(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
|||||
|
«ОНИ ПЛАМЯ НЕСЛИ...»
В творчестве Наталии Дмитриевны Спириной особое место занимает тема Великих Светочей Мира. Она широко представлена в её очерках, сказах и стихах. Одно из стихотворений так и называется — «Светочи Мира»:
Как маяки в безбрежном океане
Они стоят в земном густом тумане, Солнцеподобны и неугасимы, Исполнены божественною силой В сердца людей вселять любовь и свет, Не меркнущий в ночах смертей и лет...1
«Светочи Мира» — так был назван и цикл бесед, посвящённых Великим Учителям человечества, созданный Наталией Дмитриевной совместно с сотрудниками СибРО. Беседы прозвучали по новосибирскому радио в начале 1990-х годов, с повтором по просьбе радиослушателей. Аудиозаписи этих бесед очень быстро разошлись по стране и за её пределами, их тексты были опубликованы в отдельных сборниках и позже в Полном собрании трудов Н.Д. Спириной. Тема Светочей Мира очень обширна; задача автора — направить внимание на великие образы, чтобы мы смогли понять их значение для нашего духовного пути.
...Они пламя несли,
зажигали огни на планете; Приносили дары, не считая, не помня числа. Они знали — их ждут, и за судьбы людские в ответе Они станут, когда новой Юги наступит пора...2
Кто же может быть причислен к Светочам Мира? На этот вопрос находим ответ у Наталии Дмитриевны: «И у нас, и на Западе много святых и подвижников, но не всех их можно назвать Светочами Мира. (...) Масштабы их деятельности были глобальны и на много веков вперёд. Ведь только сейчас наука начинает дорастать до Джордано Бруно, которого сожгли за утверждение того, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца и есть дальние миры»3.
...Он раздвинул наш мир
за предел галактических звёзд И Космический Разум размерами не ограничил; Но построил меж Ним и земным пребыванием мост, Уводящий за скудные догмы воззрений привычных. О, какой безграничной взлетала крылатая мысль В беспредельные дали, что ввысь от Земли увлекали, Открывая нам замысел Высший и внутренний смысл Очевидности плотной, чтоб мы до Небес дорастали4.
«...Бывают разные ступени и размеры святости. А Светочи Мира — это на все народы, на всю землю, это уже глобально»5, — говорила Наталия Дмитриевна. Смысл их подвига можно выразить короткой фразой из её Слова «Грани Культуры»: «...Светочи Мира расставили нам вехи духовного пути, пролегающего через земную жизнь, "чтобы во тьме не заблудиться нам"»6. Продолжим сказанное цитатой из «Граней Агни Йоги»: «...пройденные Ими ступени заложены были для человечества, чтобы оно по ним поднималось, и, будучи заложены в прошлом, в обороте спирали времени они служат основой и фундаментом для создания великолепия ступеней будущего, как ближайшего, победно приближающегося, так и далёкого, скрытого за завесой времён»7. Чтобы нам лучше представить уровень духовных Светочей, приведём фрагмент из Сказа Наталии Дмитриевны «Егор»: «Великие наши подвижники, Светочи Мира, преодолели трёхмерный мир. Они вышли за пределы очевидности в сферы огненной действительности, в то измерение, где "всё едино, всё везде". Они постигли делимость духа, когда он, как неубывающее пламя, может неограниченно делиться и направляться туда, где нужен свет, нужна помощь, где их призывают во спасение души и жизни. Их видят сразу во многих местах, проявляющихся и действующих, и как-то не удивляются этому, смутно чувствуя высокую закономерность иного мира. И сколько таких эпизодов можно найти в легендах и в житиях святых, подвигами которых озарена наша планета»8. Воплощённой Помощью Наталия Дмитриевна называла Святого Николая Чудотворца, отмечая, что «самым главным чудом для нас является неиссякаемый источник его любви и сострадания, его безотказная отзывчивость на призывы, устремлённые к нему со всех концов света. Этот вселенский святой откликается на зов каждого, независимо от его вероисповедания», и поток этой помощи «не прекратится до тех пор, пока люди будут призывать её»9.
Любовь — самый мощный магнит,
Она приближенье творит, Она сокращает пути, Она помогает дойти, Она зажигает огни. Любовь — самый мощный магнит!10
Как писала Наталия Дмитриевна, духовные Светочи «появлялись во всех странах в разные века. Их называли пророками, духовными учителями, подвижниками, святыми и даже богами. Все Они напоминали о том, что, казалось бы, было известно человечеству испокон веков, а именно: о бессмертии духа, причинно-следственной связи всех явлений в Космосе и существовании Высших, или Старших, Братьев человечества. Они не переставали жертвовать собой во имя продвижения людей на их эволюционном пути»11. О Светочах сказано в «Гранях Агни Йоги»: «На пределе напряжения, как по струне бездну, проходили Они путь, именуемый жизнью земной, проходили среди поношения, среди непонимания, среди глумления, среди слепых и глухих несли Они светоч знания. Тяжек был Их путь среди мрака. Их жребий был только давать, и Они давали каждому приходившему, не спрашивая, кто ты и како веруешь. (...) И в великом одиночестве совершали Они путь свой»12.
...Мудрость, не была ли ты гонима
Из страны в страну, из века в век? Оттого ли так неотвратимо Обнищал и гибнет человек?!13
По словам Наталии Дмитриевны, людей невозможно научить «вечным законам Бытия, не пройдя через них самому. В этом отличие лекции от проповеди. Лектор снабжает слушателей информацией, проповедник-подвижник ведёт последователей. Продвижение есть подражание. Для подражания нужны живые образцы, конкретные примеры»14, ведь сейчас на смену эпохи поклонения идёт эпоха подражания Великим Светочам. «В Кали Юге мы поклонялись, — писала Наталия Дмитриевна. — Это нас ни к чему не обязывало. Мы воздавали почитание, и на этом заканчивались наши взаимоотношения с Высшими Силами Света... А Они ждали от нас следования за Ними, Они звали нас в нашей малой мере уподобляться Им и тем самым продвигаться по пути эволюции. Они хотели, чтобы мы были Их сотрудниками, но нам проще было оставаться безответственными рабами Божьими. Это не требовало напряжения всех наших сил, духовных и физических, которые необходимы для подражания. С рабов какой спрос? Так мы дошли до края пропасти человеческой деградации; и планета заколебалась под нашими ногами. Если мы не начнём подражать Высшему, Сатия Юга не состоится»15. Наталия Дмитриевна указывала, что конкретно мы можем взять для подражания Светочам Мира. В её Слове о Преподобном Сергии сказано: «...мы можем начать понемногу перенимать у Него искренность и чистоту души, сочувствие к людям и всему живому, любовь к труду, смирение в служении ближним и забвение себя, простоту в обращении, непоколебимую веру в Высшие Силы и Их Помощь»16 — и тем самым приблизимся к Святому Сергию. В Слове о Христе Наталия Дмитриевна пишет: «Две основные заповеди дал Он нам — о любви к Богу и о любви к ближнему... В первом случае требуется полное отрешение от себя, самозабвенная любовь к Богу всем сердцем, и всею душою, и всем помышлением; вторая — приравнивание себя ко всем остальным и ко всему остальному. Ибо под ближним подразумевается всё сотворённое сущее — и все существа, и вся природа, и планета наша, и Космос. При наличии любви нет ни к чему и ни к кому безразличного отношения, а есть желание блага и добра всем и всему как себе самому. И в этой второй любви человек входит во всё мироздание как его частица, растворяется в нём; и всё, что происходит в этом мироздании, — совершается с ним самим. (...) И если ближнему можно помочь куском хлеба, то для пространства нужна наша добрая и светлая мысль. Слова "пусть будет миру хорошо" с вложением в них чувства сердца — это тоже даяние той Вселенной, в которой мы живём»17. Слова восхваления и почитания Высшим Силам не нужны, писала Наталия Дмитриевна. «Они стремятся поднять нас до Себя и ждут от нас усилий в этом направлении, которые будут Ими всемерно поддержаны. (...) Если мы этих усилий не проявим, наши восхваления Им ни к чему. Эта установка нова и непривычна; но на пороге Нового Мира приходится пересматривать укоренившиеся понятия, иначе мы останемся прежними. Также нам надо понять, что подражание отнюдь не исключает почитания. Подражание есть почитание в действии»18. Поэтому Великий Учитель призывает нас — «"Собирайте себе сокровища в духе, и тогда Светочам Мира, поистине, уподобитесь". Свет от Света. Собравший Свет его излучает. (...) Это и будет путём восхождения, ибо Свет сгущённый, кристаллизованный внутри, подобно легчайшему газу, возносит сферу микрокосма человеческого в Высшие Сферы. Создаётся магнит притяжения к Наивысшему»19.
