(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
«Круглый стол» СибРО 27 мая 2001 г.
В Учении много говорится о предрассудках и суевериях, которые мешают познанию истины и препятствуют восхождению. Что подразумевается под предрассудками и суевериями, нельзя ли уточнить? Мы решили уточнить эти два слова — «суеверия» и «предрассудки» — и посмотрели словари. По определению Ожегова и Даля, суеверие — это ошибочное, ложное, пустое верование во что-либо. Предрассудок — это ложное, превратное мнение; ставший привычным неправильный взгляд на что-либо. В словаре Даля приводится такое выражение: «В нашем быту господствуют гибельные предрассудки светского приличия, а в народе — предрассудки суеверия. Мы невольники общественных предрассудков». Примером широко распространённого суеверия является примета о чёрной кошке, перебегающей дорогу. Вы, конечно, знаете песню про чёрного кота — «только чёрному коту и не везёт», — который перебегал дорогу, и все его боялись. Некоторые суеверия имеют в корне какие-то древние знания, например так называемый сглаз, который является по существу размагничиванием энергии, направленной на какое-то дело. В качестве примера предрассудка можно привести один из самых распространённых — страх смерти, которой нет. На самом деле смерть — это не уничтожение человека, а смена формы его проявления, переход в иное бытие. «Матерь Мира, Землю питающая Лучами Своими, Имеет представительницу Свою на Земле, которая связана с Нею связью прямою» (Грани Агни Йоги, XIII, 486). Вопрос: может ли быть такая в нашем городе? Мне известно через одного человека, что она есть у нас и делает такие дела: вся вода теперь очищена, она беседует с Иисусом Христом и Его Отцом и передаёт нам Его послания. Прокомментируйте, пожалуйста. В Учении Живой Этики сказано: «У Нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта» (Беспредельность, 5). Мы знаем, что это — Елена Ивановна Рерих, и больше пока по этому поводу мы ничего сказать не можем. «...Прикасаясь к расплавленной материи, чуете пульс земли, и сердце должно выдержать тяготение. (...) Медицина Наша учит, как дыханием бронировать сердце...» (Озарение, 2–I–7). Просьба пояснить этот параграф. Я должна сказать по этому поводу откровенно, что есть такие места в Учении, которые были адресованы нашим Старшим. И поэтому мы не компетентны отвечать на них, потому что это не нам было дано, не нам было объяснено; мы ещё до этого не доросли и не можем на это ответить конкретно. Поэтому не отвечаем. «Малые действия так же, как малые вещи, запружают жизнь; особенно нужно опасаться пыли, которая соединяется с эманациями вещей и является распространителем той личной энергии, которая должна быть сохранена в одном канале» (Сердце, 37). Правильно ли я поняла, что речь идёт о физической пыли, или имеется в виду пыль также и в переносном смысле? Тут имеется в виду физическая пыль, которая действительно пропитывает вещи, проникает в них, и в некоторых случаях в них может гнездиться зараза. Она вообще вредна, и все мы с ней боремся. Так что тут пыль надо понимать буквально. «...Труд всякий есть благодать, а суемудрие бездействия есть самое вредное в смысле космическом» (Сердце, 79). Почему сказано: «суемудрие бездействия»? «Суемудрие бездействия» — когда человек ничего не делает, или валяется, или гуляет без толку, и при этом приходят ему всякие пустые мысли в голову. Вы, конечно, все читали книгу Гончарова «Обломов». Помните, как главный герой валялся на диване и размышлял: попадёт в него или упадёт мимо висящая над его головой на одном гвозде картина. Вот суемудрие бездействия, которое не порождает никаких ценных, нужных, полезных вещей, а в голову приходит только всякая ерунда. «Различайте напряжение от утомления. Много сходного между этими различными состояниями. Нужно чуять, когда полезно прекратить их, перенеся внимание на другой центр» (Сердце, 83). Как быть, если человек устал уже, но не может оставить работу по разным причинам? И как при этом не довести себя до того утомления, о котором сказано в параграфе: «...когда несвязные мысли низших слоёв Тонкого Мира проникают в сознание»? В параграфе ведь сказано, что надо делать, чтобы не переутомиться, — переключиться на какую-то другую работу. Нужно давать отдых уставшему центру и переместить своё сознание на какой-то другой работающий центр, хотя бы очень ненадолго. При однообразной утомительной работе нужно суметь найти хоть немного времени, чтобы делать что-то другое. «Конечно, люди твердят о свободе, даже не зная особенных качеств её. Утверждение свободы будет в них возвышением сознания» (Сердце, 85). Как понять эту фразу? Свобода здесь понимается как возвышение мысли. Когда человек мыслит о чём-то более высоком, тогда он становится свободным. Вспомним, как Франциск Ассизский, сидя в тюрьме, пел от радости. Другие заключённые спрашивали его: «Чему ты радуешься, дурак, чего ты поёшь?» Он отвечал: «Я радуюсь тому, что тело моё в цепях, а душа на свободе». И когда Франциск уходил из жизни, он произнёс: «Благодарю Тебя, Господи, что я умираю свободным от всего». «Несправедливость осуждения, как и всякая ложь, ослабляет и без того ничтожное сознание судьи самовольного, потому вред для него получается чрезвычайный; тогда как неправедно судимый лишь выигрывает, усилив магнит свой привлечением новых аур» (Сердце, 89). Просьба пояснить последнюю фразу. Может так быть, что когда о ком-то говорят несправедливо, клевещут на него, многие с этим не согласны и очень сочувствуют оклеветанному, и это привлекает сочувствие других людей, усиливая его этим. На Блаватскую очень много клеветали, но были и её защитники, которые верили в неё и в её высокое предназначение. Конечно, это её поддерживало. И сказано, что она даже жила благодаря сердечной симпатии дружеского отношения этих людей, хотя больше, чем её, никого не поносили. Нужно ли бороться с мыслями, постоянно возвращающими нас к осознанным ошибкам прошлого? Если мы осознали ошибки прошлого, зачем же о них продолжать думать? Значит, опять притягиваться к этому? Когда мы осознали, поняли, что так мы больше делать не будем, внедрили это твёрдо в своё сознание, — зачем возвращаться, зачем вспоминать? Надо думать как раз обратное, что теперь мы сделаем совсем не так, по-умному, правильно, то есть обращаться к противоположным мыслям. Назад в раздел : 2001 |
|||