(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
Интервью радиостанции «Маяк» Студия Олега Рыжова 9 марта 1997 г.
О.М. Рыжов: Только вчера мы отметили традиционный и всенародно любимый в нашем российском календаре Женский день. С одной из женщин-сибирячек, впрочем, она перед приездом к нам жила за границей, вы сейчас и познакомитесь. А кто-то, возможно, и так хорошо знает её. Удивительный, светлый человек, Наталия Дмитриевна Спирина. Включаю запись беседы, сделанную в её квартире в новосибирском Академгородке. Наталия Дмитриевна, весна, очередная весна — какая по счёту в Вашей жизни? Н.Д. Спирина : Поскольку я родилась в 1911 году, то, вероятно, это будет 86-я весна. И при всём том, что весна всегда для любого человека в его быстротекущей жизни — это достаточно большое радостное событие, что такое для Вас было, стало движение вёсен? Каждый раз что-нибудь иное, потому что разные события в жизни случаются. Но мне очень трудно сейчас вспомнить, которая весна была самая главная. Для меня самое главное на свете — это приобщение к Учению Живой Этики. Вот это было самое главное. Это произошло в 1941 году. И с этого началась моя новая жизнь. Для меня это и была весна — весна моего духа, моего нового смысла пребывания на земле. Это был 1941 год и это был Харбин? Да, Харбин. Именно там я познакомилась со своим духовным руководителем Борисом Николаевичем Абрамовым. Его книги уже выходят, это «Грани Агни Йоги», я думаю, что многие уже знакомы с ними. И вот встреча с ним и приобщение к Учению Живой Этики, Учению Новой Эпохи, данной для данного времени,— это для меня было самое главное. Я с детства была религиозна, так меня воспитывали дома. Семья была русской, очень религиозной, и я питалась Евангелием, житиями святых, различными Писаниями. Меня это всегда интересовало, но чего-то главного я там не нашла. И когда я встретила книги Живой Этики, я поняла смысл жизни. Поняла, что жизнь не кончается, что она продолжается. Поняла закон кармы, перевоплощения, что я буду жить ещё, и всё, что я делаю, имеет следствия и когда-то это скажется. Я не верила в то, что человек живёт только один раз, а потом попадает или в рай, или в ад, то есть или на вечные мучения, или на вечное блаженство. Тут я узнала и окончательно поняла, что жизнь продолжается; живём ли мы в плотном теле, как говорится, или живём потом, после нашего ухода из этого мира, но мы продолжаем нашу жизнь со всеми её последствиями, какие наработали когда-то, в предыдущем. Наталия Дмитриевна, Вы лично знали кого-то из членов семьи Рерихов, первого и второго поколения? Нет, к сожалению, мне не удалось с ними встретиться. Потому что Николай Константинович был в Маньчжурии, в Харбине, ещё в 1930-х годах во второй, Баргинской, экспедиции, когда я ещё ничего не знала, и поэтому я с ним не познакомилась [1]. Моё сближение с ними началось через ближайшего их ученика — Б.Н. Абрамова, с которым они встречались в Харбине много раз и переписывались потом много лет. И Борис Николаевич знакомил их с нами, своими учениками, посылал туда наши фотографии по их желанию. Рерихи через них с нами знакомились, присылали отзывы о нас, которые для него были чрезвычайно важны, потому что главное мнение — это было их мнение о нас. Наталия Дмитриевна, сегодня Вас, и не без основания, называют одним из крупнейших рериховедов, все о Вас знают. Будьте любезны, скажите, как получилось, что из года в год шло такое интенсивное накапливание и осмысление материала, что теми знаниями, которые поначалу Вы впитывали для себя, сегодня Вы делитесь так широко со многими людьми самых разных стран мира? Я уже говорила, что накопление и ознакомление началось с 1941 года. Тогда Рерих был запрещён в Харбине. Ему приписывали, что он то американский агент, то русский шпион, то ещё что-нибудь. И везде он запрещался. Борис Николаевич нескольким доверенным людям давал книги Живой Этики. И причём, я слышал, сейчас они издаются у нас здесь, в Новосибирске. Теперь они издаются и имеются у нас. А раньше они издавались в Риге, тогда это была ещё не Россия, а самостоятельное государство. Туда писали Рерихи, и там издавались книги. Эти рижские издания у меня все имеются, по ним я изучала Живую Этику. А Борис Николаевич помогал, разъяснял, потому что всегда было много вопросов, это совсем не просто было. И благодаря этому я постепенно приобрела какой-то опыт. Вы говорите, что я рериховед крупнейший, это только потому, что остальные все ушли с этого плана. Если бы Борис Николаевич был здесь, тогда бы он был крупнейший рериховед. Тут три года жил Юрий Николаевич Рерих, с 1957-го по 1960-й. Вы говорите «тут», имея в виду… ...Москву. Он был приглашён как востоковед, он преподавал. Но, к сожалению, очень рано, ещё совсем в молодые годы, он ушёл. Вот это было действительно крупнейшее явление, когда в советские годы Рерихи были у нас. А Святослав Николаевич — я думаю, что Вы его знаете, — когда он приезжал, мы с ним много раз встречались. Мы специально ездили в Москву, чтобы встретиться со Святославом Николаевичем, он нас принимал в своей гостинице и очень много с нами беседовал. Конечно, это тоже дало много интересных сведений и приближение к Учителю, к семье Рерихов. Вот создано Рериховское Общество, и, кстати, создателем выступили у нас в Сибири Вы. Где у нас ещё на планете есть Рериховские общества и как Вы с ними взаимодействуете? У меня такое впечатление, что Общества множатся с каждым днём. Я получаю большое количество писем от разных новых Рериховских обществ, или групп, или объединений. Даже есть маленькие группки в каких-то городках, в небольших посёлках — и там интересуются. А так как мы выпускаем газету и там мой адрес, то они мне пишут, вопросы задают и сообщают о своих достижениях в этой области, рвутся иметь выставки картин Рериха или хотя бы репродукций. И наши сотрудники туда ездят, ведут экскурсии, проводят колоссальную работу в этом отношении. Так что интерес растёт просто с каждым днём. Наталия Дмитриевна, а Вы можете объяснить: почему, как снежный обвал, расширяясь, укрепляясь постоянно, растёт движение любителей творчества Рериха? Потому что люди начали ощущать духовный голод и начали искать. Именно в Рерихе, в его творчестве они находят удовлетворение этого духовного голода и, конечно, больше всего в книгах Учения и в Письмах Елены Ивановны Рерих. Сейчас наступает особая эпоха, люди хотят осмыслить свою жизнь, понять философию Востока, это их сейчас очень интересует. Там они чувствуют что-то такое, чего у нас, может быть, не хватает, что у нас выхолащивалось. Сейчас заново набирает силу именно вот такая духовная жажда — «духовной жаждою томим», как говорил Пушкин. И она удовлетворяется тем, что мы имеем и что выпускаем. Вы говорите, что к Вам приезжает отовсюду достаточно много людей, — как говорится, гостей со всех волостей. Представители разных Рериховских обществ из разных регионов, ближайших к нам, а бывает, что и из Европы. По нашим подсчётам, [на «круглых столах»] бывает более двадцати представителей разных городов и сёл. И они тоже, в свою очередь, рассказывают, что у них там делается и что им от нас нужно. И видно, что интерес всё время растёт, вопросов много по Учению, потому что не всегда понятно то, что написано, или понимают не так, — тогда мы разъясняем. Наталия Дмитриевна, я знаю, что Вы, работая с наследием Рерихов, осмысляете его и поэтически. Вы выпустили, по-моему, уже два поэтических сборника. Причём стихи напрямую связаны с деятельностью, с жизнью Рерихов и их творчеством. Они дали толчок для Вашего поэтического видения. Расскажите об этой стороне Вашей деятельности. Я стала писать стихи с того момента, как я приобщилась к Живой Этике, то есть с тридцати лет. До того я стихов не писала, никакая лирическая сторона моей жизни меня не вдохновляла. А когда я приобщилась к книгам, то начала писать стихи исключительно на темы Учения. Основная тема всех стихов — это мысли Учения. Есть и о природе, и об Учителях, и о картинах Рериха. Всё моё вдохновение берётся из книг Учения. Вот эти два сборника у меня вышли, и я их понемножку пополняю. Могли бы Вы сейчас прочитать свои стихотворения? Вы взяли в руки лист бумаги — это свежее стихотворение, недавно написанное? Свежее, написанное 1 марта 1997 года. В книге «Иерархия» (177), так называется одна из книг Учения, есть слова: «...благословим каждодневность».
Не замечая дней и лет
Цитата из книги «Сердце» (208): «Лишь из собственного пепла возрождается Феникс».
Из пепла чувств, ненужных и пустых,
* * *
Рост духа даёт свои всходы: Это — на слова из книги «Грани Агни Йоги»:
Зову на бой с самим собой!
Спасибо. Это поэтическое осмысление всего того, с чем Вы знакомы пятьдесят лет. Это ведь поможет и нашей сегодняшней молодёжи — через Ваши стихи прийти к Рериху. Вы со мной согласны? Я согласна, не потому что я очень много о себе воображаю, а потому что у меня масса писем на эту тему. Люди пишут, причём самых разных возрастов. Вчера, например, мы получили от семиклассницы письмо, совершенно чудесное. И взрослые, и пожилые пишут, что часто стихи помогают осмыслению Учения, что даже некоторые начинают подходить к Учению со стихов. Вот им попалась книжка, прочитали, заинтересовались. Бывает и такой подход, не всегда, конечно, но бывает, что и со стихов начинается. Наталия Дмитриевна, Вы упомянули о своих учениках и соратниках, которые сейчас находятся в Вашей квартире и слушают нашу беседу. Имейте в виду, это не ученики, это соратники. Учеников как таковых у меня нет, мы все вместе работаем, вместе учимся, вместе делимся. Но если я или кто-то знает больше, тот больше и даёт. [1] Н.Д. Спирина рассказывала, что в Харбине Н.К. Рерих выступал с лекциями, и она посещала их. (С. 349 настоящего издания.) Назад в раздел : ИНТЕРВЬЮ |
|||