(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

НА РОДИНЕ. Начало рериховского движения в Сибири. 1960 – 1970-е годы. Первые выставки в Сибири. Встречи с С.Н. Рерихом. Первые Всесоюзные Рериховские Чтения.



Непросто было в 1960 – 1970-е годы открывать людям творчество Великой семьи Рерихов — идеологические ограничения были очень сильны. Для того чтобы продвигать идеи Учения, не нанося вреда ни порученному делу, ни доверившимся людям, нужны были совершенно особые качества духа. «В годы застоя мы не могли выступать с лекциями или докладами по Живой Этике, — вспоминает Н.Д. Спирина. — Но нам было Указано, что если мы будем даже только читать Учение — этим мы уже будем насыщать пространство».

При взгляде на тот большой период, который предшествовал всплеску интереса к наследию Рерихов в Сибири в начале 1990-х годов, становится ясно, что роль Наталии Дмитриевны Спириной в раскрытии этого наследия поистине огромна.

Остановимся на основных событиях, связанных с развитием Рериховского движения в Сибири, и коснёмся участия в них Наталии Дмитриевны.

В августе 1973 года в Доме учёных Академгородка была открыта сборная выставка из 150 произведений Н.К. Рериха и нескольких работ С.Н. Рериха. «Большой зал, в котором она проходила, горел и сиял сверкающими красками невиданной красоты, — вспоминала Наталия Дмитриевна. — Надо было рассказывать о художниках, о которых тогда почти ничего не знали. Писали о них в газетах и журналах мало и с большой оглядкой. Во время экскурсий по выставке выяснилось, что о Николае Рерихе у зрителей не было почти никаких сведений — ни о его картинах и их содержании, ни о нём самом и других сферах его деятельности».

Наталия Дмитриевна становится бессменным экскурсоводом на этой и всех последующих выставках Рерихов в Новосибирске. Тогда же у неё зарождается мысль о проведении вечеров с рассказами о Н.К. Рерихе и его творчестве. «У нас создалась маленькая группа в составе: Е. Маточкин, Л. Шкутин, чтец из местного любительского театра, и я как ведущая. Мы сделали композицию, которая называлась "Образы Рериха", и стали её повсюду читать. Мы рассказывали о биографии Н.К. Рериха, сообщали, что он не только художник, но и писатель, поэт, читали отрывки из его стихов и прозы; рассказывали о нём как об учёном, совершившем феноменальную экспедицию по Центральной Азии. Рассказывали о Рерихе как об общественном деятеле, о Пакте Рериха и Знамени Мира, которое он предложил как Красный Крест Культуры для охраны всех ценностей Культуры, созданных человечеством. В течение очень длительного времени мы успешно "гастролировали" со слайд-программой "Образы Рериха" в Академгородке и в Новосибирске».

Постепенно в стране менялось отношение к имени Н.К. Рериха, особенно это проявилось в ходе подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения художника.

Решением ЮНЕСКО юбилей Н.К. Рериха был внесён в список дат, отмечаемых как выдающиеся события мирового значения.

Различными мероприятиями и публикациями этот юбилей отмечается в США, Англии, Франции, Австралии и других странах. В Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Вильнюсе, Томске, Новосибирске проходят выставки и торжественные вечера, издаются сборники трудов Рериха, появляются публикации в периодической печати.

В процессе подготовки к юбилею принимаются меры к сохранению мест и строений, связанных с именем Н.К. Рериха. Появляется мемориальная доска с бронзовым барельефом на уцелевшей части дома старовера В.С. Атаманова в горно-алтайском селе Верхний Уймон, где в 1926 году останавливался Н.К. Рерих со своей экспедицией.

В Москву прилетает Святослав Николаевич Рерих. Он выступает в крупнейших музеях Москвы и Ленинграда, участвует в съёмках документального фильма, даёт интервью, встречается с людьми.

В октябре и ноябре 1974 года Наталия Дмитриевна побывала в Москве и Ленинграде на юбилейных торжествах, о чём позже сообщала О.А. Копецкой: «Я с несколькими знакомыми-сибиряками прилетела 8 октября в Москву, присутствовала на Торжественном собрании в Доме дружбы народов, где слушала речи видных политических и общественных деятелей и деятелей искусства. Очень трогательными были выступления посла Индии в СССР Шелванкора и президента индийско-советского Общества культурных связей Менона... После Москвы мы поехали в Ленинград, там была на следующий день конференция в Русском музее и там же грандиозная выставка его картин, собранных со всех концов страны. Такой выставки подобного масштаба у нас ещё не устраивалось. Я пробыла там пять дней, не могла налюбоваться потрясающей красотой его полотен. На выставке были толпы народа» (11 декабря 1974 г.).

21 ноября 1974 года в Москве со Святославом Николаевичем Рерихом встретилась группа сибиряков, среди которых была и Наталия Дмитриевна Спирина.

В дальнейшем было ещё несколько таких встреч. Ей запомнились слова С.Н. Рериха: «Величайшее богатство России всегда составляла Сибирь. Мы должны всегда думать о молодом поколении, думать о том, как воспитать тех, кто придёт к нам на смену. Вы в Сибири во многом так и поступаете».

В течение всего юбилейного года Наталия Дмитриевна проводит вечера и встречи, посвящённые Н.К. Рериху. 21 апреля в клубе «Квант» НГУ прошла программа «Образы Рериха», о чём газета «Советская Сибирь» сообщила в заметке Г. Лаевской. Заметка заканчивалась словами: «Много слов благодарности было адресовано ведущей вечера — Н.Д. Спириной. С большим увлечением рассказала она о любимом художнике, чья жизнь была примером служения культуре, знанию, миру».

3 августа по новосибирскому телевидению прошла передача под названием «Всего 8 дней» о пребывании Н.К. Рериха в Новосибирске. В ней принимала участие и Наталия Дмитриевна. В письме к З.Г. Фосдик она пишет: «...Мы рады этой передаче, она многим дала сведения о Николае Константиновиче, приблизила к пониманию. Были показаны и его картины. После передачи поступило много заявок на повторение, и редакция ТВ обещала это сделать» (21 августа 1974 г.).

Н.Д. Спирина выступает в школах, в музыкальном салоне Дома учёных, в книжном магазине Торгового центра. Юбилейный год завершился вечером в Новосибирской картинной галерее, посвящённым 100-летию художника; одним из организаторов и участников этого мероприятия была Наталия Дмитриевна, вновь выступившая с программой «Образы Рериха».

Она была в курсе всех событий, связанных с именем Рериха в нашей стране и за рубежом. Узнавая из писем З.Г. Фосдик, директора Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, о том, как юбилей отмечается в Америке, Наталия Дмитриевна рассказывает об этом на проводимых ею встречах.

1974 год стал тем рубежом, от которого начался новый отсчёт времени, обозначивший более свободное общение между изучающими наследие Рерихов как в СССР, так и за его пределами. Наступило время, когда о художнике стало возможным говорить, не рискуя поплатиться за это.

В эти годы формируется круг общения Н.Д. Спириной с единомышленниками и деятелями Рериховского движения во многих городах нашей страны, о чём свидетельствует её обширная переписка. Наталия Дмитриевна много ездит: она бывает не только в Москве и Ленинграде, но и в Средней Азии, на Украине, на Урале, в Прибалтике. Крепкие сердечные нити соединяли её с теми, кому, как и ей, были близки творчество и философия Рериха. Среди них — биограф семьи Рерихов Павел Фёдорович Беликов, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке Зинаида Григорьевна Фосдик, а позднее — её преемник Дэниел Энтин, популяризатор творчества Рерихов австралиец Майкл Брин, автор книг «Космические легенды Востока» и «Введение в Агни Йогу» Степан Викентьевич Стульгинский, впоследствии (в 1990-е годы) председатель Рериховского Общества Литвы.

В 1975 году просветительская деятельность Н.Д. Спириной расширяется. Центральными событиями года для Новосибирска стали две художественные выставки. С 5 июня по 13 июля в помещении спорткомплекса Новосибирского государственного университета проходит выставка картин Н.К. Рериха (из коллекции С.Н. Рериха). Открывая её, академик А.П. Окладников сказал: «Мы рады, что такой крупный художник стал во главе культурного строительства Сибири». А 16 июля в Новосибирской картинной галерее открывается выставка произведений С.Н. Рериха, прибывшая из Индии.

На этих выставках Н.Д. Спирина продолжает работу экскурсовода-консультанта. П.Ф. Беликову, с которым её связывали самые тёплые, дружеские отношения, она сообщает: «Каждый день бывает больше тысячи человек. В последнюю субботу было 1700» (10 августа 1975 г.). Увеличивается число организаций и учреждений, куда Наталию Дмитриевну приглашают с лекциями. В журнале «Музыкальная жизнь» (№ 24 за 1976 г.) публикуется её статья «Рерих о музыке и музыкантах». Та же тема была избрана ею для доклада на Всесоюзных Рериховских чтениях, проведённых в 1976 году Институтом истории, филологии и философии СО АН СССР совместно с Новосибирской картинной галереей. Оргкомитет возглавил академик А.П. Окладников, взявший эту конференцию под своё покровительство. Но подлинным духовным руководителем этого первого в нашей стране форума, посвящённого великому русскому мыслителю, была, конечно, Наталия Дмитриевна. Сейчас становится очевидным, что интерес к творчеству Рериха и тот энтузиазм, которым сопровождались первые выставки его картин в Новосибирске, были отнюдь не случайными, но явились закономерным следствием многолетней деятельности Н.Д. Спириной.

Евгений Палладиевич Маточкин, один из тех, кто первым подошёл к Наталии Дмитриевне в 1970-е годы, рассказывает, что вся стратегия и тактика в очень непростом деле организации первых Рериховских чтений разрабатывалась совместно с Н.Д. Спириной. «Каждый шаг мы продумывали вместе с ней до мельчайших деталей, и после этого я уверенно шёл к учёным, обращался в необходимые инстанции, и у нас всё получалось, нам всё удавалось. Роль Наталии Дмитриевны в устроении Рериховских чтений в Новосибирске была главной — по тому вкладу души, который был сделан ею».

Огромную помощь в подготовке конференции оказывал и П.Ф. Беликов, у которого уже был большой опыт общения с различного рода государственными структурами и с которым через постоянную переписку согласовывалось всё, что было связано с Рериховскими чтениями в Новосибирске.

И когда в приветственной речи академика А.П. Окладникова на открытии второй в Новосибирске выставки картин Н.К. Рериха мы встречаем слова о том, что во главе культурного строительства Сибири стал Николай Рерих, мы понимаем — это произошло благодаря тому, что культурное пространство Сибири уже в большой степени было насыщено идеями Н.К. Рериха. По следствиям можно оценить и тот вклад в культуру, который был сделан Наталией Дмитриевной Спириной. Как вспоминает Е.П. Маточкин, в те годы наблюдался необыкновенный энтузиазм в связи с именем Рериха. Залы, где проходили выставки Николая и Святослава Рерихов в Новосибирске, ежедневно осаждали тысячи посетителей; учёные, которые знакомились с литературными трудами Николая Рериха (книги эти брались из так называемого секретного фонда Наталии Дмитриевны), загорались мыслями великого художника о культуре и науке, о Родине и её прекрасном будущем. Пространство словно звучало этими великими идеями.

Конференция в Новосибирске, объединившая учёных, искусствоведов и общественных деятелей, явилась важнейшим событием для нашей страны и знаменовала собой новый этап в рериховедении.

В конференции принял участие и П.Ф. Беликов. Наталия Дмитриевна называла его «верным другом, мудрым советчиком, уникальным рериховедом, коему не было равных в нашей стране».

В одном из писем Павла Фёдоровича к ней читаем: «Очень рад всей Вашей активной и светлой деятельности. Деятельность новосибирцев, активизации которой, конечно, способствовали выставка и организованные Вами вечера, несказанно радует сердце». «Новосибирцы заслуживают того, чтобы всё, сделанное там, было занесено полностью в отдельную "Хронику"».

Назад в раздел : БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае