(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«УЧИТЬ И ЛЮБИТЬ — ЯВЛЕНИЕ МИЛОСТИ БОГА»

публикация: Журнал ВОСХОД № 3 (131), Март, 2005
автор(ы): Стройнова Юлия


Юлия СТРОЙНОВА, г. Новосибирск

«Жизнеописание Носителей Света очень нужно для того, чтобы показать людям наглядно и воочию, как надо жить, устремляться и трудиться на Земле для Общего Блага. Слова могут быть бессильны, но пример применения на практике, в жизни обычной, Велений Учения Жизни неотрицаемо убедителен»2, — сказано в «Гранях Агни Йоги».

Многоплановая деятельность Наталии Дмитриевны Спириной, связанная с распространением Учения Живой Этики, широко известна тем, кто причастен к Рериховскому движению. Но намного меньше мы знаем о её деятельности как педагога-музыканта, не один десяток лет посвятившего преподаванию игры на фортепиано.

Наталия Дмитриевна блестяще закончила Высшую музыкальную школу в г. Харбине (Китай), уровень преподавания в которой был очень высок и приравнивался к Дрезденской консерватории. Вот как рассказывала она о начале своего преподавания музыки: «Я училась на старшем курсе, и у нас уже была педагогическая практика. Нам давали отстающих учеников. Мы репетировали, а затем приводили к ведущему педагогу, и та проверяла, как мы их учим. Это дало мне очень большой навык к преподаванию, а потом я имела и своих личных учеников. Мне хотелось преподавать. Мне хотелось передать детям то, что я поняла, что я полюбила; хотелось, чтобы и они полюбили музыку. И это было так радостно, когда ребёнок приходит, сначала пальчиком пошевелить не может, а потом вдруг из-под этих пальчиков начинают звучать какие-то пьески. Родители в восторге, ребёнок ещё пуще, и все радуются. Я всегда считала, что музыку надо преподавать радостно».

Хочется отметить, что Наталия Дмитриевна начала преподавать в то время, когда ещё не была знакома с Учением Живой Этики. И то, что она чувствовала интуитивно, нашло своё подтверждение в текстах Учения: «Труд радостный является успешным в несколько раз»3. «...Радость работы есть лучшее пламя духа»4.

«Нельзя, чтобы педагога боялись», — утверждала Наталия Дмитриевна. Она считала, что если дети, заходя в класс, при встрече с учителем не улыбаются, значит, что-то надо срочно пересматривать в отношениях с ними.

«Если ребёнок входил в мой класс на урок без улыбки, я ставила это себе в вину, и именно в том, что мне не удалось до сих пор сделать эти занятия для него привлекательными.

Когда к тебе расположен кто-то, тебя это поддерживает, а если приходит ученик и тебя ненавидит, то каково же учителю, как тяжелы должны быть эти вибрации, которые исходят от ученика. А когда ученик приходит и улыбается, тебе легче с ним справляться, не так устаёшь».

По словам Наталии Дмитриевны, её класс был очень дружный. Этому во многом способствовало введение в работу ансамб­левой игры — дети играли в четыре руки. Теперь ансамбли — обязательная форма работы в школе, а тогда это было необычно и в новинку, но Наталия Дмитриевна понимала важность этой работы. Сыгрываясь между собой, дети ходили друг к другу домой, дружили — и дети, и родители. Родительские собрания обычно превращались в концерты, где не нужно было слов, и лишь звучала музыка, объединявшая всех.

И дети отвечали любовью. Про Наталию Дмитриевну они говорили, что их учительница добрая и весёлая; проявляли всяческие знаки своего доверия, например рассказывали ей о том, что скрывали от родителей; встречая на улице, с радостью подбегали, обнимали её (Наталия Дмитриевна не запрещала им этого), но всегда вели себя корректно. Сталкиваясь с ленью, нежеланием заниматься дома, Наталия Дмитриевна говорила: «Если будете плохо играть на концерте — скажут: это у вас учительница плохая». Как правило, это действовало на учеников больше всяких уговоров и убеждений. 

Какая же сила преданности своему учителю — столь высокого и благородного качества — царила среди детей, при том что её требования к работе в классе были самые серьёзные. Конечно, как и все, она сталкивалась с невыполненными домашними заданиями и ставила двойки. «Когда в дневнике приходилось ставить оценку, я всегда спрашивала ученика — как он сегодня играл, хорошо ли приготовился; и обычно ученик сам честно сознавался в том, что плохо приготовил урок, и понимал, почему получил отрицательную оценку. Также я старалась, чтобы ученик понял, что когда он играет хорошо, он не только зарабатывает хорошую оценку, но и доставляет удовольствие другим, становится для них привлекательным»5.

По словам Сухомлинского, музыкальное воспитание — это воспитание не музыканта, а воспитание человека.

«Два компонента очень важны — отношение к детям и отношение к музыке. Дети очень чувствительны к справедливо­сти. Когда живёшь по Живой Этике, то ко всему отношение совсем иное; это не были просто казённые ученики, которых я обязана учить, — это были дети, близкие мне. Потому что Живая Этика — это близость всех во всём, всё едино: ''Я — вы, вы — Я — частицы Божественного Я''. Это были мои детишки, я их жалела, понимала, что им очень трудно, ведь даровитых детей мало, большинство из них очень среднего уровня. Им так трудно сесть прямо, поставить пальцы правильно, смотреть в ноты, играть. Я их жалела, иногда и повеселю немножко, но это веселье, конечно, было очень требовательное. Они шли охотно, прямо бежали на уроки, не было такого, чтобы их заставляли».

Вот как описывала годы учёбы у Наталии Дмитриевны одна из её учениц М.В.Робинсон: «Не так уж часто на своём жизненном пути можно встретить человека, общение с которым давало так много и оставляло бы след. Так уж повезло, что благодаря случайности Судьбы мне посчастливилось попасть в музыкальный класс Наталии Дмитриевны. Что это был за класс, что это были за годы! Хотелось идти на урок, хотелось, чтобы урок не кончался. У нас был очень дружный музыкальный класс, и уроки были всегда радостью, а отчётные концерты в конце года всегда превращались в торжество музыки, веселья. Родители, переживающие за своих детей и старающиеся всё сделать для дорогого ребёнка, усиливали праздник, подкрепляя его тортами, пирогами, пирожными... И во главе всего была Наталия Дмитриевна, организатор программ и концертов.

Она — удивительный человек. Знание музыки и педагогические особенности могут быть понятны: такова специальность, любимое дело, которому она служит; но ещё к ней привлекает блестящее знание языков, поэзии, живописи, любовь к цветам, книгам, к жизни и желание отдать людям всё, что у те­бя есть, — свои знания. Ещё следует упомянуть о редчайшем качестве Наталии Дмитриевны — умении сопереживать. Касается ли это успеха в викторине ''Знатоки поэзии'', успешно сданного экзамена, защиты диссертации. И неудач тоже...

В день рождения Наталии Дмитриевны, весной, в светлом месяце мае, дверь в её квартиру не закрывается. Идут ученики всех поколений, знакомые, друзья. И дарят книги, цветы, а она печёт удивительные пироги. Весь вечер не смолкают разговоры о театре, премьерах, живописи».

 Наталия Дмитриевна вспоминала, что когда она уходила на пенсию, ученики своими силами поставили концерт, посадили её на почётное место и выступали. Они подарили ей торшер. «И как они меня провожали: одна из учениц шла с торшером впереди, а сзади шла вся колонна моих учеников со мной во главе. Это было торжественное шествие. Все прохожие смотрели. Мы пришли на мою квартиру, водрузили там торшер и праздновали потом, ели вкусные вещи, сладости, в общем, гуляли. Вот так меня проводили». Уйдя на пенсию, Н.Д.Спирина не оста­вила свою преподавательскую деятельность и ещё много лет давала частные уроки.

Спустя годы в музыкальной школе, где работала Наталия Дмитриевна, на стенде появилась информация о ней, в которой говорилось: «...Наталия Дмитриевна Спирина — ветеран нашей школы, человек, посвятивший свою чудесную жизнь двум главным статьям: музыкальной педагогике и изучению и пропаганде творчества Н.К.Рериха и его семьи. (...) Поучительна, интересна судьба этой женщины, УЧИТЕЛЯ, рериховеда, лектора, экскурсовода, собирателя, пропагандиста, а самое важное — замечательного, интересного, доброжелательного, глубокого человека. (...) Много сил и здоровья, выдумки и изобретательности, требовательности вкладывала она в своих учеников. Зачастую ей отдавали учеников, с которыми уже никто не мог справиться, а Наталия Дмитриевна справлялась. Умела она развить творческую жилку, разжечь огонёк энтузиазма и поиска в своих учениках».

Наталия Дмитриевна не создавала новых методик обучения, но, работая в рамках обычной программы музыкальной школы, она являла совершенно новый и для многих не­обычный подход к детям — свою полную заинтересованность в каждом ребёнке и любовь к нему.

В выступлении на педагогическом семинаре Сибирского Рериховского Общества Наталия Дмитриевна сказала: «Идя к детям, надо начинать не с них, а с самого себя. Что мы несём им в себе? Этим обуславливается успех или неуспех дела. Зажечь дpугого может лишь тот, кто гоpит сам. Научить любить тот пpедмет, котоpый учитель пpеподаёт, он может только сам пламенно любя этот пpедмет. Увлечённость заpажает; добpота вызывает ответную pеакцию; кpайняя заинтеpесованность учителя в пpеподаваемом пpедмете непpеменно заинтеpесует в нём и учеников.

Дети очень подpажательны. Они воспpинимают и часто копиpуют и внешние пpоявления педагога — его манеpу деpжаться, говоpить, жестикулиpовать. Внешняя культуpа поведения способствует и ведёт к внутpенней духовной культуpе, так же как внутpеннее благоpодство влияет на манеpу поведения. Всё взаимодействует, и эта взаимосвязь должна быть осо­знана и осуществлена. И там, где слова не всегда доходят, там взгляд, жест, интонация голоса (тон, как говоpят, делает музыку) может дать неожиданные pезультаты. Закон взаимности действует: взаимоуважение, взаимная любовь, взаимопонимание, сочувствие, то есть умение состpадать и соpадоваться, — всё это пpивлечёт детей и сделает пpедмет пpеподавания более доступным для понимания, более усвояемым.

В какой бы фоpме мы ни внедpяли Живую Этику в детское сознание, независимо от их возpаста, непpеменным условием будет несение света в нашей ауpе; света, котоpый благотвоpно повлияет на ауpы учеников. ''Пылайте сеpдцами, твоpите любовью!'' Дpугого пути нет»6.


*(1) Листы Сада Мории. Зов. 7.05.1921.

2 Грани Агни Йоги. XIII. 471.

3 Агни Йога. 572.

4 Там же. 459.

5 На Восходе. 2003. № 9. С. 14–15.

6 Спирина Н.Д. Отблески — 1993. Екатеринбург, 1997. С. 30.



Назад в раздел : "ВОЗВЫШЕННАЯ МИССИЯ ТВОЯ...". Книга о Н.Д. Спириной.

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае