физики, которая нами ещё не изучена. Что такое сглаз — надо ещё изучать, то есть надо изучать влияние другого человека, его мыслей, его чувств, его глаз, даже то, как он смотрит, что он при этом думает, что чувствует. Это всё ещё подлежит изучению. «Тёмные стремятся нарушить спокойствие всеми мерами. Надо различать тёмный телеграф. Избираются почти беленькие. Их особенность — противоречие» (Искры Света, вып. 1, 11.02.1951 г.). В чём эта особенность тёмных заключается; что в данном случае означает слово «противоречие»? Видимо, то, что они сами себе противоречат. Они говорят то одно, то другое. То что-то хвалят, то потом это же ругают. Ведут себя непоследовательно, что-то ими возглашается, почитается, а потом почему-то отрицается или отторгается. Надо наблюдать, что человек говорит и как действует — так ли, как он говорит, или он сам себе противоречит и делает не то, что делал и говорил раньше. «Личные построения не нужны. Царство личности кончилось. Наступает царство объединения сознаний, царство коллектива» (Искры Света, вып. 1, 28.01.1949 г.). Над чем нам сейчас в первую очередь следует потрудиться в Рериховских обществах в плане со-здания коллектива? На что обратить внимание? Ведь даже если все этого хотят, не всё пока получается. Всё сразу никогда не получается, всё происходит постепенно, и нужно приближаться каждому ко всем членам коллектива и в коллективе действовать сообща и понимать, что хочет коллектив в целом. В первую очередь надо постараться понять каждого из членов коллектива, иначе мы не объединимся. Мы будем объединяться с неизвестными или малопонятными нам людьми. Значит, сначала надо понять и потом начать объединяться с ними на тех основах, на которых они могут понять вас, на которых можно с ними объединиться. На которых никак не получается — там не нужно настаивать и портить отношения. Надо найти подход к ним. Сохранится ли единение между людьми, если они прекратили совместные семинары по Учению? Бывает, что и совместные семинары не всех объединяют, а бывает, и без этого можно объединяться. Конечно, лучше бы было проводить семинары, это ведь объединяет, когда все думают об одном и том же, размышляют, высказываются, советуются. Но и вне семинара тоже можно объединяться, единение может сохраниться в духе. Но семинары очень желательны для объединения потому, что всё-таки мы люди земные и нам надо по-земному и встречаться, и разговаривать, и смотреть друг на друга, и стараться понимать другого; так что можно по-разному объединяться. Почему до встречи с Учением делаешь много недостойного? Это значит, что ты к Учению подходишь первый раз? По-видимому, раньше человек не задумывался над какими-то моральными устоями и что-то делал неправильно. Значит, он раньше этого не осознавал и, конечно, не знакомился с положениями Учения. Как преодолеть чувство неприязни к людям? Постараться обратиться к своему сердцу. Всё-таки неприязнь в большинстве случаев, за исключением действительно серьёзных моментов, идёт от головы. Нам что-то не нравится в человеке, скажем, не так посмотрел, не так сделал и т.д. Надо сперва понять, что вызывает неприязнь к данному человеку, обратиться к своему сердцу и попробовать сердцем доброжелательно отнестись к этому человеку. Это часто помогает. «Болеет тело, а не дух. Дух болеть не может» (Искры Света, вып. 2 – 3, 21.04.1957 г.). Почему тогда говорят о духовных язвах и здоровье духа? Тут говорится о болезнях тела, именно телесных болезнях, которыми дух не болеет. А духовные язвы — это наши несовершенства. Это отрицательные свойства, которые приводят к разъединению, — ревность, зависть, корысть, недоверие, обиды бесконечные — всё это те язвы, которые разрушают дух. Из письма Е.И. Рерих: «...только очень сильные духи могут вступать на путь Служения» (22.07.1935 г.). Как определить, сильный ли ты дух, по плечу ли тебе ноша Служения или ты можешь только читать книги Учения? Что есть путь Служения? Чтение — это только подготовка к пути Служения. А мы можем понять, готовы ли мы к Служению, по тому, как мы стараемся выполнить то, что мы прочитали в книгах Учения. Если нам удастся хоть немного что-то выполнить, претворить в жизнь, то мы уже начинаем вступать на путь Служения, к которому ведут книги Учения. Каждый в своей мере, каждый в своей сфере — этих условий бесконечное многообразие, — лишь бы мы хотели быть полезными другим и Общему Делу. Как избавиться от назойливых мыслей страха за своих детей? Почему они приходят? Часто всякие негативные мысли насылаются, и тёмные, видя наши слабые места, эти мысли и насылают. Конечно, все матери и отцы очень боятся за своих детей. Они очень дорожат ими, дорожат их здоровьем, их благополучием. А тёмные, пользуясь этим, то есть некоторым неуравновесием, насылают им мысли страха за детей, боязнь, что с ними что-то случится. Эти насылки надо отвергать, и передавать своих детей Высшему, и молиться за них, и думать, что с ними всё будет хорошо. В книге «Искры Света» (вып. 2 – 3, 27.10.1957 г.) упоминается пространственная порядочность. Поясните, пожалуйста, что это значит. Пространственная порядочность — это когда мы своими мыслями, чувствами и поступками не засоряем пространство. Потому что всё, что мы делаем, думаем и говорим, — всё остаётся в пространстве. Оно не исчезает, потому и призывается не засорять, не осквернять, не загрязнять атмосферу вокруг нас, потому что это воздействует очень сильно и на других. При встрече с определённым человеком начинается ломота в руках и ногах. Что это может значить? После физического прикасания и некоторого присутствия этого человека сильная боль не прекращалась несколько дней и даже начиналась после разговора с этим человеком по телефону, но в меньшей степени. Что это за явление и как к этому относиться? Я не встречала, чтобы подобное явление в Учении упоминалось. Видимо, в этом человеке есть энергии, которые почему-то с вашими не согласуются и действуют на них тяжело и отрицательно. Надо понаблюдать за этим человеком, за вашими взаимоотношениями; несогласованность может причинять боль. Надо в таких случаях осторожно общаться, постараться выяснить — в чём, собственно, дело. Пожалуйста, скажите: в чём может заключаться служение делу Владыки, если человек по каким-либо причинам не находится в СибРО и не может реально помогать строительству музея Рериха? И, с другой стороны, если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света? Служение Свету так обширно, так безгранично, что можно и находясь в Обществе служить ему, и не находясь ни в каком Обществе — своими мыслями, чувствами, повседневными делами, а такие возможности предоставляются нам всегда, каждый день мы имеем возможность посеять что-то доброе или злое. Мыслями, чувствами, словами, делами. Если кто-то находится в Обществе, значит ли это, что он служит делу Владыки, делу Света? Конечно, понятно, что не место красит человека, но всё-таки СибРО — это особое место, значит, и внутреннее состояние тех, кто в нём находится, должно быть особое. Значит ли это, что эти люди особенные, то есть лучше других? Мы на это надеемся, конечно, но гарантировать не можем. Одно местонахождение ещё не определяет человека. В Писании ангельской пищей называются духовные слова, которыми наслаждается душа и внимает ум, и как пищей тело, так словом укрепляется душа. Сладость слов вкусив, Давид, дивясь, говорит Богу: «Как сладки гортани моей слова Твои, лучше мёда устам моим, повелениями Твоими я вразумлён, потому ненавижу всякий путь лжи». Так и мы насыщаемся здесь пищей духовной, слаще мёда она устам нашим, иначе не съезжалось бы сюда столько народу. Низкий вам поклон всем, особенно Наталии Дмитриевне, за всё! Спасибо! «Уже вечер настал. Христос сидел на пороге. Проходил книжник и спросил: "Почему сидишь на прохожем месте?" Отвечал Христос: "Ибо Я порог к духу. Если хочешь пройти, пройди через Меня"» (Криптограммы Востока). «Путь к Свету один — через Владыку, ибо Он и есть Путь. В сознание Образ Владыки принявший вступает на путь» (Грани Агни Йоги, I, 30.03.1960 г.). Что значит «образ Владыки принявший»? Что здесь подразумевается и что имел в виду Христос, когда говорил: «Я есть Путь»? Как Христос, так и Владыка говорят одно и то же. Это значит принять то, что Они дают, и следовать тому, к чему Они призывают, и подражать Им в возможной нам своей малой мере. Дорогая Наталия Дмитриевна, хочется выразить Вам и всем сотрудникам СибРО благодарность за прекрасно изданные книжечки «Искры Света». У нас есть Учение Живой Этики, «Грани Агни Йоги», и всё-таки краткие конспекты Ваших бесед с Б.Н. Абрамовым производят совершенно особенное впечатление на наше сознание, на нашу духовную жизнь в целом. Каждая строка как светоносный концентрат огромной силы. Эти слова и мысли, выраженные так кратко, проникают в самую глубину сознания, что-то будят в нём, дают новое понимание тому, что казалось давно понятным. Могу сказать, что благодаря им для меня поистине началась новая жизнь. Наталия Дмитриевна, объясните, в чём заключается такое сильное, почти магическое воздействие этих бесед на нас? А я знаю отзывы очень многих людей об этих книгах. Магическое, то есть благотворное воздействие их объясняется тем, что удавалось — не всегда правда, поскольку я не стенографирую, — но всё-таки удавалось записать непосредственно слова того, кто был очень близок к Иерархии Света и сам был, как указано было ему в одном письме, Архатом, и поэтому его слова, иногда даже не совсем точно воспроизведённые, оказывают такое особое впечатление. И темы затрагивались тоже такие, которые, может быть, ещё не встречались вам. Нам они тоже были интересны и близки. А главное, способ их выражения: у Б.Н. Абрамова был особый язык, который производил очень сильное воздействие, что я могу подтвердить, поскольку много лет занималась с ним. Человек, устремившийся к достижению какого-либо качества, например равновесия, начинает работать над собой в этом плане, а жизненные обстоятельства вдруг начинают с особой силой вызывать неуравновесие (болезни, поведение близких и др.). Это случайно или нет и почему так происходит? Пожалуйста, поделитесь опытом работы над качеством равновесия. Прежде всего, надо понять, что в данный момент вызвало неуравновесие. Ведь всегда что-то его вызывает, не может быть, чтобы неуравновесие существовало само по себе. Оно является следствием какой-то причины, и нам надо выяснить, что вызвало в нас неуравновесие, а потом подумать, стоит ли терять равновесие из-за этого обстоятельства, каким образом лучше было бы отреагировать на данное обстоятельство, которое вызвало в нас неуравновесие. Оно не само по себе, оно чем-то или кем-то вызывается. Самосовершенствование — это наша задача; нужно ли и можно ли планировать работу над собой или смотреть по жизни, какие она поставит перед тобой проблемы? Если планировать такую работу возможно, то как это делать? Представлять себя овладевшим тем или иным качеством, в конкретной ситуации с конкретными людьми? Как часто? Совершенно правильно всё. И то и другое надо делать и можно делать. И представлять себя овладевшим нужным качеством, это очень помогает; представлять себя спокойной, уравновешенной, радостной, бодрой, несмотря ни на какие болезни. Это очень помогает, когда представляешь себя в нужном положении, образе. Когда начинаешь о себе думать как о больной, немощной — это страшно вредит. Можно представлять себя в конкретной ситуации с конкретными людьми. Полезно эти ситуации проигрывать и представлять, как бы ты себя повёл, а жизнь не скупится на таковые, так что можно не только представлять, но и без этого получать каждый день. Как часто заниматься этим? Ритмично и постоянно. Надо ли планировать работу над собой? Конечно, планировать надо, это помогает; но и жизнь не скупится ставить проблемы. Наталия Дмитриевна, сутки — это в миниатюре как жизнь человека. Пожалуйста, поделитесь своим опытом: как Вы планируете работу дня, как Вы трудитесь в Тонком Мире? Только хорошего Вам! Спасибо! Работу дня я планирую в зависимости от того, что надо в данный момент делать: или надо с кем-то встретиться, или написать письма, или что-то сделать по подготовке к «круглому столу». Это всё зависит от обстоятельств. Как Вы трудитесь в Тонком Мире? Но это тоже зависит от обстоятельств — что там требуется, то и делаешь. Это очень многогранно и многообразно. В «Агни Йоге» (194) сказано: «...резкие движения нарушают движение ауры...» Полезны ли бег и физические упражнения? Бег и физические упражнения полезны, потому что они ритмичны. А тут имеются в виду неритмичные движения, махание руками, ногами без всякой нужды. А когда бегун ритмично бежит, ускоряя свой бег, или когда гимнаст занимается под музыку и тоже делает это красиво, ритмично, это не вредит ауре. Мы можем наблюдать на гимнастах, на спортсменах, как это красиво, плавно и сильно получается. Существует мнение, что длительный бег, например в течение часа, запрещён. Так ли это? Всё зависит от состояния здоровья и от того, нужно это или нет. Ведь если человек сознаёт, что ему необходимо целый час бежать для какой-то важной цели, это ему, конечно, поможет. Но вообще нигде не указано, вредно или нет бегать целый час. Состояние здоровья тут играет главную роль, а вторую роль играет цель, с которой это делаешь. Очень интересно наблюдать за Олимпийскими играми, которые сейчас проходят в Сиднее, как это всё происходит. Уважаемая Наталия Дмитриевна, спасибо Вам за труд, за несение Света людям, необходимого в наше неспокойное время. Я обратила внимание, что в дни «круглого стола» в Новосибирске становится радостней, светлей, в творчестве появляется активность, радость. Не пришло ли время для повсеместного обязательного изучения Живой Этики и в школах, и в вузах, особенно в области образования, искусства, средств массовой информации? Спасибо большое за высказанное одобрение. Конечно, постепенное внедрение основ Живой Этики очень нужно и в школах, и в вузах, и везде, где это возможно, но опять-таки всё надо делать по сознанию, по соизмеримости, по тому, насколько нам это позволят обстоятельства. И конечно, всячески, всеми возможными способами внедрять положения Живой Этики. Пожалуйста, объясните суть Учения Живой Этики. Суть Учения — как нам двигаться дальше; это законы эволюции, изложенные в Учении, — как нам эволюционировать. Ницше говорил: «Что такое обезьяна по сравнению с человеком? — насмешка и мучительный стыд». То же самое человек по сравнению со сверхчеловеком. Он является насмешкой и мучительным стыдом. Он внешне-то похож, а внутренне — нет. Наша цель — приближение к сверхчеловеку, к тому, чтобы преодолеть эту бывшую обезьяну в себе и преодолеть себя как человека только земли, сделать из себя человека вселенной, то есть сверхчеловека. Елена Ивановна Рерих писала, что эволюция возможна при устремлении к красоте, знанию, любви. Средства массовой информации, утверждая, что нас спасёт красота, пытаются ограничиться красотой физического тела и физического мира, что недостаточно. Поэтому Учение Живой Этики необходимо в образовании ставить на первое место. Правильно, что надо ставить, но сейчас уже, если внимательно слушать некоторые передачи по телевидению, начинают упоминаться и этические вопросы, и вопросы влияния красоты. Вот, например, театр, музыка. Там уже много об этом говорится и даются очень хорошие произведения. Как это влияет на людей! По-моему, у нас в телевидении уже есть что-то положительное, например канал «Культура», стоит обратить на него внимание. Недавно показывали, как человек, которому минуло сто лет, читал «Пророка» Пушкина: «Духовной жаждою томим, в пустыне мрачной я влачился», — и как этот столетний старец, который прямо едва-едва дышит, читал это великое произведение, с каким восторгом! Что значит искусство, что значит поэзия! Поэтому всячески надо и детей приобщать к этому с самого раннего возраста, и самим приобщаться. Нужно ли отказаться от общения с матерью, которая не верит в положительную реализацию идей своего ребёнка? С матерью можно общаться, но идти по своему пути, не поддаваясь на её уговоры. Но общаться и уважать свою мать всё равно надо. У каждого свой путь. Некоторые матери хотят, чтобы их дети шли тем путём, на котором они настаивают. Но они не понимают, что родившийся от них ребёнок совершенно особое существо. У него свой путь, и надо его понять и помочь, если это путь хороший, и не препятствовать. «Пощада не лёгкое понятие, лишь очень дальнозоркие могут присмотреться к следствиям пощады. Когда великодушие произносит — "пусть живёт", не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада неуместна, но для дальнозорких она как стрела в цель» (Братство, 86). Просьба пояснить параграф. Дальнозоркий чувствует, что не всё ещё потеряно, нельзя взять и казнить человека. У нас отменена смертная казнь. Даже когда заключают пожизненно, то и тогда есть надежда, что человек одумается, поймёт, его могут досрочно освободить. Не надо ставить на нём крест, если он не совершил предательства. Только предательство не может быть терпимо и не может быть прощено. Вот Иуда не может быть прощён, потому что предал самое Высшее, что только могло появиться на земле, своего Учителя и Бога. Этим он сам оторвал себя без возврата от жизни вечной, и дух его не мог этого вынести. «Отрёкшийся от сотрудничества неминуемо впадёт в рабство. Пусть осознают различные виды рабства, иначе заклеймённый раб будет воображать себя свободным и даже так привыкнет к своим оковам, что будет считать их почётной цепью. Нужно понять, что при общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах» (Братство, 572). О каком рабстве тут говорится — у своих дурных привычек? Не только у них, но и зависимость от чужого мнения, от чужого влияния, от чужого давления. Надо выработать свои принципы, свои убеждения и держаться их, а не быть рабом чужих взглядов и чувств. Часто, когда люди, склонные порабощать других, чувствуют, что им это удаётся, они стремятся этим пользоваться, им это очень импонирует. А надо, при всём уважении к людям, прислушиваться к ним, стараться их понять, но всё-таки своих позиций не сдавать. Делать по-своему, но сохранять с ними нормальные отношения. Это совсем не просто, но вполне достижимо. «В Учении много говорится о верности и преданности, и всё же, несмотря на все предупреждения, число отходящих и отпадающих велико. Верить и быть верным вопреки очевидности способны только немногие. Остальные просто не выдерживают испытаний и, не выдержав, отпадают, как сухие листья. Рассудок измыслит много логических доказательств, весьма притом убедительных, чтобы заслонить от себя действительность. Но при всей убедительности своих домыслов несомненно одно: свет потухает в усомнившемся сердце, аура тускнеет и сереет, и тьма наполняет сознание. Следствия земной логики оказываются трагическими для духа. Требуется доверие до конца и всему вопреки. Потому-то пальцев даже на одной руке слишком много, чтобы сосчитать учеников. Так Полагает Учитель» (Грани Агни Йоги, VIII, 192). Сказано: «Свет потухает в усомнившемся сердце». В чём оно усомнилось? Как избежать домыслов, которые заслоняют действительность? То, что мы получили в Учении, — это действительность, а то, что происходит с нами в жизни на наших глазах и с нами самими, — это очевидность. На наших глазах умирает близкий человек — это очевидность или действительность? Очевидность — это то, что его тело умирает, но в действительности он не умирает. Но примут ли это все или нет? Если люди принимают Учение, они будут знать, что он освободился от тела, и, конечно, скорбя о потере, будут за него радоваться, что он свободен. А кто этого не принимает, тот останется при своих горестях и будет считать, что ушедшего больше нет и всё кончено для него, а на самом деле всё для него только начинается. Назад в раздел : 2000 |
|||