(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

«МЫ К ПРИРОДЕ ИДЁМ...». Стихи Н.Д. Спириной о природе

«МЫ К ПРИРОДЕ ИДЁМ...». Стихи Н.Д. Спириной о природе


Любовь Козырева

В предисловии к третьему тому Полного собрания трудов Н.Д. Спириной сказано, что она — «осново­положник поэзии Нового Мира». С полным основанием это можно отнести и к её стихотворениям о природе. В каждом из них заложена глубокая философская мысль. Поэт воспринимает природу как мыслитель и как внимательный и чуткий друг, которому понятен её язык и открыты все её тайны:

Мы к Природе идём
    повстречаться с деревьями, травами;
Нам кивают кусты,
    и цветы улыбаются нам...1

Вечно новая, «живущая космическим законом» природа врачует, вдохновляет и учит. А человек не покоритель и царь, а скорее дитя природы и брат всех её созданий, благодарно и бережно сотрудничающий с ней. Природа в стихотворениях Н.Д. Спириной мудра и совершенна, она самоотверженна и отзывчива:

...Как Природа чутка,
    как она нашу суть понимает;
Как отзывчива к нашим
    созвучным ей нежным рукам...2

«В ней есть душа!» — восклицает Фёдор Тютчев. Природа духовна, утверждает Наталия Спирина.

...И ты безмолвно учишь поднимать
Над миром чувств, как над кипящей лавой,
Свободный дух к высотам вечной Славы,
Где всё едино в Тайне — Свет и Тьма3.

В произведениях Н.Д. Спириной выражены не столько отношение человека к природе, сколько взаимоотношения человека и природы. Такой взгляд на природу есть то новое, что отличает её от предшествующих поэтов.

Уже в первом стихотворении, написанном Наталией Дмитриевной в 1944 году, — «Облака на заре» — наметились все тенденции её будущего творчества. Как по содержанию, так и по образности оно сразу определило высокую планку, которую задал себе автор. В нём мы вместе с поэтом восхищаемся красотой рассветного часа и испытываем чувство единения со всей природой:

...Ветви, напряжённые как струны,
В ожиданьи солнечной руки,
Силуэтом в небе чертят руны,
Благостно и радостно легки...4

В этих строках отразилась торжественность минуты и радость от приближения восхода. Поэт сравнивает ветви с напряжёнными струнами, ожидая вместе с деревьями солнечных лучей, как ждут любимых, ласковых и тёплых рук. Слово «руны», означающее «древние эпические письмена», придаёт четверостишию особую приподнятость. «Мир затих», и слитое со всей природой сердце человека устремлено ввысь. Последние строчки стихотворения звучат как привет Неба земле в ответ на молитвенный порыв к Высшему Миру:

...На заре, по небу голубому
Розовые ангелы летят! 5

Всё живёт в этом мире, и всё одухотворено. В стихотворении «Зима» мы попадаем в заколдованное царство спящего зимнего леса: «Деревья спят и тихо видят сны». Только в морозный день среди деревьев, осыпанных алмазными искрами, можно услышать таинственную, завораживающую тишину, в которую погружён лес. В этом «прозрачном ореоле тишины» люди и лес созвучны друг другу. Мы будем бережны к сну леса и лишь лёгким прикосновением поприветствуем его, а он «омоет наши души».

«В этот волшебный вечер» — так начинается ещё одно «зимнее» стихотворение Наталии Дмитриевны. Тихий вечер. Откуда-то сверху летят и летят бесконечные рои снежинок, и кажется, что это не снегопад, а само небо в каком-то волшебном сне сходит к нам на землю. Но сон не затуманивает сознание, наоборот, сон — это грёза о новых, святых временах. Чистота снега, праздничность вечера уносят мечту в будущее, когда

...Дух, победив в бореньях,
Будет освобождён.
Будет бело и чисто,
Радостно на земле —
Как в этот вечер мглистый,
Как в этом светлом сне!6

Когда мы читаем стихи Н.Д. Спириной о природе, у нас возникает особое состояние единения с природой: мы как бы изнутри, из её лона, переживаем то, что с ней происходит. Мы чувствуем то же, что и она, видим её глазами и слышим её ушами.

В стихотворении «Вечернее» перед нами разворачивается картина закатного неба, на котором расцветает ода огненных красок. Любуясь пламенеющими облаками, автор в своём воображении устремляется вслед за ними. Поэт видит в них пример того, как легко можно оторваться от земли и ринуться в полёт, ввысь, «в лазурные долины». Облакам у Наталии Дмитриевны чужды «тлен» и «гнёт» земли. В этом она близка М.Ю. Лермонтову, который, обращаясь к тучкам небесным, говорит: «Чужды вам страсти и чужды страдания» («Тучи»). Но если стихотворение Лермонтова наполнено грустью, то «Вечернее» излучает радость: легко и радостно лететь за облаками «на вершины, заоблачных высот чертоги достигать...».

Наталии Дмитриевне нетрудно вдруг оказаться высоко в горах, и не важно, «в мечтах или в плотном теле» («Горы»). Вместе с ней мы почти реально ощущаем озонированный «воздух снегов», и видим «отблески звёзд на льдинах», и вслушиваемся в неземную звенящую тишину. Поэт — из того орлиного племени людей, которые любят горы. Там, за вершинами высочайших гор, находится Братство. Оттуда был послан Камень счастья, и скалы были живыми свидетелями, как по «неровным, скользким, острым» уступам спускался Белый конь с Сокровищем Мира:

...Лики скал дивятся каменело
В напряжённой гулкой тишине
Огне-голубому озаренью,
Проплывающему на коне...7

В духе или в теле она была в глухом бездонном ущелье, среди крутых скал, чтобы услышать эту напряжённую гулкую тишину?

Как музыканту, Н.Д. Спириной свойственно чутко прислушиваться к звукам природы. У леса, у гор, у времён года своя песня, свой голос и своя тишина: «солируют птицы под ритмы ударные дятла» («Природа»); «музыка снегов нам звучит хоралом белоснежным» («Ночь»); «оркестр сверчков — стрекочущий поток»...

Разнообразные ритмы мы слышим в стихотворении «Голос реки». Здесь целый хорал, где звучания отображены не нотами, а словами. Чтобы услышать все эти ритмы, поэту нужно было вместе с рекой проделать весь её путь, ведь в одном месте её говор будет не таким, как в другом. Здесь река свободно перекатывает воды среди валунов и слышны всплески и переливы; там, переходя в пороги и водопады, она становится грозной и усиливается многократно шум бурливой воды, а тут она зажата между скалами и её многоструйные голоса сливаются в могучий монолитный аккорд. Поэт делится с нами восхищением перед стремительным, напористым характером горной реки, которой не страшны никакие препятствия. А воображение автора летит дальше, в скалы, где «каскады её звучаний» подхватывает эхо, и ещё дальше, в пространство, где голос реки и дух человека встречаются в сердечном обмене.

Все звуки природы благословенны, всё, чем одаривает она, приносит радость, и всё же более всего любимо поэтом торжественное, молитвенное безмолвие:

Тишина, столь любимая нами,
Ты — наш друг, ты сопутствуешь нам;
Ты в себя допускаешь ночами,
Ты зовёшь нас к себе по ночам...8

Слово «тишина» мы часто встречаем в произведениях Н.Д. Спириной, ей посвящено отдельное стихо­творение. «Когда мы входим в зону Света, в благоуханье тишины», — пишет она, подразумевая, наверное, под словом «мы» всех людей. Где на земле есть это место, эта зона благоуханной тишины? Многие ли могут назвать тишину своим другом в наш век, когда многие боятся тишины, как боятся и одиночества? Думается, что взгляд поэта в этом стихотворении обращён в будущее, в то будущее, когда тишина станет составляющей нового, гармоничного мира.

Поэт мыслит образами, которые под силу только гигантам. Она и была гигантом духа. Громадные скалы для неё братья («Скалы»), и ей внятен их тысячелетний ритм жизни. На планету нашу она взирает из глубин Космоса, откуда Земля видится «как на море челнок» «в голубом потоке» («Небо»). Само космическое пространство не что иное, как «колодец звёзд, закинутый наверх». Сколько лёгкости, сколько игры в этом стихе! Так просто кто-то взял и закинул наверх весь этот океан звёзд. В то же время автор не преуменьшает немыслимого величия пространства. О беспредельности и одухотворённости Космоса, который смотрит на нас живыми глазами, сказано максимально лаконично и выразительно:

Колодец звёзд,
            закинутый наверх!
Твоих глубин
            никто ещё не мерил.
В твои глаза
            смотрел цветок и зверь,
И человек
            в тебя извечно верил...9

У Н.Д. Спириной есть произведения, которым анализ может только повредить. Таково стихотворение «Ноктюрн». Каждая строчка в нём — это восторг и благодарность за красоту, за ласку ветра, за алмазы росы, щедро рассыпанной по травам и кустам. Всё проникнуто светлой радостью. Мы вместе с автором растворяемся в голубом свете лунной ночи.

Два стихотворения об осени хотя и названы одинаково («Осень»), но совершенно различны по слогу и по ритмике. Одно описывает начало осени, другое — листопад в самом разгаре. В первом — бегущее в трудах и хлопотах время вдруг замедляет ход перед первыми признаками осени. Уже поблёкла зелень и созрели плоды. Наступает та дивная пора, когда природа как бы приостанавливает свой ход, чтобы приготовиться к важным для неё переменам. Незаметно она уже вплотную подошла к ним. В недвижном воздухе сильнее аромат цветов, глубже синь неба и ярче белизна облаков:

...В небе осени — синь, в облаках — белизна алебастра;
Незаметно к зиме изумрудные дни подошли.
А в саду золотом раскрываются пёстрые астры,
Разгораются астры — осенние звёзды земли10.

Дни изумрудной зелени позади, но нет грусти, ведь впереди золото осеннего убранства, а сад расцвечивают пёстрые астры. Это стихотворение написано пятистопным анапестом, чем подчёркивается неспешный ритм короткого промежутка между летом и осенью. Совершенно другой темп во втором стихотворении, здесь другой размер, короче строка. Нет ни тишины, ни покоя. Осень набрала полный ход, каждый день изменяет лицо земли:

В звонком ветре осень нам поёт,
Листья разлетаются как ноты;
И на крыльях золота Природы
Время совершает свой полёт...11

Летит время, разлетаются листья. Вместо тишины поёт звонкий ветер. Всё сильнее выделяется тёмно-зелёное море хвойных лесов. Короток миг золотого листопада.

Одной из особенностей поэзии Н.Д. Спириной является то, что в её стихах все создания, «от былинки до звезды», живут одухотворённой жизнью и стремятся к сотрудничеству с человеком. Отсюда исходит братское отношение ко всему живому: любовное, бережное, заботливое, часто уважительное и восхищённое. Другая особенность: описывая явление или мгновение жизни природы, поэт этим не ограничивается, а как бы приподнимается над ним, оценивая его значение с высоты космоса или будущего. И ещё очень важно, что Наталия Дмитриевна воспринимает окружающий мир как музыкант. Музыкальные образы щедро рассыпаны по её стихотворениям.

Остаётся только добавить, что в стихотворениях Н.Д. Спириной о природе царит спокойное, ровное и радостное настроение.

Фото: Н.Д. Спирина. Новосибирский Академгородок. 1970-­е гг.


1 Спирина Н.Д. Природа // Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 190.

2 Там же.

3 Спирина Н.Д. «Есть нечто выше чистоты и скверны...» // Там же. С. 189.

4 Спирина Н.Д. Облака на заре // Там же. С. 203.

5 Там же.

6 Спирина Н.Д. «В этот волшебный вечер...» // Там же. С. 201.

7 Спирина Н.Д. Сокровище Мира // Там же. С. 236.

8 Спирина Н.Д. «Тишина, столь любимая нами...» // Там же. Т. 3. С. 192.

9 Спирина Н.Д. Небо // Там же. С. 196.

10 Спирина Н.Д. Осень (1996 г.) // Там же. С. 209.

11 Спирина Н.Д. Осень (1977 г.) // Там же. С. 200.



Назад в раздел : ВОСПОМИНАНИЯ об Н.Д. Спириной

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае