(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СВЯТОСЛАВА РЕРИХА
Доклад, прочитанный на второй Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», Новосибирск, 1979 г.Смотреть на Прекрасное — значит улучшаться. Платон В творчестве Святослава Рериха и в его выступлениях красной нитью проходит его отношение к прекрасному. «Я всегда искал красоту. Она меня привлекала. И передавая то красивое, что я видел, я передавал долю радости, которую ощущал, когда видел сам»1, — говорит С.Н.Рерих. Красота, по мысли С.Н.Рериха, даёт не только эстетическое наслаждение. Она имеет воспитательное значение, она помогает формированию нового, более совершенного человека и, следовательно, улучшению всей жизни. «Поистине, стремление к совершенствованию, к прекрасному — это самое целесообразное, самое реальное отношение к жизни. К сожалению, в жизни есть много негативных сторон, но мы никогда не сможем противостоять им, если сердце наше не будет открыто навстречу более совершенному и в сознании нашем не будет представления о прекрасном»2, — говорит С.Н.Рерих. В ответ на мои вопросы во время пребывания Святослава Николаевича в Москве, 6 июня 1978 года, он сказал, что для него искусство универсально в своём выражении, оно всё объемлет и всё включает в свою сферу — «все виды искусства взаимосвязаны, и его нельзя разделять определёнными перегородками»3. В творчестве С.Н.Рериха музыка играла немаловажную роль, но этот вопрос ещё не исследовался. Интересны, в частности, вопросы влияния среды на творчество художника, его отношение к музыке, западной и восточной, и выражение её через ритм и цвет в его картинах. «Музыка откроет творчество ваше, напитает сердце ваше и сделает доступным то, что без гармонии звука, может быть, навсегда осталось бы во сне», — писал Николай Рерих в статье «Музыка сфер». Так же как и его отцу, музыка сопутствовала Святославу Рериху с самого раннего детства, когда он учился играть на фортепиано, слушал свою мать, Елену Ивановну, талантливую пианистку, родственницу Мусоргского. Вся семья часто посещала концерты, где дети приобщались к отечественной и зарубежной музыке. С.Н.Рерих рассказывал, что в молодости он интересовался балетом. «Балет всегда очень привлекал. И помню, мы сами поставили несколько балетов вместе с одним из друзей; декорации и костюмы писал я сам. Например, в Америке поставили один из современных балетов в начале двадцатых годов на тему, которая потом продолжилась в моём искусстве и в жизни, — борьба Света и Тьмы. Весь балет и был основан на этом. Назывался "Свет и Тьма" и был поставлен в Бостоне. Музыка была написана американским композитором Алеком Штейнертом»4. После переезда в Индию Святослав Рерих стал внимательно изучать индийское искусство, в том числе и музыку, что не могло не отразиться и в его творчестве. Древнее искусство музыки понимается на Востоке как выражение гармонии, единства и взаимопроникновения противоположных начал Вселенной. «Музыка приводит в равновесие пять добродетелей: человечность, справедливость, воспитанность, предусмотрительность и искренность. Обнимая собою всё сущее, она обеспечивает нормальное гармоническое развитие природы и всего живого на Земле»5. С.Н.Рерих говорит, что и восточная музыка ему близка, потому что всё искусство Индии близко ему как таковое. «Она (музыка. — Н.С.) несомненно влияла, может быть, на многие темы моих картин. Серия "Священная флейта" основана на легенде о Кришне и связывает эту легенду с современной жизнью Индии. Эти звуки флейты связывают нас с тем прошлым и являются живым мостом, который переброшен от нашей сегодняшней жизни к далёкой прошлой жизни. Как вы знаете, индийские миниатюры очень часто отражают именно музыкальную эстетику Индии»6. Цветовое восприятие музыки весьма специфично для Востока. В представлении слушателей музыкальные тона окрашиваются в определённый цвет. «Восточная музыка представляет своего рода красочную палитру, из которой образуется цветовая гамма, и музыкальное восприятие тесным образом связывается с цветовым»7. В картинах Святослава Рериха прослеживаются музыкальные темы, ритмы. Художник делал это, по его словам, целенаправленно и иногда вполне сознательно. «Этим повторением ритма, — говорит он, — я создавал повторные фразы для усиления впечатления». На вопрос, сопоставляет ли С.Н.Рерих краски и звуки, он ответил: «Я никогда об этом не думаю. Если они даже и ассоциируются, то не потому, что я сознательно их выбираю. Они сами собой ассоциируются. Одно отвечает другому. Цвет и краски, тон — всё связано между собой». «Ваши краски звучат. Может быть, можно музыку передать в цвете, как это мыслил Скрябин?» — спросила я. «Но нужно ли это передавать? — ответил Святослав Николаевич. — Тагор говорил, что кто одно искусство хочет выявить другим искусством, тот в искусстве ошибается». По мысли Святослава Рериха, живопись нельзя заменить музыкой, и наоборот. Каждый вид искусства самоценен и не может быть заменён другим видом искусства, что отнюдь не исключает взаимосвязь между разными видами искусства. Есть изречение: «Архитектура есть застывшая музыка». И, например, музыка Генделя своей величественностью и возвышенной торжественностью ассоциируется с готическими соборами, но заменить их, конечно, не может. У Святослава Рериха гармония цвета и звука создаётся не нарочито, а выявляется путём интуитивного восприятия окружающих явлений. «...Миф об Орфее, чаровавшем зверей и всё живущее своею дивною игрою»8, родственен многим народам и отражён в нашем русском Леле и в мифологическом индийском божестве Кришне. По мысли С.Н.Рериха, образ Кришны включает идею Орфея. Он говорит о влиянии музыки на всё живое. «Музыка оказывает глубокое влияние на нашу жизнь. Вы не можете отделить это влияние. Это всё одно общее творческое выражение нашей жизни». В картине «Священная флейта» (1946) животные, вытянув шеи, как бы пьют музыкальные струи, текущие из флейты Кришны. Звуки образуют вихревые движения, и вся природа подчиняется силе мелодии и ритма. Эта картина исключительна по своей музыкальной структуре, где мелодия показана в своём динамическом развитии. В «Священной флейте» (1955) магия звуков флейты пастушка Кришны заворожила не только животных его стада, но и всю затихшую природу. Велика власть красоты музыкального звучания — как бы говорит художник этой картиной. В одноимённой картине 1958 года «пастушок Кришна играет на флейте, к нему подходит буйвол. Яркий контраст создаётся от этого удивительно оранжевого тона дерева. Называется это дерево бугенвиллея. И при ярком солнце получаются бесподобные контрасты» — так говорит об этой картине Святослав Рерих9. В картине «Зов» (1955) звучит тема влекущей силы музыки, устремляющей к светлым просторам от тёмных и душных джунглей, куда направлялась девушка. Юноша останавливает её мелодией свирели, зовущей в дали прекрасного будущего. Исключительно интересна в смысле передачи динамики и ритма движения картина «Торопись» (1954). Вот как говорил об этом произведении сам художник: «Эту картину я рисовал для разрешения проблемы композиции не только в рисунке, но и в цвете. Я очень часто занимался проблемой динамики в картине; меня всегда интересовало то, как тона могут передать движение, что помогает этому. Сопоставление известных теней, тонов, баланс всей композиции»10. В этом же плане решена и картина «Наперегонки» (1958). Вот ещё несколько картин, в которых решается проблема движения. «Надежда» — стремительный полёт. «Весть» — ураганом летящие к месту назначения зелёные попугайчики. В Индии они — символ вестей. «Я иду одиноко» — поступательный ритм шага старика. Его развевающийся красный плащ помогает почувствовать движение. «Весна» — в этой картине имеется два вида передачи динамики движения — плавный, певучий, как песня, неторопливый шаг девушки и стремительно быстрый рывок юноши вслед за ней. «Гадди» — размеренный, осторожный шаг женщины, несущей на голове кувшин с молоком, и тот же темп в шагах идущих за ней коров. «Мои соседи» — так же неторопливо и плавно движется женщина с корзиной на голове. «Труд» — музыкальные, изящные движения женских рук, занятых неспешной работой, в чём-то перекликаются с тонкими стволами окружающих пальм. «И мы приближаемся» — очень медленно и торжественно плывущая к заветной светлой цели ладья со стоящей в ней молитвенно устремлённой женской фигурой. О роли ритма в картине «Через перевал» (1938) говорит П.Ф.Беликов в статье «Жанровая живопись Святослава Рериха»: «...Переход каравана через перевал. Основная мысль — жить — значит продвигаться, продвигаться — значит преодолевать препятствия. (...) Каравану предстоит дальний путь, но он не страшен людям, противопоставляющим натиску стихий свой твёрдый поступательный ритм. Этот ритм чередуется с восходящим ритмом горных вершин и, подобно им, способен рассекать ледяные порывы ветра». В творчестве Святослава Рериха органически сочеталось наследие культур двух великих народов — России и Индии. По этому поводу художник говорил: «Вся наша семья неотделима от родной почвы, от русской культуры. Мы никогда не мыслили себя вне их. Всё, чем обогатил я свою жизнь и своё творчество, живя в других странах, есть лишь обогащение моих русских основ. И моё искусство основано прежде всего на русском реализме... Я никогда не боялся общения с другими культурами — это только укрепляло и обогащало заложенные во мне русские основы. Ко всему, полученному мной в России и от России, я всегда стремлюсь приобщить Индию, где я живу многие годы, и, с другой стороны, что я делаю в Индии, принадлежит моей Родине»11. В ноябре 1976 года за выдающийся вклад в дело укрепления индийско-советской дружбы С.Н.Рерих был удостоен премии имени Джавахарлала Неру. «Быть одним из связующих звеньев между двумя искусствами, двумя культурами (России и Индии) — в этом я вижу своё назначение гражданина, художника, искусствоведа, воспитателя молодых»12. 1 Огонёк. 1975, № 9. Назад в раздел : 1970-е – 1980-е |
|||