(4.05.1911 - 10.12.2004) поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель. Основатель Сибирского Рериховского Общества, музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае. Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха. |
||||
|
МУЗЕЙ НИКОЛАЯ РЕРИХА В НЬЮ-ЙОРКЕ
Доклад, прочитанный на IV Всесоюзной конференции «Рериховские чтения», Новосибирск, 16–17 октября 1984 г.В газете «Советская культура» от 3 декабря 1983 г. была помещена статья «Граница по середине сердца». В ней приводятся отрывки из книги кандидата философских наук А.Афанасьева «Полынь в чужих полях». В этой книге рассказывается о тех наших соотечественниках за рубежом, которые, вопреки и враждебному окружению, и вражеской пропаганде, принимают «горячее участие в борьбе за дело мира, социального прогресса и разрядку международной напряжённости, их посильном вкладе в развитие культурных, научно-технических связей между Советским Союзом и странами своего проживания». В связи с этой интересной темой я хотела бы рассказать о работе Музея Николая Рериха в Нью-Йорке и о его сотрудниках, одна из которых — наша соотечественница, и о той культурно-просветительской работе, которую Музей проводит в целях пропаганды русского искусства за рубежом; и о творчестве его выдающегося представителя, нашего замечательного художника, учёного, писателя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. В центре Нью-Йорка находится оазис света, Музей русского художника Николая Рериха. «В оглушительном гуле и гвалте города он представлялся мне островом. Когда из уличной сутолоки попадаешь в залы Музея, где полотна, изображающие Гималайские горы и сверкающее небо, излучают какой-то особый свет и особую тишину, возникает ощущение, что ты очутился в другом мире, на другой планете...»1 — пишет писатель и поэт Валентин Сидоров, побывавший там несколько лет назад. В 1949 г. группа американских сотрудников Н.Рериха приобрела в верхней части города небольшой пятиэтажный особняк. На нём надпись: «Музей Рериха». Рядом — символ Знамени Мира. В этом здании помещается коллекция картин Рериха, насчитывающая несколько сот полотен. О создании Музея рассказывает его вице-президент Зинаида Григорьевна Фосдик: «Постепенно собирались картины Рериха, находившиеся в коллекциях нескольких сотрудников и друзей в Америке и за границей. Ряд картин поступил из Новой Мексики, из Художественного музея Окленда в Калифорнии, а также из Европы. В Бельгии и Франции находились многие значительные картины Рериха, которые были привезены впоследствии З.Г.Фосдик для их размещения в новом Музее имени Рериха. Позже была возвращена коллекция картин из Аргентинского музея, находившаяся там несколько лет. Таким путём составлялась и росла внушительная коллекция, главным образом, из картин циклов Гималаев, Тибета и Индии. Крупным вкладом явилось поступление коллекции "Древняя Русь" (42 картины), одолженной на долгий срок Музею президентом Музея Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. Ежегодно в дар Музею поступали картины Рериха из частных коллекций»2. «Актив Музея большой. Члены и сотрудники его разбросаны по всей стране. Музей существует на их добровольные пожертвования (членские взносы). Здесь всё держится на бескорыстии и энтузиазме. Кроме технического секретаря, никто не получает жалованья»3. Музей проводит широкую общественную деятельность. «Помимо большой постоянной экспозиции картин Рериха (они занимают три этажа) показываются ежемесячные выставки современных художников, американских и иностранных, в специально построенной для этого галерее Музея. Проводятся частые лекции и концерты, открытые безвозмездно для публики. Совет директоров всецело руководит всей деятельностью Музея, художественной и финансовой. Установилась прочная связь с известными музеями Европы по обмену изданиями. Директора многих музеев и художественных обществ проявляют постоянный интерес к творчеству Рериха во всех его аспектах и запрашивают материалы о нём, его книги и статьи, которые рассылаются нашим Музеем»4. «Музей и его сотрудники готовы отдать всё для возрождения идей Рериха. ...Музей, носящий имя Рериха, — это музей русской культуры... Наша цель была и есть — единение культур двух великих стран»5, — говорит З.Г.Фосдик. Рерих много потрудился для укрепления взаимопонимания и дружбы между народами. Для него не существовало искусственных делений на Восток и Запад, на низшие и высшие расы, на людей белых и цветных. Он говорил: «Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают». «Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства»6. «Там, где культура, там и мир»7, — утверждал он. Рерих мечтал о всемирном дне культуры, «когда одновременно во всех школах и просветительных учреждениях всего мира будет возвещено об истинных сокровищах нации и человечества»8. «Ещё в первый приезд в Америку в 1920 г. Рериха поразило отсутствие в среде американской интеллигенции стремления к изучению культурных ценностей и достижений других стран. Особенно он удивлялся, не видя широкой тяги к искусству. Искусство было "не для всех", а лишь для определённого слоя публики, для профессионалов. Рерих внёс новый сильный стимул в духовную жизнь Америки и направил её на искание истинных ценностей. Творческие замыслы и идеи великого русского художника и мыслителя, каковым его признали в Америке, привели к нему не только художников и интеллигенцию, но главным образом молодежь. Студенты университетов и колледжей из многих штатов страны, а также из Англии, Франции, Индии, Канады и других стран приезжали в Музей для ознакомления с Рерихом — учителем, воспитателем и руководителем молодых душ, ищущих "правды" в жизни. Это течение и устремление к Рериху для знаний в самом широком смысле делается более и более очевидным за последние годы. Обширная литература о нём, а также его книги: "Держава Света", "Твердыня Пламенная", "Адамант", "Алтай — Гималаи", "Сердце Азии" и другие — пользуются непрерывным спросом и изучаются. Каждый день приходят письма, в которых идёт речь о его статьях по искусству, науке, образованию, философии, о его отношении к миру, к Востоку, о его этике, морали и т.д. Его зов к будущему, к радости труда, к взаимопониманию народов притягивает многие сердца. В год празднования столетия со дня рождения Н.Рериха тяготение к его идеалам и творчеству заметно увеличилось. Нужно также отметить, что Рерих "открыл путь" к русскому искусству, литературе и огромным достижениям народа русского — всему тому, что представлялось туманным и малоизвестным даже просвещённым умам Америки. (...) Подводя итог сказанному об истории Музея и его значении для многих культурных достижений, можно с уверенностью утверждать, что Рерих сдвинул мышление известной части общественности, направив его к новым исканиям и устремлениям, к познанию культуры. Не будучи политиком, он всегда оставался истинным глашатаем своей Родины. О России, народе русском и его будущем он писал больше всего, ибо не только верил в него, но и предвещал его величие в будущем»9. Президентом Музея Рериха в Нью-Йорке является друг семьи Рерихов Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе. В 1977 г. она передала в дар нашей стране принадлежавшие ей картины Рериха, коллекцию памятников восточного искусства, собранную Рерихом, и личные вещи его и его семьи. Среди ста живописных произведений были и этюды из знаменитой архитектурной серии, созданной Рерихом в 1903 – 1904 гг. во время его поездок по старым русским городам. Рерих посетил тогда более тридцати старинных городов и написал около ста этюдов. «Кроме художественного достоинства, этюды имели большое общественное значение — это был голос, прозвучавший в защиту народного достояния России, её старого искусства. Рерих вёл постоянную борьбу за охрану древнерусской архитектуры. Он писал: "Учась у камней упорству, несмотря на всякие недоброжелательства, я твержу о красоте народного достояния. Твержу в самых различных изданиях, перед самой разнообразной публикой". (...) Современники называли архитектурную серию Рериха "пантеоном былой славы России", "каменной летописью Руси". После выставки их в России в 1904 г. семьдесят пять этюдов этой серии были отправлены, в числе других работ русских художников, на выставку в США. Из-за банкротства устроителя выставки все картины были там распроданы с аукциона. И вот спустя много лет сорок два этюда этой серии снова на родной земле. Американский друг Рериха К.Кэмпбелл, исполняя завет Николая Константиновича, собрала эти картины и передала их в 1977 г. на родину художника по просьбе его сына, Святослава Рериха»10. «Рерих научил нас любить Россию» — эти слова К.Кэмпбелл-Стиббе сопровождали её дар. Особо хочется сказать о нашей соотечественнице, вице-президенте Музея Зинаиде Григорьевне Фосдик. В письме от 23 июля 1983 г., полученном из Музея, сообщалось о кончине Зинаиды Григорьевны. Там было написано: «Несмотря на плохое состояние здоровья в последнее время, Зинаида Григорьевна никогда не ослабляла энтузиазма и решительности в сохранении и продолжении принципов Музея Н.Рериха и его основателей — её учителей — проф. Н.К.Рериха и его жены Е.И.Рерих, Учению которых она посвятила свою жизнь. Ни один мастер не мог бы найти более верного защитника и ученика, а Музей — более преданного и вдохновенного хранителя и администратора. В своей живописи Н.Рерих претворял свои видения и духовные устремления в видимые образы. Он твёрдо верил, что Искусство и Красота пролагают путь к Миру и Единству. Он призывал своих друзей и сотрудников: "Соединяйтесь невидимыми нитями Красоты! Я обращаюсь к вам, я призываю вас во имя красоты и мудрости, — объединяйтесь для борьбы и работы". Зинаида Григорьевна услышала этот зов и отдала ему всю жизнь, годами повторяя его многим друзьям и посетителям, приходившим в дом на 107-й улице в Нью-Йорке. Музей Н.Рериха останется лучшей памятью её достижений и неутомимой преданности указаниям и правилам, в соответствии с которыми он был основан». С.Н.Рерих на научной конференции в Академии художеств в Москве 25 ноября 1974 г., посвящённой 100-летнему юбилею со дня рождения Н.Рериха, так сказал о ней: «Зинаида Григорьевна Фосдик, которая сегодня у нас тут в гостях, является первой из первых сотрудников Н.К.Рериха в Америке. Так что вся жизнь Николая Константиновича, его творческая жизнь, так или иначе была связана тоже с Зинаидой Григорьевной. Всю свою жизнь она очень высоко пронесла знамя Николая Константиновича Рериха. Она была верным стражем, следовала за всеми его начинаниями и в меру своих возможностей и сил действительно во всём помогала ему и работала с ним». Зинаида Григорьевна родилась в России 13 ноября 1889г. Ещё в детстве родители увезли её из России в Европу. Сначала она жила в Лейпциге, где училась в Лейпцигском университете, а потом в консерватории. Затем она переехала в Вену, где закончила Венскую Высшую музыкальную школу. В 1914 г. переехала в Америку. С 1920 по 1923 г. работала ассистентом знаменитого пианиста и педагога Леопольда Годовского. С Н.Рерихом Зинаида Григорьевна впервые встретилась в Нью-Йорке в декабре 1920г., где в то время проходила первая выставка его картин. Рерих пригласил её в тот же вечер к себе в отель, где он и его супруга Елена Ивановна приняли её так, как будто они давно её знали, и пригласили сотрудничать с ними в их американских организациях. С того момента вся жизнь Зинаиды Григорьевны была посвящена совместной с ними работе. В 1926 и 1927 гг. она принимала участие в экспедиции Рерихов на Алтай и в Монголию, была с ними в Новосибирске и в Москве. В своих письмах к нам Зинаида Григорьевна с восторгом и любовью вспоминает Алтай и мечтает вновь побывать в Сибири. «Понятна Ваша любовь к Алтаю, — пишет она, — я была с Рерихами там, в экспедиции, и никогда не забуду этот чудесный край... Я могу себе представить, как значительно изменился Новосибирск — хотелось бы его опять повидать. Действительно, Сибирь — это страна Будущего»11. Из этой экспедиции Зинаида Григорьевна привезла древнюю статуэтку Будды, которую в 1981 г. послала в дар Сибирскому отделению Академии Наук. В сопроводительном письме она пишет: «Много лет тому назад, в 1926 г., я и мой муж были участниками Средне-Азиатской экспедиции, возглавляемой Н.К.Рерихом и его женой, Еленой Ивановной. Целью экспедиции было исследование Алтая, и Рерихи остановились в Верхнем Уймоне, где они провели больше месяца. Мы жили также там, собирая нужные для экспедиции материалы. Глубоко осталась в памяти ширь и красота Алтая, а также величие и значение Сибири для будущего, предсказанные Николаем Константиновичем. Никогда не забуду этого счастливого периода в моей жизни. В знак моей признательности посылаю Вам маленький дар — древнюю статую Будды из моей коллекции». Сейчас эта статуэтка и письмо находятся в Доме учёных Академгородка*. Зинаида Григорьевна была деятельной участницей в организованном Рерихом в 1921 г. в Нью-Йорке Институте объединённых искусств, целью которого, по мысли Рериха, было «сближение разных народов путём искусства»12. Когда во время Великой Отечественной войны в 1942 г. по инициативе Н.К.Рериха была создана Американо-русская культурная Ассоциация (АРКА), Зинаида Григорьевна стала её директором-исполнителем. Она вела большую организационную работу в Америке, выступала с лекциями о СССР. Цель АРКА была — послужить делу взаимопонимания народов России и США. АРКА просуществовала до 1948 г. Тесно сотрудничая с Полномочным представительством СССР в Вашингтоне и ВОКС (Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, 1925 – 1958 гг.), АРКА проводила большую работу по обмену культурной информацией. Рерих был избран почётным председателем АРКА и активно содействовал успеху её деятельности13. Когда был организован Музей имени Рериха в Нью-Йорке, Зинаида Григорьевна стала его бессменным вице-президентом и оставалась на этом посту до конца своих дней. Она проводила в Музее экскурсии, выставки картин Рериха из частных собраний, лекции и концерты. Она также работала и над переводом книг Рериха на английский язык. Последней её работой, приуроченной к 100-летнему юбилею, явился перевод книги Рериха «Нерушимое». Экземпляр этой книги Зинаида Григорьевна подарила нашей Академии художеств. Живя за рубежом, Зинаида Григорьевна не переставала любить Россию, верить в её великое будущее, стремиться к ней. Она трижды посещала Советский Союз — в 1926, 1961 и 1974 гг. Она писала нам: «Сердцем я никогда не отрывалась от России. "Называем себя гражданами новой страны" — так Николай Константинович и Елена Ивановна учили нас думать о России как о Новой Стране — стране будущего. И работать всегда во имя Общего Блага. Ваши мысли о Родине и её огромном духовном росте я вполне разделяю с Вами. Ваша современная литература и научные изыскания меня глубоко интересуют, и я слежу за ними. Хочется приложить все силы для служения братству народов». О подготовке Музея к 100-летию со дня рождения Н.Рериха Зинаида Григорьевна и её ближайшая русская сотрудница и секретарь Музея Людмила Страва сообщают нам в 1974 г.: «15 февраля. У нас в Музее имени Н.К.Рериха уже началась первая выставка картин Николая Константиновича, посвящённая столетию. Выставка вышла на редкость удачной. Состоит она из разных периодов и взята из частных коллекций. Интерес к ней у публики очень большой. Вскоре начнутся лекции и концерты. Программа концертов будет особенно интересной, т.к. она включает большой выбор русской музыки, как то: Римский-Корсаков, Скрябин, Чайковский, Мусоргский и др., т.к. их очень любили Елена Ивановна и Николай Константинович». «1 августа. Наша вторая юбилейная выставка "Древняя Русь" подходит к концу. Её посетили многие приезжающие из Советского Союза, а также из других стран. Конечно, русскому сердцу эта выставка говорит много». «2 августа. 3-я юбилейная выставка обещает быть самой интересной и значительной. Будут впервые показаны 7 больших картин работы Н.Рериха, которые были подарены нашему Музею в прошлом году. Перечисляю здесь их: "Падма Самбхава", "Дордже", "Мост Славы", "Помни", "Белое и Небесное", "Жар-Цвет" и "Миларепа". Нас недавно посетили артисты ансамбля Моисеева с ним во главе. Всем очень понравились картины Николая Константиновича». «16 октября. Наше празднование столетия Н.Рериха имело место 6-го октября в Музее и прошло очень торжественно. Были представители Индии и СССР, а также многие гости и наши члены Музея. Музей был прекрасно декорирован цветами, и новая выставка картин Николая Константиновича — третья за этот год — произвела огромное впечатление. Картины были из серий "Знамёна Востока", "Великий Каньон", "Его страна". Появляются превосходные статьи в американской печати, и вскоре появится статья в большом художественном журнале». «18 ноября. Уже прошли два концерта при переполненном зале, имевшие большой успех у публики». В письме от 6 января 1975 г. сотрудница Музея Людмила Страва сообщает: «Тот ценный материал по столетию Н.Рериха, который Зинаида Григорьевна привезла с собой из Советского Союза, был размещён в большой стеклянной витрине в Музее для обозрения публики. В декабре в нашем Музее с большим успехом прошёл доклад о Н.К.Рерихе и были показаны слайды из вашей Новосибирской галереи, которые вы нам переслали. Публика очень тепло их принимала»14. Даже из этих отрывочных сведений можно видеть, какую большую работу проводит Музей имени Рериха в Нью-Йорке по пропаганде в Америке и во всём мире наследия Николая Рериха. * В 1997 году статуэтка Будды и письмо З.Г.Фосдик были переданы в дар Музею Н.К.Рериха в Новосибирске (прим. ред.). Назад в раздел : 1970-е – 1980-е |
|||