* Идея Общины витает в воздухе. Если и дальше на планете будет так, как теперь, — планета погибнет.
* Каждый должен почувствовать себя общинником. Авторитарность — это то, что мы изживаем, и переходим к новым формам.
* Учитель указал: «В Новую Россию Моя первая весть». Новая Россия станет Светочем Мира.
* Когда Земля очистится — начнётся возрождение России.
* Если мы что-то делаем в срок, то все возможности притягиваются.
-- «Спросите — сколько областей знания может вмещать человек для устранения забот застоя? Конечно, триада областей не отяготит течения мыслей. Этика основ бытия, область прошлых существований и часть наблюдений над элементами видимой природы могут составить неутомительную триаду, очищающую сознание» (Агни Йога, 133). Поясните этот параграф.
-- «Люди обычно полагают, что они могут достигать совершенства множеством способов. Это множество миражей успокаивает убогое мышление. Между тем у человечества лишь два пути. Или мудро в напряжении искать постижение Аума, или подобно бревну ложиться в гроб, полагая, что кто-то или нечто устроит судьбу лавочника духа» (Агни Йога, 158). Что значит «искать постижение Аума»?
-- «Не надо новых врагов, сами дойдут, кто вам назначен» (Листы Сада Мории. Озарение. 1–VIII–10). Как это понять?
-- «Разобщение элементов усматривает разновидность форм, но не предусматривает нарастание антагонизма. Свет и тьма могут стать, соприкасаясь, сотрудниками. Порождение резких граней приведено в жизнь мышлением. И в мирах высших сотрудничают свет и тьма» (Беспредельность, 79). О каком сотрудничестве говорится?
-- «...На Земле тьма совершит своё последнее великое предательство: предаст своих верных слуг. И превратятся в прах и пепел все их хитроумные построения» (Грани Агни Йоги. Т. 13, 10А). Что значит «тьма предаст своих слуг»?
-- «Мука у средины не чиста, но купить новую нет денег» (Листы Сада Мории. Зов. 6.04.1922). Объясните: что это означает?
-- Как не впадать в отчаяние от сознания того, что человек по глупости способен неправильно воспользоваться данной ему свободой воли?
Преподобный Сергий был миротворец, мирил князей. Был твёрдым и требовательным, но без насилия; мог повлиять, убедить, но без насилия.
Воля без любви равняется насилию, — делай во имя моей воли!
Если человек сделает что-то насильно, даже доброе — ничто в нём не изменится. А вот вызвать в человеке импульс сделать добро — это другое дело.
-- «Можно много бродить около механических построений, но двигаться в будущее можно лишь познаванием Агни. Когда умертвятся целые материки, как же найти новые жилища без новой энергии? Необходимо подготовить духовное сознание к большим земным переворотам — это в лучшем случае; но если мы встретимся у последней черты в прежней чёрной ненависти, то люди будут лишь пороховым погребом. Так находчиво помыслим об Агни» (Мир Огненный. II, 8).
О каких жилищах здесь говорится и какова связь между новыми жилищами и новой энергией?
-- Что такое внутреннее молчание даже при внешних словах?
-- В «Гранях Агни Йоги» указывается полезность для слушателей из Тонкого Мира чтения вслух книг Живой Этики. Не повредит ли это детям, предположим, находящимся в другой комнате или случайно зашедшим?
-- Как можно говорить с детьми о культуре поведения?
-- Из Учения мы знаем, что на Землю из Космоса идут мощные энергии, или огонь, который выявляет в людях всё хорошее и всё дурное. Как это связано с разговорами о конце света?
-- Нужно ли совместно читать и обсуждать параграфы из Учения Живой Этики?
-- Что такое случайность в свете кармической закономерности? В Учении сказано, что «случайностей не бывает», но, с другой стороны, в «Письмах Махатм» говорится о случайно убитых. Как это понимать?
-- Могут быть и допущенные болезни?
-- То есть можем обгонять карму?
-- Приходится жить с людьми, которые постоянно раздражают, а расстаться невозможно. Что делать?
-- Можем ли мы проводить в школах беседы о Живой Этике с учениками и преподавателями, ведь в Учении указано, что нельзя воздействовать на неподготовленное сознание? И если можно, то в какой форме?
-- В книге «Беспредельность» говорится о Сердце Вселенной, Космическом Разуме, Космическом Магните. Как эти понятия связаны и что есть Космический Магнит?
-- Можно ли считать, что устремление к красоте, к самосовершенствованию — это уже попытка согласовать себя с Космическим Магнитом?
-- В разные времена делались попытки создания общин на религиозной или государственной основе. Почему они быстро распадались?
-- То есть люди, объединившись в какое-то сообщество с целью получить выгоду для себя, не могут создать общину?
-- У Будды, у ранних христиан были крепкие общины?
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества
Что есть овладение огнями, о котором говорится в Учении?
Овладение огнями — это значит самодисциплина. И тогда огни, которые в нас, а мы все энергетичны, пойдут нам на пользу. Куда мы их направим? Куда эти огни приведут нас, если мы сами собой не владеем, если мы эгоистичны и склонны к каким-то эксцессам, к самоублажениям? На свои удовольствия, на наркоманию? Раздражение — это тоже огонь, но это чёрный огонь, и, если мы не сдерживаемся, мы от раздражения сами пострадаем и других отравим империлом. Вот это и есть овладение огнями, или, если сказать другими словами, самодисциплина.
Как связаны самодисциплина и равновесие?
Самодисциплина и есть равновесие. Невозможно представить себе равновесие без самодисциплины. Это одно и то же. Огни есть у всех, но куда они направлены? Если человек себя уравновешивает — значит, он дисциплинированный, огни его горят на пользу и ему, и другим. Это созидательные огни.
Хотелось бы услышать от Вас: какой вред наносит наркомания?
Хотя бы тот, что человек живёт в совершенно нереальном мире. Всякий наркотик приводит его в какие-то искусственные сферы, этим пользуются тёмные. И если он живёт в нереальном мире, куда он пойдёт? Ведь в Тонком Мире у него уже такого средства не будет — накачивать себя наркотиками и видеть что-то иллюзорное, приятное, чего на самом деле нет. Это своего рода самоуслаждение таким противоестественным, искусственным путём. И что он там будет делать без наркотиков, куда он попадёт, в какие сферы? — В лапы тёмных, потому что он, собственно говоря, беззащитен. Что ему наркотики насылают, то он там и видит. А сам он никуда не движется и никак не прогрессирует, а только лежит и наслаждается этими иллюзорными видениями. Это страшное дело. Он живёт в нереальном мире уже здесь. А куда он в Тонком Мире попадёт, это даже себе представить невозможно. Это прямой путь к одержанию, потому что он — уже не он, он собой не владеет, ни в чём не разбирается. Ему главное — только получать удовольствие. И те, кто не может избавиться от наркомании, для эволюции, конечно, уже никак не могут быть пригодны.
Сейчас идёт разделение людей по полюсам. И если, например, в этой жизни человек стал алкоголиком, то ведь у него, возможно, были предыдущие положительные накопления. Будет ли человек судим только по своему последнему воплощению?
Если у него в прошлом были положительные накопления, он пьянствовать не будет. А если он, несмотря ни на что, перечёркивает всё, что было у него раньше, и пьянствует — это, конечно, предопределяет. И если у него действительно были положительные накопления, я не думаю, что он впадёт в пьянство, или в разврат, или в бандитизм, — навряд ли. Это же следствия — мы проходим через тела, но проходим с нашими накоплениями, и, конечно, все мы связаны с предшествующими делами. Если дела были хороши и мы устремлялись к Учению Жизни (а мы, безусловно, устремляемся к нему не первую жизнь, иначе мы не могли бы понять Живую Этику), значит, были накопления, может быть, исповедовали религии, изучали философии. Но если человек несколько жизней пьянствовал, что будет в результате? Нельзя считать, что он был очень хорош, а потом всё перечёркивается. И конечно, последнее воплощение — решающее. Если он в этом воплощении пал, а прежние воплощения его не вытащили, не предотвратили, — значит, они были слабы. Я не думаю, что кто-то из нас, здесь присутствующих, очень тянется к пьянству или к какому-то страшному падению.
Тогда не имеет смысла вообще таких людей спасать?
Нет, имеет смысл. Мы всё равно должны спасать. Потому что, если в этой жизни они вовремя опомнятся, они пойдут дальше.
Я вам рассказывала про разбойника и щенка, которого он пожалел. И оказалось, что у него есть сердце. А был бандит и людей убивал. Так что если даже есть что-то одно, за что можно зацепиться, то его можно спасти. И надо бороться за людей. Это не значит, что их надо списывать. Люди сами себя списывают в переработку. А мы должны делать по возможности всё, чтобы им помочь.
Сейчас идёт конечный отбор, и все выявляются до предела.
Ответы Н.Д. Спириной на вопросы присутствующих на «круглых столах» Сибирского Рериховского Общества
Наталия Дмитриевна, объясните значение слова «трансмутация».
Трансмутация имеет в виду человека: трансмутация его низших аспектов, низших свойств в высшие.
Если это слово употребить в духовном аспекте, то можно вспомнить трансмутацию разбойника на кресте рядом с Христом. Это был разбойник, «со знаком минус», и он трансмутировался на 180 градусов и стал «со знаком плюс», то есть весь его дух воскрес в этом распинаемом теле, и он просил Христа взять его к себе. Тот сказал: «Будешь со Мной». Вот это — мгновенная трансмутация. А в обычной жизни, когда нас никто не пытает и не распинает, мы это проходим постепенно. Наши негативные свойства мы стараемся трансмутировать в позитивные. Если, например, мы раздражительны — стараемся вырабатывать спокойствие, то есть обратный полюс. Если мы недоброжелательны — стараемся вырабатывать доброжелательство, сочувствие, сострадание, сорадование, то есть сами себя воспитываем, трансмутируем, зная свои недостатки. И каждый, если в себе поищет, поймёт, что ему надо трансмутировать, что у него негативное и как это претворить. Вот этим и занимается Живая Этика.
Что такое самолюбование?
Это элемент самости, конечно. И надо его заменить самокритичностью. Когда человек очень собой доволен, к чему это может привести?
Можно ли любить в себе высшее «Я»?
Высшее «Я» — это совсем другое. Но тут говорится о личности, потому что самолюбование к высшему «Я» не имеет отношения. Высшее «Я» собой не любуется, а созерцает Высшее, устремляется к Высшему.
Объясните заповедь Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».
«Возлюби ближнего своего, как самого себя» — значит, не делай другому того, чего себе не хочешь, и делай то, что ты хотел бы, чтобы тебе делали. Вот такой смысл — желание другому добра и блага, того же, что мы хотим себе.
В книге «Листы Сада Мории. Озарение» (2 – IX – 9) сказано: «Друзья! Четыре камня положите в основание действий ваших. Первый — Почитание Иерархии. Второй — Сознание единения. Третий — Сознание соизмеримости. Четвёртый — Применение Канона — «Господом твоим».
Для утверждения первого — призовите всю любовь вашу. Припомните из детства вашего лучшие улыбки, самые яркие лучи солнца и первую песнь птиц за окном.
Для второго — облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды.
Для третьего — выберите в вашей рабочей комнате самую высшую и отвесную линию и назовите её размером Плана. Все недовольства, раздражения и утомления прикладывайте мысленно к размеру мирового Плана и, сравнивая, не найдёте даже малейшего места для призрачных настроений.
Для четвёртого — представьте себе всю бесконечность звёздного мира. Поистине, у Отца много домов, который из них запятнаем? Вспоминая данный канон, представьте, как из запертого дома выходите на свет. Так придёт к вам всё, в чём нуждаетесь.
Начертайте на первом камне — Голубя. На втором — Воина. На третьем — Колонну. На четвёртом — Солнце».
Наталия Дмитриевна, поясните слова о втором камне основания: «Облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и освежите восприятие глотком трезвой воды». Почему символом единения является воин?
Нужно быть воином. В каком смысле «воином»? Прежде всего надо бороться за единение в себе самом. Очень многое в нас отталкивает нас от единения и с Иерархией, и с нашими сотрудниками, и с нашими ближними. Против этого мы должны восставать и воевать за утверждение единения. И нужно осмотреть наши доспехи, нужно подумать, что способствует единению, что мешает, и применить всё, что только может способствовать, и защищаться как щитом от всего разъединяющего. Разъединяющего много: и мы сами, и окружающие могут воздействовать на нас отрицательно. Для этого нужно стойко, во всеоружии бороться против разъединения и освежить восприятие «глотком трезвой воды». Это, конечно, метафора, но подразумевается, как мне кажется, в том числе и то, что не нужно впадать в эйфорию, кого-то особенно восхвалять, восхищаться или, наоборот, поносить. И то и другое будет нетрезвое поведение. А «глоток трезвой воды» — это значит выработать сознательное, хладнокровное, разумное отношение к другим. И это поможет объединению.
Как восполнить энергию мозга, ослабленную физически или нервными стрессами?
Тут вопрос о психической энергии. У нас есть подборка «Психическая энергия. Накопление и расточение»: что её накапливает, аккумулирует, и что растрачивает. Это относится и к мозгу, и к телу, и к душе человека — ко всему. В этой подборке даются указания, взятые из книг Учения Живой Этики, как можно накопить психическую энергию и таким образом помочь и своему мозгу. И конечно, самое главное — это положительные мысли, потому что растрачивается мозг на мысли отрицательные — тогда он не питается из Высшего Источника. Если же он мыслит положительно — уже одно это ему помогает, и настраивает его, и успокаивает стрессы, если таковые есть, и нервные возбуждения и так далее. То есть надо мыслить согласно Учению, тогда это и будет помощью своему мозгу.
Неравнодушие — это эмоция положительная или отрицательная?
Тут вопрос в том, неравнодушие к чему. Если неравнодушие к пиву — то это одно. А если неравнодушие к злу или к нарушению основ Живой Этики — это совсем другое. Но тут, видимо, подразумевается второе. Мы не можем быть равнодушны, когда искажают Учение, когда даются какие-то послания, вроде по Учению и его словами, а на самом деле они несут совершенно не то. Мы не можем оставаться равнодушны, если что-то искажается или присваивается себе, — то есть ко всему, что нарушает Живую Этику, праведный подход к ней и правильное понимание, мы, конечно, должны быть неравнодушны. Равнодушие — это те же тёпленькие. Тёплый благодушен, ему хорошо, его в общем ничто не волнует. Но мы должны быть или холодны, или горячи.
Часть членов нашего Рериховского Общества считает, что нужно утверждать, нести людям свет, не заостряя внимания на борьбе с тьмой, поменьше говорить и упоминать о ней, иначе можно оказаться в лагере тьмы. Правильно ли это, ведь в Живой Этике и в «Гранях Агни Йоги» много говорится о внутренней и внешней тьме?
Это всё равно что полководец перед каким-то огромным сражением не будет знать, сколько у противника сил, численность армии, количество пушек и так далее. Он должен всё это заранее знать. Если он не знает, как он будет мобилизовать свою армию и сражаться? Точно так же и тут. Мы должны знать врага, должны знать его силы, его приёмы, быть к этому готовы. Если мы подготовлены, мы на эти приёмы, эти уловки уже можем и не попасться. Но надо ли концентрировать все свои мысли только на этом? Надо свои мысли концентрировать на Иерархии Света, но противников — знать, ведь о них так много говорится, об их уловках и приёмах. Если бы это было неполезно, об этом бы в Учении не говорилось.
Понятие относительности добра и зла. Если ребёнок берёт в руки острый предмет или тянется к розетке, то взрослые, понимая, чем это может кончиться, отбирают у него это. Ребёнок плачет, для него это зло, но взрослые понимают, что это во благо. Так же бывает и у нас…
Да. Что-то у нас отбирают, мы плачем, а на самом деле это для нас благословение и спасение. Или нам посылается какая-нибудь болезнь, которая, может быть, помогает нам что-то побороть. Мы думаем, что это вред и зло. Конечно, болезнь — это зло, но если она помогает? Ведь вы возьмите биографии Светочей Мира. Они нарочно на себя навлекали и болезни, и изуродования, и позволяли себя бить, хотя были очень сильные. Так, на Серафима Саровского напали разбойники, искалечили его на всю жизнь. Он был очень силён и мог совершенно свободно разбросать этих двух бандитов, но он этого не сделал. После этого он ходил сгорбленный; он принял на себя такую инвалидность, считая, видимо, что для его духа это полезно.
А Франциск Ассизский, который был богатым, оставил богатство и стал нищим. Он голодал, жил под дождём и в холоде и грязи, его гнали и никуда не пускали по ночам. Он специально навлёк это на себя, чтобы что-то в себе победить. И, сидя в тюрьме, он радовался, что тело его в цепях, а душа на свободе.
Так что про всё отрицательное, что происходит с нашей личностью, с нашей оболочкой, нужно подумать, как повернуть на пользу нашему духу и что, может быть, это для духа необходимо. Кроме того, мы платим, у нас есть ещё кармические платежи. Но главное, чтобы это было полезно и ничто нас не остановило — никакие личные несчастья, хвори и так далее.
Из беседы Н.Д. Спириной с сотрудниками СибРО
Взаимоотношения — не только внешние, но и внутреннее отношение каждого друг к другу — решают всё. Раньше взаимоотношения строились часто на чисто внешних приёмах. Думали, что только вежливость, приятные манеры или ещё что-то имеет значение. А теперь настраиваемся внутренне, и только так может состояться община, когда мы верим друг другу, помогаем, радуемся и понимаем друг друга. Когда успех или достижение друга — это и наше достижение, так надо воспринимать. А если у него неудача, то, значит, и мы тоже в чём-то виноваты: что-то недосмотрели, недопоняли, недосказали.
-- Что означает знак Знамени Мира? Известно, что это очень высокий символ.
-- Как совмещать молитву с трудом? Что значит всегда молиться?
-- Значит, эгоизма и самости могло не быть?
Очищение мышления — наша первая ступень. Сейчас мысли очень быстро осуществляются; мысль стала распространяться благодаря новым токам. Поэтому думать о себе нужно очень мало и по-деловому: как одеть, накормить и т.п. Думая о других, объективно сознавать, кто есть кто, но не в отрицательном ключе. В два раза увеличивать хорошее, в десять раз уменьшать всё плохое. Объективность без эмоций.
...-- Наталия Дмитриевна, что самое яркое запомнилось Вам от встреч со Святославом Николаевичем Рерихом?
-- Необыкновенно светлый облик, необыкновенно простой и приветливый — вот что меня поражало; такой великий человек и так просто с нами держится — как с равными, не даёт понять, насколько он выше нас. И как он всегда был приветлив!..