По гладкому камню подняться к Высотам —
Таков предуказанный путь; Оставив в низинах земные заботы, В глубины небес заглянуть. Взглянувший назад — превращается в камень; Вперёд увлечённый — на крыльях летит; Стремленье к Основам слагая веками, До цели мы сможем дойти. И мы не отступим. Нас ждут в поднебесье Иные, родные миры; И жизнь превратится в чудесную песню — В единый к Вершинам порыв20.
А как хотела Наталия Дмитриевна приблизить детей к Светочам Мира! На одном из «квадратных столов» (1994 г.) она предложила использовать сборники о Светочах как учебное пособие для детей. «Детям это интересно слушать, изложено довольно доступно, — говорила она. — Детские души должны откликаться, даже если их никогда этому не учили, — что-то западёт обязательно, не может быть, чтобы это не запало. А потом даст свой результат»21. Позже, тоже на «квадратном столе» (1996 г.), когда речь зашла о том, как приучать детей помнить Иерархию, Наталия Дмитриевна предложила сборники о «Светочах Мира» сделать в переложении для детей — «изложить доступным языком, с картинками, дать жизнеописание этих великих людей. Рассказать, почему они герои и героини, почему святая Тереза героиня. Какой пример: аристократка, богачка — и вдруг нищая монахиня, в простой телеге. Так же и Франциск, сын богатого купца... Это для детей так близко, когда он с кузнечиком разговаривал: "Брат мой, кузнечик, пой, хвали Творца", — для святых всё было живое»22.
...Он утверждал вселенское родство
Создателя и созданного мира; Ему был братом человек и волк И сёстрами былинки и светила. Всех призывал он восхвалять Творца, Больших и малых: «Пой, кузнечик, пой!» И с ними в гимне воспевал Отца И вёл их в рай нехоженой тропой. И всё внимало пламенным речам О том, что изначала суждено Вернуться нам к Началу всех Начал, В любви вселенской слиться с Ним в одно...23 Изучая жизнь Светочей Мира, мы поймём, писала Наталия Дмитриевна, «что люди, телесно такие же, как мы, могут, при правильном духовном развитии, приобщиться к Высшему миру»24. Она утверждала: «Жизнь на Земле может преобразиться только осознанием и применением тех духовных Основ, которые утверждались Великими Учителями всего мира во всех веках. Значение этих Основ сейчас актуально как никогда. От их реализации зависит судьба планеты. Изучение и применение всего данного этими Светочами Мира — вот призыв настоящего момента на бесконечном пути планетарной эволюции»25.
Вершина едина, но много путей,
Ведущих к зовущей её Высоте. По разным дорогам к ней люди идут, А там, на Высотах, их Светочи ждут, Готовые помощи руку подать, Не дать оступиться иль ринуться вспять. И тот, кто надземных Друзей полюбил, Не будет отринут, не будет забыт26.
1 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 291.
Назад в раздел : ВОСПОМИНАНИЯ об Н.Д. Спириной |
||||