(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«Круглый стол» СибРО 28 апреля 2002 г.

дата: 28 апреля 2002 г.


«Ключ нужен, чтобы открыть темницу, но крылья вознесут к свету. Каждый ключ знает свою темницу. Но будет время, когда люди ключ возненавидят» (Зов, 3.06.1922 г.). Почему люди ключ возненавидят? Как это понять?

Учение — это ключ к Свету, открывающий темницу предрассудков и невежества, в которой заключено наше сознание, но не все люди захотят принять и применить этот ключ и останутся при прежнем, то есть не захотят расширять своё сознание и начать приобретать познание космических законов.

«Укажу, что важно вовремя посылать благие стрелы, почему дух тогда чувствует облегчение. Урывки чужих мыслей как серый рой мятутся, постепенно они заграждают пространство и являют заражение воздуха, тогда стрела духа подобна молнии. Она достигает не только лица назначенного, но и очищает пространство. Это очищение пространства не менее значительно. Более чистая стрела, как более сильный магнит, привлекает к себе серые осколки и несёт их обратно. Таким образом, в первоисточник возвращаются серые мысли с их тягостью, но без вреда для других. Эти серые мысли, как перегар, оседают на ауре, и посеявший жнёт. Мудро посылать слово — не тронь! Именно, эта формула заключает в себе наименее обратный удар» (Община, 45). Значит ли это, что чистая стрела мысли возвращается к пославшему эту чистую мысль и оседает на его ауре?

Не чистая мысль оседает на его ауре, а рой серых осколков чужих мыслей, которые привлечены чистой мыслью и вместе с нею возвращаются к пославшему, поэтому и нужен приказ — «не тронь!», чтобы эти серые мысли не оседали и не вредили.

«Уже знаете полезность препятствий, уже знаете полезность неприятностей. Может быть даже полезность ужасов. Конечно, для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле. Наоборот, ужас без страха обращается в действо космической красоты» (Община, 58). Как понять: «...для Нас и для вас нет ужасов в обыкновенном смысле»? Какие ужасы имеются в виду?

Самым большим ужасом для большинства людей является ужас смерти, которого у нас быть не может, потому что мы твёрдо знаем, что дух наш бессмертен.

«...Ужас без страха обращается в действо космической красоты». Как понять это выражение?

Ужас в смысле крайней степени изумления перед чем-то грандиозным, доселе неведомым нам.

Учение дано на века, и не надо изумляться, если что-то ещё нами не постигнуто, мы только в начале пути изучения океана Мудрости, содержащегося в книгах Учения Живой Этики.

«Головная боль может быть от многих причин, но также от непринятия где-то мысленных посылок, также это может отражаться иглами в сердце. Потому так Забочусь, чтобы не происходил этот вред. Незаметно у некоторых людей образуется рутина отрицания и как бы привычка быть обиженными. На основе этих заблуждений люди делаются непроницаемы явлениям мысленных посылок. При таком состоянии самая добрая мысль отскакивает от заграждения обиды. Но мало того, мысль может возвратиться и только утяжелить пославшего. Можно всех просить не вредить. Между тем чувство обиженности есть самое мелкое и выращивается неразвитым сознанием. Так в обиходе живёт рутина обиженности. Нужно осознать её и выгнать, как самое вредное насекомое. Малые чувства, земные, обращаются в Геенну Огненную» (Мир Огненный, I, 143). Какие мысленные посылки не приняты?

Явление головной боли, упомянутое в этом параграфе, объясняется тем, что кем-то не приняты мысленные посылки, они возвращаются к пославшему и утяжеляют его состояние.

Смирение противопоставляется гордыне и самомнению. Надо «смирить свою самость», — сказано в «Гранях Агни Йоги». Смирить и подавить — есть ли разница, либо это синонимы? Подскажите, пожалуйста: как смирять свою самость?

То, что подавлено, может опять возникнуть при ослаблении давления. Смирение — это понимание ступени, занимаемой тобою в этом мире среди людей, оно исключает зазнайство и порождаемую им гордыню.

«Операция удаления корня желаний — довольно трудная» (Грани Агни Йоги, IХ, 607). Объясните, пожалуйста: как сделать в себе такую операцию?

Операция удаления корня желания состоит из двух частей. Первая — это понять, откуда он возникает. Вторая — что его питает. Например: желание возвыситься в глазах других возникает из гордыни и честолюбия. И питает его исполнение этого желания.

Желание богатства возникает из любви к роскоши и возможности обладания ею. Его питает созерцание роскоши, соблазняющее расположенного к ней человека, при невозможности её приобрести.

Желание властвовать возникает из стремления беспрекословного подчинения себе людей для удовлетворения своего несоразмерно раздутого властвования. Картина того, чем в итоге кончается осуществление непомерного властвования, ярко описана в стихотворении английского поэта Шелли.

Я встретил путника: он шёл из стран далёких
И мне сказал: вдали, где вечность сторожит
Пустыни тишину, среди песков глубоких
Обломок статуи распавшейся лежит.
Из полустёртых черт сквозит надменный пламень —
Желанье заставлять весь мир себе служить;
Ваятель опытный вложил в бездушный камень
Те страсти, что могли столетья пережить.
И сохранил слова обломок изваянья:
«Я — Озимандия, я — мощный царь царей!
Взгляните на мои великие деянья,
Владыки всех времён, всех стран и всех морей!»
Кругом нет ничего... Глубокое молчанье...
Пустыня мёртвая... И небеса над ней...




Назад в раздел : 2002
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае