(4.05.1911 - 10.12.2004)

поэт, прозаик, рериховед, общественный деятель.
Основатель Сибирского Рериховского Общества,
музеев Н.К.Рериха в Новосибирске и на Алтае.

Н.Д. Спирина - духовная ученица Б.Н.Абрамова,
ближайшего ученика Н.К. Рериха.

Воительница

автор: Наталия Спирина
дата: 12 февраля 1995 г.
Аудиозапись: Н.Д.Спирина - 1995.02.12 Воительница (32:54)
Опубликовано: Н.Д. Спирина. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТРУДОВ. Том 2. Отблески: 1994-2003 / Отблески-1995


Выступление на торжественном собрании, посвящённом дню рождения Елены Ивановны Рерих

Сегодня мы собрались, чтобы отметить день рождения Елены Ивановны Рерих. Чтобы лучше понять, что этот день для нас значит, не мешало бы представить себе, что с нами было бы, если бы его не было. Какие мы были бы, как существовали, как продвигались по пути жизни и куда? Одним словом, что было бы, если бы мы не получили через Елену Ивановну книги Учения Живой Этики. Что было бы, если бы у нас не сформировалось мировоззрение благодаря этим книгам. Каждый ответит на это себе сам, а мы сегодня вспомним, объединённо и сердечно, ту, во имя которой мы собрались, и поговорим об одной из граней её необъятного бытия и жизненного подвига.

Воительница! Так наименовал её Учитель Света, и так мы назовём это Слово о ней.

В одной из книг Учения рассказывается, как «Урусвати отважно посетила тёмных, она видела разные степени их и, по мужеству своему, обратилась к ним. Действительно, существует такая степень мужества, когда уже мощь тьмы умолкает. Действительно, невозможно переубедить тёмных, но можно парализовать их и значительно обессилить, потому так важно относиться к тьме активно. (...) Урусвати видела стройное собрание тёмных, и многие собрания могли бы поучиться такой стройности. Правильно Урусвати говорила как посланница Наша, в этом утверждении есть великая сила. Не нужно сдерживать силу, когда дух знает, в чём оружие. (...)

Правильно сказала им Урусвати: Вы считаете, что Сатана непобедим, но я против вас всех говорю о поражении Сатаны. Так можно знать о намерении тёмных и о Силе Нашей. (...) Только знающие силы противников могут надеяться на победу. Какую же стройность и единение нужно проявить для одоления таких мощных сборищ! Нужно призвать всё духовное мужество, чтобы устранить и прекратить малые вещи»1.

«Червонный золотой свет, наполняющий сущность внутреннюю, обозначает вооружение сердца. Как внешний круг ауры из пурпура становится рубиновым, так серебряный Лотос сердца вспыхивает взрывом червонного золота, когда дух облекается в крайний доспех. Так достигается внутреннее состояние, позволяющее принимать участие в самых ожесточённых битвах, без вреда и без опасности сильного поранения тонкого тела. Следствие такого вооружения сердца было уже очевидно, когда воительница противостала силам тёмным и, несмотря на численное превосходство их, заставила затрепетать и остаться лишь при угрозах. Но бессильная угроза врага есть уже победа. Но, конечно, червонный золотой свет достигается нелегко и требует длительного подвига»2.

«Многие состояния сердца отмечались народною наблюдательностью от мягкосердия до жестокосердия, но редко отмечалось огнесердие. Между тем именно это качество может занимать и привлекать наше внимание. Трудно не устрашиться перед чёрным собранием, но никто не осилит огненное сердце. Пусть выдумывают разные угрозы, но один столб Света опрокинет всю тьму»3.

«Воительница, ты сковала прочно своё мужество!»4

«Ошибочно пренебрегать силами тёмными. Очень часто победа их заключается в таком небрежении. Люди очень часто говорят — не стоит и думать о них. Но следует думать обо всём существующем. Если люди справедливо ограждаются от воров и убийц, то тем более нужно оберечься от убийц духа. Нужно оценить их силу, чтобы лучше противостать. (...)

Особенно усиленно совещаются тёмные, когда видят, что события не в пользу их Повелителя. Светлые Силы препятствуют им уничтожить вас. Казалось бы, не трудно уничтожить мирных людей, но поверх всех тёмных богатств существует сила духа»5.

Признание этой защиты порождает признательность к Ним. Признательность порождает любовь. Любовь соединяет, как самый крепкий фермент. Светлым Силам легче помогать нам, когда имеется единение.

Немалое мужество также требуется, чтобы дать людям новое мировоззрение. Всё неспособное его воспринять восстанет, воспротивится, проявит ярое непонимание. Начнутся поношения, издёвки, надругательства. Мы знаем, что претерпела Е.П.Блаватская. Знала это и Елена Ивановна Рерих. Но ничто не могло ни в малейшей степени смутить Воительницу. Как в случае с отважным посещением собрания тёмных, так же восстала она и против тьмы бездуховности. Мужество её было прочно сковано.

«Мы знаем, насколько трудно расширение сознания и сколько нападений вызывает такая благая работа. Нельзя судить, какое давление производится чёрными ложами на этих водителей. Слава им, Свет несущим!»6

Учитель предупреждает, что «битва трудна, и волны нападений растут. Потому будем очень осмотрительны»7.

В истории человечества дано немало примеров того, как преследовались те, кто трудился над расширением сознания людей. В их числе был и великий учёный и мыслитель Джордано Бруно, который взошёл на костёр во имя утверждения знания, когда пришло время дать его людям. Он знал о своей участи, но не дрогнул и победил.

Далеко ли мы ушли от времён средневековья? Церковь занялась преданием анафеме, то есть отлучением всех инакомыслящих. Но эти вольнодумцы и сами отошли от церкви, выбрав Того, Кто больше храма. Какой был смысл провозглашать им анафему? Ведь от Бога может отлучить только сам себя человек, совершая дела, не совместимые с законами божественными, на которых держится мир. И царства небесного никто его лишить не может, ибо оно внутри нас. И если в нас его нет, то никакие внешние приёмы не дадут его.

Враги всего нового действуют во имя своё. Они обращены лицом вспять, в прошлое. Будущее страшит их своими переменами. Принять его они не могут в силу своей неспособности вместить его, потому и клянут его и накладывают запреты. Но кто может воспретить и остановить восход солнца, приход нового дня?!

«Урусвати пошла в мир добровольно, — говорится в книге Надземное. — Уже в прежних прикасаниях к Братству решалось слово об Огне, которое должно было прозвучать в дни Армагеддона. Не лёгкое время! Не лёгкое слово, не легко утверждение Братства, когда все силы тьмы ополчились. Но Мы приветствуем. Мы радуемся, что подвиг возносится»8.

«Урусвати всегда спешила сократить своё пребывание в Тонком Мире. Такое стремление показывает преданность непосредственному труду среди страждущих. Если люди земные подразделяются по сердечности и бессердечию, то также существует деление на стремящихся задержаться в Тонком Мире и на спешащих к совершенствованию воплощением. (...) Мы одобряем каждое совершенствование, ибо в нём заложено Общее Благо. Мы посвятили себя Великому Служению и призываем к нему всех, кто может заботиться о неведомых страждущих»9.

Далее там говорится: «Мы все, в своё время, спешили на Землю и избирали наитруднейшие задания. Такие условия создавали закалённость и научали презреть преследования. Утверждение истины всегда будет преследуемо ложью. Никто не должен думать, что такие преследования суждены только каким-то исключительным людям». Каждый провозвестник Истины должен испытать натиск лжи. «Такое соприкасание с хаосом неизбежно»10.

«Красиво речение, что от внесения Света тьма рассеивается. Но Свет нужно внести, и такое действие уже полно самоотвержения. Свет озарит и страшных чудовищ; конечно, они рассеются, но будут мгновения, когда они покажутся в самом отвратительном обличии. Такие мгновения каждый светоносец должен пережить. Он должен не замедлить шагов своих и отважно взглянуть на чудовищ. Не будет полно отречение от страха, если светоносец отвратит глаза, надеясь, что Свет рассеет чудовищ. Не только Свет, но всеначальная энергия даст удар, уничтожающий тьму»11.

«Урусвати не уклонится и не убоится быть с Нами во время битвы. Многие устрашатся от одного упоминания о битве. (...) Мы не скрываем, что битва даёт мгновения величайшего напряжения. Если кто боится, тот может не приближаться к битве за Добро. Если кто боится суда человеческого, тот пусть и не мыслит о нравственности. Если кто трепещет за свою земную жизнь, пусть идёт догнивать во тьме. (...) Не будем останавливаться на эпидемиях страха, ибо когда говорим о Братстве, не может иметь места страх»12.

«Урусвати живёт приказом — подвиг и мужество. Оба понятия должны быть воспитаны через утверждение примеров героев. Следует напомнить о героях, преодолевавших самые нечеловеческие задания. Нужно понять всю сложность условий, их окружавших. Летопись не передаёт, насколько они были угрожаемы от всех близких и дальних. Люди полагают, что героические деяния могут зарождаться внезапно, без длительной подготовки, но на деле видим, что много мыслей сложилось, прежде чем образовалось решение самоотверженного деяния»13.

«Урусвати знает, какие опасности окружают и Нас. (...) Нужно при всех условиях сохранять чувство героизма. Только этим мерилом можно познать и продвижение в будущее. Мы делим героев на бессознательных и определённых. Те, кто знают, ради чего они трудятся и страдают, уже будут определёнными героями. Не убоятся они опасностей, хотя и будут знать их истинные размеры. Среди пространственных токов, среди злобной воли, среди ужаса смелые герои живут, трудятся и творят. Герои знают, что их земная жизнь может прерваться каждое мгновение, но это знание не ослабляет напряжения. Они сознают, что в любом состоянии они продолжат подвиг. Ничто не воспрепятствует их воле проявиться среди всех сфер.

Различие между бессознательными и определёнными героями велико. Первые могут вспыхнуть ярко, но затем могут отступить, но определённые герои не отступят и продолжат путь, неся все накопленные веками пространственные познания. Они сумеют превратить познание в чувство и наполнить им своё сердце. Там, где преисполнено сердце, там совершается полёт в будущее. Суровое знание опасности лишь даёт герою радость»14.

«Урусвати знает, что просветительные дела подвергаются насмешкам и поношению. (...) Не может быть понято такое служение, если не осознана целесообразность. Но такое понятие может быть воспринято, если дух знает своё назначение. Мужество и мудрость происходят из одного понятия блага. (...) Только мудрость и мужество помогают понять всю ответственность на пользу всего человечества»15.

«Урусвати несёт в сердце бесстрашие. Мы можем утверждать, что такое качество накопляется верою и долгим опытом. (...)

Не нужно думать, что в земной жизни Мы были защищены от всех нападений тьмы. Исполняющие земное поручение находятся и в земных условиях. Обычно люди думают, что Мы постоянно в безопасности и тем делают из Нас неживых Сущностей. Относительно Мы можем преодолевать многое, но битва есть настоящая битва. Мы остаёмся победителями, ибо Иерархия Света не может быть одолена тьмою»16.

В одном из своих писем Елена Ивановна пишет: «Среди понятий мужества самое непобедимое — мужество пылающего сердца, когда со всею решимостью, при полном сознании подвига, явленный воин знает лишь путь наступления. (...) Счастлив тот, кто обладает мужеством пылающего сердца! Ему всё легко, и радостна битва под водительством Иерархии Света! Он будет священно хранить доверенное ему оружие и запомнит все напутствия и указания, ибо они будут сокрыты в пылающем сердце, а не в мёртвых записях. Ему не нужно будет повторять бесконечное число раз те же советы и указывать на висящие и забытые Щиты. Сердце его будет неисчерпаемым источником сил, и сознание не будет двоиться, ибо цель достижения будет ярко сверкать перед ним, и все мысли, все устремления его, как стальные стрелы, будут лететь, послушные указам Иерархии Света»17.

«Крик сердца обычно понимают как отвлечённое понятие, но Урусвати не скажет так, ибо она слышала и ощущала звучание сердца в его великом напряжении. Действительно, такое звучание существует, и в нём выражается мощная энергия. Самые опасные нападения тьмы разбиваются о такое напряжение энергии. (...) От такого разряда распадаются самые злые посылки. У Нас всегда радуются, видя такое дозорное сердце. Ведь нападение всегда нежданно, и собирание силы возможно при великой бдительности. Часто такая зоркость бывает затуманена как бы какою-то истомою, очень характерною для тёмных сил. Но сердце пылающее не поддаётся таким ядовитым химизмам»18.

Теперь поговорим об огне, к которому Урусвати имела самое непосредственное отношение.

В книге «Агни Йога», в послесловии, сказано: «Я дал огненный Камень той, которая по решению Нашему будет именоваться Матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню».

Большое мужество, мужество особого рода, потребовалось при таком испытании. Учение говорит: «Огненная работа, конечно, полна опасностей. Урусвати уже знает, как действует напряжение огненное. Не только в земном теле, но и в тонком невозможно противостоять долго такому напряжению»19. И далее: «Урусвати снова принимала участие в огненной работе. (...) Понятно, что каждое приближение к напряжённой стихии утруждает физические органы. Такую помощь могут оказывать лишь самоотверженные духи»20.

«Солнцеподобность сердца уявлена в мужестве, когда сердце не знает устрашения; когда самоотверженность Агни Йога уносит дух в разные сферы над Землёю и под землёю; когда дух неустанно творит всеми огнями сердца; когда чувствования являют отзвук на все космические явления. Дух, истинно, знает Сердце Мира, и знает дух, как неуязвим Щит Иерархии. (...) Макрокосм, содрогаясь, вызывает в своём микрокосме те же вибрации. (...)

Так солнцеподобное сердце Агни Йога вбирает в себя все космические энергии, концентрируя их в пространстве»21.

«Потому каждый центр Урусвати так чует катастрофы. Потому сердце вбирает все энергии, как в пространственную воронку, чуя каждую вибрацию. Потому солнцеподобное сердце помогает очищению пространства. Стремительное сердце идёт навстречу каждой огненной энергии. Такая стремительность возможна лишь при огненной самодеятельности, которая достигается лишь на высшей ступени огненной трансмутации. Потому так остро ощущается каждая космическая вибрация. Когда Мы указываем на землетрясения, не нужно всегда ждать проявлений внешних. Нужно, прежде всего, иметь в виду те колебания, которые происходят в недрах. Потому те боли, которые центры ощущают так глубоко, имеют отношения к недрам Земли. Так солнцеподобное сердце чует все огненные явления»22.

«Нужно помнить, насколько каждое указание Урусвати правильно и каждое чувство имеет основание. Не только огненные извержения и землетрясения, но даже далёкие ураганы показываются на ощущениях, и эти ощущения безошибочны, ибо сознание огненное прикасается чутко ко всему»23.

«Овладение огнями сопряжено со многими опасностями. Нелегко явить себе огни, но, осознав их, трудно преодолеть свойства всепроникающей стихии. Существо, осознавшее огни, становится звучащим на зов пламени, или пламеннозвучащим. Можно видеть пример в землетрясении, бывшем вчера. Сердце сестры Урусвати опасно содрогнулось, ибо землетрясение есть следствие огня. Именно всё существо сотрясается от столкновения огня разного качества. Но явление огня настолько важно, как шаг эволюции, что Советую проявлять особую осторожность во время овладения этой стихией. Ведь это представляет существенную часть опыта космических сношений»24.

Высокое качество бесстрашия проявила Урусвати в своих сношениях и с Тонким Миром и с дальними мирами.

«Урусвати сумела сохранить истинные отношения с Тонким Миром. (...) Истинное отношение примет Тонкий Мир спокойно, честно и доброжелательно. (...) Нужно не только признать бессмертие духа, но и научиться подходить ко всем явлениям Беспредельности. Ярко может приближаться Мир Тонкий, если не изгонять его. Существует два вида мужества. Можно встретить самых отчаянных храбрецов в земном смысле, которые дрожат при слове о призраках. Но истинное мужество не страшится никаких призраков. Они могут появиться в самом ужасном виде, но опытный наблюдатель знает, что они не могут вредить там, где живёт мужество»25.

Так и в сношениях с дальними мирами требуется мужество. Сказано, что «Мы — Путники на дальних мирах, там можно почерпать многие уроки бесстрашия. Чуждые условия планет, необычная атмосфера могут влиять на сердце Посетителя. Сестра Наша Урусвати знает ощущение далёких полётов. Она знает особенно трудное чувство при возвращении тонкого тела, ведь могут быть всегда осложнения»26.

Урусвати проявила мужество и в том, что «не однажды принимала на себя чужую боль. Такое качество делается частью Великого Служения. Первоначально оно весьма тяжко, но затем такое вмещение и самоотвержение становится как бы второй природой. (...) Можно читать о явлении особых болей у замечательных лиц, это не только священная боль, но и приём на себя чужого страдания. Можно сказать про Нашу Обитель, что болезней там не бывает, но страдания достаточно. Неизбежно это при заботе о человечестве»27.

В связи с подвигом Урусвати упоминается высокое качество торжественности, которое так спасительно и необходимо и в час опасности, и во время битвы, и при приобщении к Огню. О нём в Учении говорится: «...Торжественность есть возвышенное приношение всех лучших чувств, есть напряжение всех превосходных энергий, прикосновение к следующим Вратам»28.

«Урусвати даже в час опасности сохраняет торжественность. Немногие понимают силу такого щита. Посреди бушующих токов скала нерушимой торжественности стоит незыблемо. Можно исследовать научно каждую мощь, окружающую человека. Он сам может порождать любую силу в себе и ковать из неё непроницаемый панцирь. Также нужно понять, что торжественность есть лучший мост к Нам. Наша помощь летит быстро по каналу торжественности и медленнее всего путём ужаса и уныния»29.

«Урусвати знает, как Мы ценим чувство торжественности. Именно торжественность даёт устойчивость стремлению ввысь. Особенно расцветает это чувство в памятные дни Великих Героев»30.

Сегодня такой памятный день, и мы преисполняемся торжественности, вспоминая подвиг Воительницы. «Утверждать торжественность — значит петь гимны восходящему Солнцу»31, — сказано в книге «Братство». А оно уже восходит.

В одном из своих писем Елена Ивановна пишет: «...Я люблю наименование воин и любуюсь каждым героизмом, каждым мужественным поступком, и сама по природе не лишена воинственности. (...) ...Можем ли мы обманывать себя, что мы не живём среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточённее всякой войны в обычном её понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык Света. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией, мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведёт решительную опасность и проведёт путём победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе»32.

Урусвати жила в будущем. Её духовный взор прозревал эпоху торжества света, знания и любви. И путь к этой эпохе она проложила своими трудами, став проводником и носителем Учения, необходимого для осуществления этого будущего. Звезда утра предвещает приход нового дня ещё до солнца. Как лампада, горит она на небе уходящей ночи и возвещает восход.

Закончим призывом Урусвати к нам: «Бодро примите дозор, и мощная вера в Руку Водящую пронесёт над всеми пропастями. Мужество, мужество и мужество — сейчас Завет всем. Оперенье страха несёт нас вниз, тогда как крылья мужества переносят над бездною. Так восхитимся красотою мужества и мощью веры в светлое Грядущее»33.

12 февраля 1995 г.


1 Мир Огненный. II. 13.
2 Сердце. 182.
3 Там же. 183.
4 Там же. 477.
5 Мир Огненный. II. 13.
6 Сердце. 181.
7 Мир Огненный. I. 72.
8 Надземное. 21.
9 Там же. 51.
10 Там же.
11 Там же. 57.
12 Там же. 61.
13 Там же. 98.
14 Там же. 130.
15 Там же. 175.
16 Там же. 37.
17 Письма Елены Рерих. Т. 1. Рига, 1940. 3.06.1931.
18 Мир Огненный. II. 169.
19 Там же. 220.
20 Там же. 222.
21 Мир Огненный. III. 287.
22 Там же. 288.
23 Мир Огненный. I. 166.
24 Агни Йога. 392.
25 Надземное. 52.
26 Там же. 37.
27 Там же. 65.
28 Аум. 523.
29 Надземное. 104.
30 Там же. 125.
31 Братство. 295.
32 Письма Елены Рерих. Т. 1. 19.06.1933.
33 Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. 22.07.1935.



Назад в раздел : Урусвати - Cвет Утренней звезды
(c) Сибирское Рериховское Общество
Музей Н.К. Рериха в Новосибирске * Дом-музей Н.К. Рериха на Алтае