(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

ЖИЗНЬ В ХАРБИНЕ. Духовные искания



В 1934 году (в то время Наталии Дмитриевне было 23 года), во время экспедиции по Маньчжурии, в Харбин приехал Н.К. Рерих с сыном Юрием и прожил здесь некоторое время. «К сожалению, я тогда ещё не была знакома с Учением Живой Этики, данным через Рерихов, и к нему лично я не подошла, — вспоминала Наталия Дмитриевна, — но помню их выступления в больших залах нашего города, где они рассказывали о своей экспедиции и встречались с людьми. А моя встреча с ним произошла через монографию "Рерих", изданную в Риге в 1939 году, когда я познакомилась с ним как с художником. Книга "Пути благословения" была первой книгой Рериха, которую я прочла. Она произвела на меня огромное впечатление и приобщила к Рериху не только как к художнику, но и как к мыслителю, писателю, поэту, общественному деятелю».

Это была пора напряжённых духовных исканий.

«По мере моего роста религия — официальное православие — перестала меня удовлетворять, потому что она не отвечала на самые глобальные вопросы: о законах бытия, космоса, жизни, потустороннего мира. Так, например, ответа на вопрос, что же будет после смерти, я не находила. Обещанные церковью вечные муки или вечное блаженство были неприемлемы. Я начала искать. Со временем пришла возможность познакомиться с учениями Востока о нескончаемости жизни и прохождении души через различные материальные формы. Я прочитала популярно изложенные книги Рамачараки обо всех йогах и другие книги по восточной философии».

В 1941 году Н.Д. Спирина знакомится с книгами Учения Живой Этики. Первой из них стала книга «Аум». Именно тогда, по словам Наталии Дмитриевны, произошло её подлинное, духовное рождение. Она вспоминала: «Первая фраза, которую я прочла, раскрыв наугад книгу, была: "Молитва есть возношение и восхищение. Молитва есть провод к потоку Благодати". И я сказала себе: "Это моя книга, это то, что я искала". До сих пор я знала и слышала в церкви молитвы, которые в основном заключались в словах "подай" и "помилуй", то есть концентрировали на себе. А тут был как бы выход из склепа самости в необъятные просторы возносящей в небо любви к Высшему.

С тех пор я стала читать и изучать книги Агни Йоги. Эти книги были в русских библиотеках, их никто не запрещал до прихода наших [советских войск] в 1945 году, — тогда всё было изъято, а до этого можно было их и покупать, и заказывать через "Книгу – почтой". Одним словом, я полностью занялась изучением Учения Живой Этики, или Агни Йоги, потому что там я получила ответы абсолютно на все свои вопросы, поняла смысл жизни, её предназначение, — одним словом, я получила мировоззрение.

Мне стало ясно, что Агни Йога есть синтез всех религий и йог в их чистом виде. Все отрывочные знания, накопленные к этому времени, упорядочились в стройную систему, всё встало на своё место, на всё был найден ответ. Оставалось изучать данное Учение во всех подробностях и пытаться претворять в себе и прилагать к жизни. "Изучение путём становления" — изучать практикуя. Это трудный, но единственный путь постижения основ Бытия. Лёгкий путь, которым многие идут, к перерождению не приводит».

В 1944 году Наталию Дмитриевну и её мать ожидало тяжёлое испытание. Их дом в Саманном городке — пригороде Харбина — приглянулся одному из служащих японской миссии, и он насильственным путём завладел им. Можно только догадываться, что пережили две беззащитные женщины, столкнувшись с таким произволом. И только освобождение Харбина советскими войсками положило конец этому бесчинству. По распоряжению советского вице-консула Логинова в сентябре 1945 года А.А. Спириной вернули захваченный дом.

В Харбине произошла судьбоносная встреча Наталии Дмитриевны с Борисом Николаевичем Абрамовым, духовным учеником Н.К. Рериха. Русский интеллигент, в прошлом морской офицер, уроженец Нижнего Новгорода, Б.Н. Абрамов после революции оказался за пределами России. Человек высокой культуры, всесторонне образованный, он хорошо знал литературу, музыку, живопись, серьёзно и глубоко изучал философию Востока.

«Вскоре после того, как я начала заниматься Живой Этикой, через год или два, — рассказывала Наталия Дмитриевна, — мне посчастливилось встретить духовного Учителя, уже очень много знавшего, очень давно приобщённого к этому, — Бориса Николаевича Абрамова. Он намного раньше меня стал изучать Живую Этику, а когда Николай Рерих был в Харбине, встретился с ним. Н.К. Рерих не только его принял, но оказалось, что они очень близки в духе. Рерих признал его своим учеником и в знак этого дал ему кольцо ученичества. После отъезда Рериха в Индию между ними завязалась активная переписка, в которой приняла участие и Елена Ивановна Рерих».

Вспоминая о Борисе Николаевиче, Наталия Дмитриевна говорила: «Первая встреча с ним решила всю мою жизнь, и не только мою, потому что, не будь этой встречи, — я была бы не я и другим не могла бы что-то дать, ибо даю не от себя... Когда мы начали с ним заниматься Учением, я как-то сразу поняла, что я не только к этому готова — я в этом нуждаюсь чрезвычайно и что, может быть, для этого даже и воплотилась».

Назад в раздел : БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае