(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 31 марта 2002 г.

дата: 31 марта 2002 г.


Вопросы к словам из книги «Надземное» (117): «Наша внутренняя жизнь содержит тонкое отображение земных путей во всей их разновидности, потому Мы советуем иметь ум быстрый и подвижный».

1. Что помогает сделать ум быстрым и подвижным?

Не думать всё время об одном и том же, а легко переключаться на другие предметы.

2. Способствует ли работа на Общее Благо иметь такой ум?

Конечно способствует, потому что работа на Общее Благо очень многообразна и пути и обстоятельства, ведущие к Общему Благу, самые разнородные.

3. Как отличить суету от умной подвижности?

Мысленная суета — когда человек мечется от одной мысли к другой без всякого толку. При умной подвижности человек умеет найти полезное решение по самым разным проблемам; умеет сконцентрироваться и спокойно найти решение по данной проблеме.

Как понять слова: «Не по ничтожеству, но по славе явите рвение» (Зов, 14.11.1921 г.)?

Ничтожество — это земная жизнь со всеми её ничтожными устремлениями, желаниями, то есть жизнь обывателя; а слава — это духовная высота, духовное возношение, прозрение, озарение, приближение к Иерархии. Не стремитесь к ничтожному, а стремитесь к великому, непреходящему, духовному. Часто люди устремляются к земным достижениям и совершенно забывают о своём бессмертном духе, не думают, чем и как питать его.

«Можно растить любое чувство. Бесстрашие тоже воспитывается. Можно задавать себе задачи бесстрашия, вместо наполнения чувством ужаса» (Аум, 93). Как задавать себе такие задачи?

Представлять себя в каких-то опасных положениях, из которых человек находит успешный выход и становится победителем обстоятельств противных.

«...Торжественность нужно воспитать» (Мир Огненный, II, 325). Как воспитывать торжественность?

Путём развития и утверждения в себе компонентов, её составляющих. Эти компоненты, как сказано в «Гранях Агни Йоги» ( IV, 41), — любовь, преданность, устремление. Развивая их, мы постепенно вырабатываем в себе великое и редкое качество торжественности, без которого невозможен контакт с Высшим Миром.

«Множество действий без мысли остаются на поверхности Бытия, не отличаясь от действий мира животного. Но если говорим о чувствознании и о сердце, то необходимо утвердить мысль, как мощь и сотворчество Бытия. Заметьте, Говорю не о рассуждении, не о мышлении, но о мысли…» (Сердце, 47). Как различить рассуждение, мышление и мысль?

Мысль — это нечто оформленное, в то время как рассуждение — ещё только поиски решения какой-то проблемы. Мышление — это процесс, а мысль — это уже решение проблемы, которой занято мышление.

«Надо всякими усилиями изгонять всякое зарождение самомнения...» (Озарение, 2–IV–4). Как изгонять самомнение?

Самомнение проявляется тогда, когда человек начинает воображать о себе, что он очень хорош, лучше чем другие, и работать над собой ему незачем. В Евангелии приведена молитва фарисея, обуянного самомнением. Она звучит так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лук., 18: 11). А мытарь смиренно молился Господу: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лук., 18: 13) — и был оправдан, а фарисей осуждён. По этому поводу у меня написано стихотворение:

Сражённый собственной гордыней
Для эволюции умрёт;
Его труды покроет иней —
Раздутой самости просчёт.
	     Поверив льстивому прельщенью
	     В угаре яром самомненья,
	     Падёт на землю мёртвый плод.

«…Высшая защита и восхождение заключаются в нераздельности устремления» (Сердце, 582). Как достичь нераздельного устремления?

Прежде всего нужно захотеть приобрести и утвердить эту нераздельность. Затем мы должны усвоить, что для этого достижения нужны три указанных в этом параграфе элемента: сердце, Иерархия и понятие нераздельности. Вспомним слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоан., 10: 30).

«Явление нарушения народного выражения гласом вождя сказывается тяжкими последствиями» (Мир Огненный, III, 51). Как это понимать?

Вождь должен считаться с народными чаяниями, то есть принимать их во внимание, иначе будут тяжкие последствия.

Поясните, пожалуйста, на примере слова из книги «Искры Света» (вып. 6, 4.08.1965 г.): «Разновесие происходит тогда, когда сила возвышающая парализуется движением вниз. Дом, разделённый в себе, не устоит».

То есть когда наши низшие устремления берут верх над высшими. Пример того, что происходит, когда «сила возвышающая парализуется движением вниз», приведён в моём стихотворении:

Ты отсекаешь низшее в себе,
И Высшее, свободное от груза,
Возносится к назначенной Судьбе
С надземным миром в благостном союзе. 

Но если Высшее (о, нет! о, нет!) 
Ты отсекаешь — ты ломаешь крылья 
И камнем вниз... 
			И рушится на дне 
Судьба твоя 
		обломками и пылью.

Вопрос вызван новым стихотворением Н.Д. Спириной:

Ничего для себя не желать,
От себя навсегда отрешиться,
Быть свободным, как вольная птица,
Что в полёте решает дерзать
К достиженью Небес устремиться.
Как достичь этого состояния?

Когда мы привязаны к себе, мы как связанная птица, которая не может летать, потому что прикреплена к какому-то определённому месту, в данном случае к себе. Это очень мучительное состояние, потому что человек, занятый только своими проблемами, не замечая всего остального мира вокруг себя, непрестанно что-то переживает, и эти переживания не перестают терзать его. А ведь «жизнь прекрасна и удивительна», и замкнувшийся на себе невероятно обедняет этим самого себя. Надо думать не о себе, а полюбить мир, в котором мы живём, людей, с которыми мы соприкасаемся, почувствовать себя частью этого мира, потому что в действительности мы существуем не сами по себе отдельно, а в совокупности со всем другим, что в этом мире находится. Например: хотя мы и в разных городах, но живём в одной стране. Нужно вырабатывать в себе ощущение мирового братства. Думать о красоте, о мире, о творчестве.

(О сотрудниках Рериховских обществ, которые по окончании «круглого стола» общались по телефону с Наталией Дмитриевной, благодарили её за Слово «Приказ Свыше», где говорилось о Ригден-Джапо.)

Все они и есть непобедимое воинство Ригдена. Это они поскачут после встречи во все стороны и понесут весть Ригдена о наступлении Нового Мира.




Назад в раздел : 2002
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае