(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Великий огненный пример следования Живой Этике

Великий огненный пример следования Живой Этике публикация: Журнал "Восход" № 10-11 (246-247), Октябрь-Ноябрь, 2014
автор(ы): Василькова Нина


Наталия Дмитриевна Спирина. 1997

Наталия Дмитриевна Спирина. 1980-­е гг.

Нина ВАСИЛЬКОВА, Сибирское Рериховское Общество

«Явление Учителя в жизни земной есть дар редчайший»1, — сказано в «Гранях Агни Йоги». Великое счастье выпало многим из нас — встретить духовного наставника в лице Наталии Дмитриевны Спириной, указавшей нам кратчайший путь к Истине, путь к совершенствованию. «Являть собою Учение, то есть Истину, может лишь утвердивший его в себе. Нужны исповедники Истины. Много говорящих и слушающих, но мало применяющих и исповедывающих»2. «Приложение принципов в жизни делается устремлённым действием. Пустое слово оставляет соответственное наслоение, но действие огненного сердца вызывает и зажигает огни в сердцах окружающих»3, увлекая за собою многих, не ведающих поначалу, какой трудный путь им предстоит. Преданных Делу Владыки сотрудников очень мало, «и не подготовить их в одночасье: нужны тысячелетия совместной работы, — сказано в «Гранях Агни Йоги». — Отсюда особая ценность каждого, могущего давать. Самая трудная раздача — даров духа. Их надо иметь, прежде чем раздать, и надо накопить, прежде чем иметь. (...) Отдача не всегда должна быть видимой или словесной: излучение ауры постоянно насыщает ауры людей и пространство невидимо, неслышно и яро»4. Истинный Светоч вряд ли скажет, что он даёт, скорее будет утверждать, что этот дар идёт через него от Иерархии.

Этот доклад посвящается одному из таких Светочей, нашему земному учителю — Наталии Дмитриевне Спириной, жизненный путь которой был огненным примером следования основам Живой Этики, примером приложения полученного Знания в жизни, не имевшим для нас аналогов. Каждая встреча с ней была духовным обогащением, получением даров, даваемых каждому по потребности. И кто сможет учесть всходы этих духовных посевов?! О таких по­движниках Великим Учителем сказано: «Мои идут впереди, пробивая путь и добиваясь того, что когда-то станет достоянием всех благодаря их усилиям. (...) Они — двигатели эволюции. И с ними — Учителя Мудрости»5. Ныне этот подвиг утверждается среди земной жизни, в кипящем котле событий, чтобы дать человечеству «свидетельство утверждения Огненной Йоги в миру, среди самых обычных и невыносимых условий жизни»6, дабы примкнули все желающие к этому огненному пути.

«Сознание носителя света всегда принадлежит плоскости высшей, чем сознание людей, его окружающих, и его современников. В этом его трудность, и в этом его подвиг. (...) Приходится жить в тисках низших сознаний. Эту тягость окружающего несовершенства приходится нести не только Им, Высшим, но каждому высокому утончённому духу, — говорится в «Гранях Агни Йоги». — Там, где низшее сознание чувствует себя как рыба в воде, задыхается и страдает сознание утончённое. В своём развитии оно шагнуло далеко вперёд, а вращаться ему приходится в грубых, несовершенных и не соответствующих его уровню условиях. (...) Но через чистилище надо пройти, чашу яда испить, давление низшей сферы претерпеть и выйти победителем из этого непрекращающегося столкновения высшего с низшим. И не только победить, но и посильно поднять общий уровень мышления человеческого. Как буксир тянет за собою баржи, замедляя бег свой, так и служитель Света все энергии свои полагает на Служение Общему Благу. Лёгких подвигов не бывает, также не бывает лёгкой жизни тех, кто следует за Владыкой»7.

Истинная сущность служителя Света невидима для нас, она «заключается в энергиях, исходящих из микрокосма человеческого в окружающие сферы и поляризующих их соответственно. (...) Не следует понимать Служение как хождение и проповедь: самое великое и значительное всегда совершается в молчании»8. «...Дух высокого напряжения питает окружающее и походит на одинокую башню, царящую над пространством. Оттого люди притягиваются с малых лет к таким магнитам»9, чувствуя их силу, нуждаясь зачастую и в непосредственном руководстве.

В чём же заключается руководство служителя Света? «Конечно, в указаниях самого нужного и в обережении от самого опасного»10, — отвечает Живая Этика. И сделать это надо «невидимо и неслышимо», не вторгаясь в личную карму. Какой же степенью знания нужно обладать, чтобы не нарушить тонкие грани Космического Закона?! И такие знания были у нашей Ведущей. Мы имеем об этом многочисленные свидетельства. Воспоминания тех, кто шёл под чутким руководством Наталии Дмитриевны, зафиксировавшие лишь часть её работы, могут помочь вступающим на путь духа.

Указания, данные в Живой Этике, мы порой воспринимали буквально, чаще применяя их не на духовном, а на физическом плане. Один из классических примеров: призыв Великого Учителя оставить отца, мать, жену, детей и всё достояние своё и следовать за Ним, означавший отказ и отрешение в духе, понимался многими дословно. До того, как нам стали доступны письма Е.И. Рерих, слова Владыки «ударившему тебя по правой щеке подставь левую» некоторые поняли как непротивление злу. А ведь это, как объяснила нам Наталия Дмитриевна, было сказано по отношению к астральному проводнику, которому нельзя дозволять ярого ответного проявления на обиду или оскорбление. Таких положений, трудных для понимания, было немало, требовалась помощь земного учителя. Бережно и осторожно вела своих учеников Наталия Дмитриевна. Её ответы на вопросы по Учению были жизненно необходимы многим ищущим Света и стремящимся к совершенствованию. Какое нужно было иметь терпение, а главное — Знание, чтобы давать его, и давать по сознанию множества людей, на протяжении многих лет заполнявших залы во время «круглых столов» или конференций! Это значило — стоять на высокой ступени. Сказано: «Чем больше учитель, тем большему числу сознаний может он созвучать и ответствовать»11. Нелегко среди тьмы «подниматься и нести других в высшие сферы. Но это труд начинателей Нового Мира»12, — говорит Учение Живой Этики.

Знание даётся по мере накопления опыта, поэтому жизненные испытания так трудны и разносторонни. Насколько тяжела была земная жизнь Наталии Дмит­риевны, известно многим из нас. Суровые условия нужны, как сказано, «дабы силы ваши не ослабли, дабы огонь духа окреп и научилось сознание сильно, бодро и бесстрашно встречать любые условия жизни. Ставлю в условия невыносимые, чтобы мощь ваша возросла, чтобы никем и ничем не устрашились... (...) Не в этом ли тайна того, почему избранные Мои имели столь трудные жизни? Сила родится в борьбе и преодолении»13.

Когда дух трансмутирует свои огни в тончайшие духовные проявления, он зажигает и другие сердца, ибо это его назначение. И сколько сердечных факелов было зажжено нашей Ведущей и объединено для Дела Великого Учителя! Из Учения знаем, что «такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии»14, они являются фокусами, на которые устремляется Высший Луч. В Живой Этике сказано: «...Наша вибрация никогда не будет забыта испытавшими её. В ней есть и радость, но и такая напряжённость, что не каждое сердце выдержать может»15. О том, что Наталия Дмитриевна работает под Высшим Лучом, мы узнали из писем Елены Ивановны Рерих. Так, в письме к Б.Н. Абрамову от 21 мая 1951 года Е.И. Рерих передаёт слова Великого Учителя о Наталии Дмитриевне: «Она... стала Мне полезной и прекрасной сотрудницей. Яро помогу ей в её работе в Моей лучшей стране»16.

Быть сотрудником Высших Сил — значит соприкасаться с высшими энергиями и быть огненным приёмником, воспринимать мысли Учения. На земном плане это вылилось в поэтическое и литературное творчество Наталии Дмитриевны — бесценный дар человечеству, дающий возможность поднять и преобразить дух, дать новое понимание космической Красоты. И при этом она никогда не называла себя учителем, на просьбы приезжавших к ней поделиться опытом водительства отвечала: «...я не осуществляю духовного водительства, я сотрудница и всегда говорю это. Если что-то я знаю немного больше, потому что очень много лет читаю Учение и делюсь этим, — это не значит водительство, это всё сотрудничество»17. В Учении сказано: «Наш сотрудник не назовёт себя посвящённым и не будет хвастаться своею исключительностью»18.

На вопрос, какие качества учителя являются наиболее ценными, Живая Этика отвечает: «Надо предпочесть того учителя, который идёт новыми путями. Каждое слово его, каждый поступок его несёт на себе печать незабываемой новизны. Это отличие создаёт зовущую мощь»19.

Именно таким учителем была Наталия Дмитриевна, призывавшая нас жить активно: несмотря ни на какие неприятности и противодействующие условия продолжать работать, продолжать приобретать знания и делиться ими с другими, радоваться будущему, таким образом приближая его. «Если мы не будем так жить, так бороться и так утверждать всё новое, что нужно для преодоления старого, тогда мы и не будем расти, а будем мечтать о среднем существовании бе­зответственного "дитяти", с которого многое не спросится...»20 «Эволюция — это постоянная замена старого новым, то есть смещение уходящего, отжившего, и утверждение на его месте новой жизни, — утверждала Наталия Дмитриевна. — Смещение постоянно происходит и в науке, и в технике, и в искусстве, и в духовной сфере, сообразуясь с космическим законом, утверждающим то, чему необходимо наступить в данное время взамен отжившего старого»21. «Эволюция — это раскрытие, развёртывание, а вовсе не стоячее болото»22.

К новой жизни, к Новому Миру устремлял нас земной учитель, при этом не оказывая никакого давления, не утверждая ничего насильно. Напротив, Наталия Дмитриевна говорила, что человек добровольно должен познать необходимость восхождения. «Сказано: кто сегодня не ищет Света, не значит, что не восплачет о нём завтра»23. Из книг Учения знаем, «что Руководитель не может насиловать свободную волю ученика, но в то же время руководство должно продолжаться. Эта задача трудна даже для опытного Руководителя»24. Каким же мощным духом нужно было быть, чтобы преисполниться подвигом самопожертвования и отдать себя на смиренные труды во благо людей?!

О таких Светочах в Живой Этике говорится: «Они несут тяжкое бремя в сердце. Они несут его за явленное человечеством напряжение. Они несут бремя всего несоответствия. Это смирение есть искупление. Кто отдаст себя на подвиг испития чаши яда? Кто возьмёт на себя Щит Огненный на благо человечества? Кто решится на принятие огненных энергий? Кто явит понимание всего космического напряжения? Истинно, тот, кто созвучит Силам Высшим. Ведь человечество привыкло требовать Благо, но так редко человек мыслит о давании. Так смирение подвижника, несущего чашу огненную, есть высшее смирение. В чаше огненной заложены искупление и охрана духа человечества»25. «Потому нужно всегда почитать тропу самоотверженности, ибо каждое продвижение по лицу Земли, утверждающее героизм духа, есть явленный залог нового начала»26. Эти строки из Учения можно отнести и к нашему земному учителю, Наталии Дмитриевне Спириной, ведь в них отражена вся суть её внутренней жизни.

Из книг Живой Этики известно, что каждый служитель Света встречает на своём пути противника по силам, как пробный камень для испытания духовной крепости. Также мы знаем, что светлые созидания всегда сопровождались предательством, являвшимся тенью строения.

На долю нашей Ведущей выпало немало таких пробных камней — поносителей и предателей. Часть из них известна из специальных газетных выпусков издательства СибРО, часть осталась для истории
безымянной. Как писал Святослав Николаевич Рерих, «эти безжалостные "тени" необходимы, ибо доказывают будущим поколениям, что Истина в конце концов торжествует»27. Ничто не сможет сломить дух Агни Йога. Он — нить, связующая земной мир и высшие сферы, он «есть собиратель новой расы»28, сказано в Письмах Е.И. Рерих.

Наталия Дмитриевна приняла духовную эстафету от Бориса Николаевича Абрамова, ученика Рерихов, тем самым включившись в Иерархическую цепь Света. Огненная вестница мощью своего магнита объединяла людей новой духовной расы. Сама она этого не утверждала, лишь говорила: «...шестая раса назревает, и мы помогаем духам шестой расы как-то определиться, иначе очень трудно было бы. Без книг, без картин, без выставок как бы люди жили? А ведь это такое питание!»29 «Все... книги отзывов обязательно берегите, собирайте. Это история — история становления и развития Новой Расы»30. «Из кого она будет состоять? Она же нам с неба не свалится. Мы должны быть зёрнами, зародышами этой шестой расы, мы и наши дети»31.

«Работники огненные увлекают за собой людей, как поток песчинки, — говорится в «Гранях Агни Йоги». — Убедительность огненная не нуждается в словах. Личный огненный пример создаёт и победителей, и последователей, а главное, учеников»32. И этим огненным примером для нас была наша Ведущая — Наталия Дмитриевна Спирина.


1 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 91.

2 Там же. 213.

3 Мир Огненный. III. 164.

4 Грани Агни Йоги. 1955. 555.

5 Там же. 1954. 61.

6 Там же. 1953 (I). 220.

7 Там же. 1954. 28.

8 Там же. 1955. 555.

9 Листы Сада Мории. Озарение. 3 – III – 2.

10 Аум. 489.

11 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 293.

12 Сердце. 292.

13 Грани Агни Йоги. 1954. 58.

14 Мир Огненный. I. 525.

15 Надземное. 5.

16 Рерих Е.И. Письма. Т. 9. М., 2009. С. 46.

17 Собеседования // Восход. 2005, № 6. С. 6.

18 Надземное. 67.

19 Община. 118.

20 «Возвышенная миссия твоя...» // Восход. 2005, № 1. С. 4.

21 Собеседования // На Восходе. 2002, № 2. С. 9.

22 Собеседования // Восход. 2004, № 4. С. 6.

23 Мир Огненный. I. 622.

24 Надземное. 561.

25 Мир Огненный. III. 25.

26 Там же. 43.

27 ...Действовать во имя добра — наш священный долг: Переписка Святослава Рериха с Кэтрин Кэмпбелл. Т. 2. М., 2013. С. 268.

28 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. С. 50 (11.09.1929).

29 Собеседования // На Восходе. 2000, № 12. С. 17.

30 Собеседования // Восход. 2006, № 11. С. 7.

31 Беседа Н.Д. Спириной с сотрудниками СибРО // Восход. 2013, № 8. С. 16.

32 Грани Агни Йоги. 1953 (I). 113.




Назад в раздел : ВОСПОМИНАНИЯ об Н.Д. Спириной

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае