(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Беседа с сотрудниками Рериховского Общества г. Новокузнецка 2001 г.

дата: 2001 г.


Как ощутить, что наше духовное сердце работает?

Перенося сознание в сердце, мы начинаем чувствовать, что оно работает. Если мы не переносим сознание в сердце, конечно, оно не будет работать так, как мы хотели бы. И когда мы наши желания, стремления так сердечно ощущаем, обязательно в этом месте будет ощущение. Очень сильная теплота бывает в сердце, или просто мы чувствуем, что оно принимает участие. То есть мы им работаем, оно включается в работу.

У меня обычно возникают так называемые мураши.

Это индивидуально. У меня, например, не возникает мурашей. Я просто начинаю чувствовать теплоту и какое-то его участие. А когда о нём не думаешь и оно не болит, то просто его не чувствуешь, как мы не чувствуем ногу или руку, если она не болит.

В самолечении тоже так можно — направлять сознание в больной орган?

То же самое. Мы думаем о больном органе, но и стараемся вызвать энергию из сердца, чтобы туда направлять. Даже одна мысль о чём-то уже несёт в себе часть этой энергии, особенно если эта мысль интенсивная. Когда мы о чём-то думаем, хотим мы этого или нет, наша энергия всё равно туда направляется; а если мы делаем это сознательно, если мы этого очень хотим, то, конечно, воздействие сильнее. Но даже если мы ничего не думаем, а просто интенсивно хотим, энергия всё равно пойдёт, потому что она очень связана с мыслью, и особенно с таким сильным желанием.

Сегодня Вы сказали, что сейчас на людей очень усилился натиск тьмы и что раздражением, отемнением, эмоциями мы даём тёмным повод радоваться.

Тем, что позволяем себе распуститься. Не надо их радовать, не надо им способствовать, они радуются, когда выходишь из себя. Только начни переживать — тут же тебе как дрова подкладывают.

И каждое наше такое проявление — это уступка лукавым рукам?

Конечно, уступка, и они радуются, руки потирают.

В «Искрах Света» (вып. 2 – 3, 21.04.1957 г.) сказано: «Каждый, прежде чем будет допущен на Нашу работу, должен потерять всё и пережить одиночество, с тем чтобы потом всё снова обрести и засверкать всеми огнями накоплений». Знакомо ли это Вам? Или Вы можете привести примеры из жизни?

Пример совершенно одинокой жизни — это мой пример. То есть когда-то у меня был муж, была мать. Потом с мужем разошлись, мать ушла из жизни, я фактически осталась совершенно одна. Но это меня никак не подавляло и не пугало, потому что было Учение, был Учитель, Борис Николаевич. Самое тяжёлое было, когда он ушёл, потому что всё время у нас была большая связь. Связь с Тонким Миром уже труднее, её надо как-то утверждать; дотянуться сложнее. А тогда мы переписывались, и каждое лето, имея большой отпуск как педагог, я всегда ездила к нему. Там гостиница была, я в ней жила и ходила к нему на беседы, которые теперь мы издаём. Я не всё успевала записать, далеко не всё. А иногда он говорил: «Не записывайте».

Иногда это записывалось, чтобы он не видел. Борису Николаевичу не нравилось: «Слушайте, — говорит, — запоминайте, что можете». А мне хотелось ещё и повторять. Сразу всё не запомнишь. Это же был поток мудрости. Ведь каждая беседа с ним — это нечто несравненное, несравнимое ни с чем. Такое счастье! Я эти встречи называла «часы счастья». Потому что я получала от него, от его бесед то, что нигде больше никогда не получала. Видимо, он знал, о чём нужно говорить. Он или читал свои Записи, которые постоянно вёл, или просто беседовал. Но и то и другое было совершенно необыкновенно и как раз то, что нужно.

Наталия Дмитриевна, после его ухода Вы, наверное, очень сильно ощутили одиночество?

Я увидела во сне, что он ушёл, за два года до его ухода. Во сне я так плакала, что подушка была мокрая. Но когда он ушёл, я уже не плакала. Я выплакала все слёзы по случаю его ухода за два года до этого, я уже тогда почувствовала. А за эти два года я как-то окрепла. Конечно, это было чрезвычайно тяжело.

Вы ему рассказывали об этом сне?

Да, я говорила ему. Он сказал, что это — «наперёд». Я ему говорила, как я плакала. Но тогда он и не собирался уходить, он был ещё очень крепким физически. Если бы ему не пришлось таскать по сорок вёдер воды из колонки за полквартала от дома, чтобы поливать огород с помидорами, он бы ещё жил. Ему было только 75 лет, но выглядел он лет на 50. У него лицо — ничего в нём не только старческого, даже пожилого не было. Это был человек совершенно неопределённых лет, я бы сказала — ни молодой, ни старый, а какой-то совершенно особенный. Он бы ещё жил и жил.

«Осознание цели своей жизни — ключ от последующих ступеней. Это делает человека ведущим. Именно ведущие идут в полном соответствии с целью» (Искры Света, вып. 2 – 3, 15.09.1957 г.). Каким образом и когда Вы осознали цель своей жизни?

Я осознала цель своей жизни тогда, когда познакомилась с Учением Живой Этики и с трудами Рерихов. И тогда я поняла, в чём состоит цель моей жизни: в изучении и распространении того, что дано на данную эпоху. «Каждое мгновение имеет свою необходимость, — сказал Будда, — и это называется справедливостью действия». Мне, благодаря Учению, удалось осознать, какую необходимость имеет данная эпоха. И тогда, естественно, я начала изучать Живую Этику, Письма Елены Ивановны и Записи Бориса Николаевича и по мере возможности делиться с теми, кто мог это воспринять. Конечно, людей таких было немного, но всё-таки что-то удавалось в этом отношении сделать.

Тогда же, только познакомившись с Живой Этикой, я начала писать стихи. Это случилось, когда мне исполнилось 30 лет; до этого я стихов не писала. Я была преподавательницей фортепиано, занималась музыкой, очень любила читать стихи, знала поэтов, многих наизусть, особенно Гумилёва, очень любила Марину Цветаеву — из современных поэтов, не говоря уже о прежних — Пушкина, Лермонтова, Тютчева. А после того, как я приобщилась к Живой Этике, оказалось, что у меня самой создаются стихи, которые я стала скорей записывать. Первое стихотворение появилось, когда рано утром я взглянула в окно, а там — восходящее солнце, небо светло-голубое, и по нему летели розовые облака: «На заре, по небу голубому розовые ангелы летят!». В них я увидела как бы ангелов. После этого я начала писать стихи на темы, которые меня вдохновляли. Это происходило как-то естественно: я читала, слушала Бориса Николаевича, и стихи рождались.

Цель жизни — это изучение и распространение Учения?

Да, изучение и распространение всеми возможными, доступными, достойными методами, конечно; потому что это дано для Новой Эпохи. Новая Эпоха не состоится, если не будет признано, осознано и изучаемо Учение Живой Этики, или Агни Йоги. Агни Йога — Йога Огня, потому что наступает Эпоха Огня. И для этого даётся Агни Йога. До этого были другие йоги: Раджа-йога, Бхакти-йога — йога любви, Джнана-йога — йога знания. Это всё было давно и до того, как было дано Учение Живой Этики. Но потом наступила Новая Эпоха, космические Огни стали приближаться; наступила та Эпоха, в которой необходимо было приобщаться к Огню пространства, к психической энергии, находящейся в человеке, познавать её, накапливать, упражняться во благо.

В какой форме может происходить распространение этого Учения?

Свою форму я увидела в том, чтобы писать стихи и прозу. Я написала рассказ «Медведь» и другие рассказы, сказы, сказки; всё это — распространение Живой Этики. Конечно, стихи для меня — это лучшая форма распространения, наиболее возвышенная, но что у меня в данный момент получалось, что приходило, то я и записывала. Я работала, шлифовала, а что-то — записывала. «Медведь» у меня целиком записался. Рано утром перед пробуждением я увидела силуэт Человека с медведем; встала — и сразу же записала рассказ «Медведь». Видимо, я увидела силуэт того самого Человека, к которому пришёл медведь, то есть Сергия. Другие рассказы не так легко давались, — продуманно, но тоже с вдохновением. Мне хотелось писать именно на эту тему. Рассказ «Егор» (это уже было продуманно) — о том, как один человек хотел повидать Великого Святого, и пришёл посмотреть на Него, и что он увидел, и как отреагировал. Этот рассказ, наверное, все знают; их немного у меня. По-разному пишется, но темы приходят обычно в связи с Учением.

Распространение Учения — это и строительство музея, и проведение выставок, и лекции, и слайд-программы?

Всё это — способы распространения Учения: и картины, и выставки, и слайд-программы. Ведь мы, показывая слайд-программы или картины, рассказываем, по какому поводу они написаны, как их понимать. Рассказываем, кто такой Н.К. Рерих, это очень важно людям знать; рассказываем о Елене Ивановне, благодаря которой мы получили Учение Живой Этики.

«Пресекая злое действие, надо вылить энергии злоделателя в обратные, положительные формы, иначе его энергии будут метаться в поисках нового применения и выльются в новые отрицательные действия. Нужно заранее приготовить положительные астральные формы для того, чтобы дать полезное направление энергиям злого человека. Представить, что он творит полезные действия. Надо уметь видеть в людях не то, что в них есть на самом деле, а то, что мы хотим в них видеть, глядя на них» (Искры Света, вып. 2 – 3, 2.02.1958 г.). Каким образом это успевать делать? Если мы видим, что человек проявляет какое-то злое действие, мы его должны пресечь мысленно, да?

Тут ведь в конце сказано очень коротко и ясно: создать положительные желаемые образы этого человека. Но пресекать приходится, и не только таким путём, но и вообще останавливать злого человека всякими способами, которые требуются для данного момента. Если он хочет кого-то побить, надо его за руки схватить, к примеру. И конечно, на мысленном плане тоже представлять желаемый образ этого человека — такой, каким он должен быть. Это ему, конечно, должно помочь, если он не совсем пропащий. Тёмные — с ними уже ничего не сделаешь, но если человек ещё находится на грани Света и тьмы, а таких людей много, тогда можно людям помогать. Если мы будем думать о них плохо, то, конечно, в них разовьются их отрицательные свойства. Но если, зная о них, представлять их в положительном виде, применяющими свои лучшие стороны в жизни, молиться о них и направлять их положительный образ Учителю для утверждения, — тогда помочь мы, конечно, сможем.

То есть приготовление положительных астральных форм — это и есть видеть положительное?

Да, надо приготовить астральную форму, в которой потом и материальная форма сможет проявиться, укрепиться в этом. Потому что материя едина, но материя физического плана должна подчиняться материи тонкого плана. Поэтому мы и сможем помочь. Но это в каждом индивидуальном случае будет по-разному.

Наверное, надо хорошо понимать, что для этого человека надо?

Да, чтобы помочь ему осуществить его идеал, если он хочет соответствовать Живой Этике. Надо вызвать его желание стать лучше. Нам рассказывали, как одна женщина ведёт себя бурно, но ей надо захотеть себя взять в руки, тогда можно ей помочь. Но если она не захочет и будет продолжать буйствовать, помочь насильно мы не сможем. Иначе Учителя из всех нас уже сделали бы идеальных людей, но Они этого не делают, потому что свободная воля — это достоинство человека. Они никогда не покушаются на свободную волю, но если мы захотим — Они готовы помочь всегда. Только важно захотеть, это самое главное. Это и надо в человеке вызвать: не надоело ли тебе быть таким, давай подумаем, может, ты хочешь быть лучше? Объяснить ему, что для него в будущем это будет значить, что такое карма. Всё-таки понятие о карме на многих влияет. Никому не хочется готовить себе тяжёлое, скверное будущее или какое-нибудь неудачное воплощение. Откуда появляются горбуны? Это настолько страшно! И главное, что это неисправимо. Как говорится, «упрямого дубина исправит, а горбатого могила». Это то уродство, которое исправить нельзя. Что же они сделали, чтобы приобрести себе горб?

В «Искрах Света» сказано, что человек из пищи может извлечь достаточно много энергии.

Да, можно есть немного, но думая, что при этом мы поглощаем психическую энергию пищи, её силу, особенно хорошо фрукты, овощи в сыром виде. Я стараюсь сознательно извлечь энергию из того, что ем, чтобы не только желудок наполнить. Все, наверное, так должны делать.

По исследованиям учёных, физическая пища даёт только треть нужной организму энергии, остальное мы получаем от различных излучений.

Надо эти излучения воспринимать, обращаться к ним. Это излучения светил, солнца. Ведь на солнце можно смотреть и брать от него что-то. Оно даёт без конца, щедро льёт свой свет. Можно взглянуть и пройти мимо, а можно постоять и вобрать эту частицу энергии солнца. А оно готово щедро давать. Вот растения умеют брать у солнца, иначе они бы не росли, но они именно от солнца берут и растут.

Наталия Дмитриевна, Вы сказали, что Матерь Мира помогает каждой матери, если сознательно к Ней обратиться.

Да, Она каждой земной матери помогает, потому что если Она Матерь всех, то Её особое сочувствие — к земным матерям, потому что это тоже матери, но только в ограниченном, так сказать, виде — мать одного земного существа. И я считаю, что каждая земная мать должна обращаться к Великой Матери и почитать Её.




Назад в раздел : 2001
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае